Второй новеллистический цикл Астафьева «Царь-рыба» уви
дел свет в 1976 году. В отличие от «Последнего поклона», здесь
писатель обращается к другой первооснове человеческого суще
ствования — к связи «Человек и Природа». Причем эта связь ин
тересует автора в нравственно-философском аспекте: в том, что
еще Есенин называл «узловой завязью человека с миром приро
ды», Астафьев ищет ключ к объяснению нравственных досто
инств и нравственных пороков личности, отношение к природе
выступает в качестве «выверки» духовной состоятельности лич
ности.
«Царь-рыба» имеет жанровое обозначение «повествование в
рассказах». Тем самым автор намеренно ориентировал своих чита
телей на то, что перед ними цикл, а значит, художественное един
ство здесь организуется не столько сюжетом или устойчивой сис
темой характеров (как это бывает в повести или романе), сколько
иными «скрепами». И в циклических жанрах именно «скрепы» несут
очень существенную концептуальную нагрузку. Каковы же эти
«скрепы»?
Прежде всего, в «Царь-рыбе» есть единое и цельное художе
ственное пространство — действие каждого из рассказов проис
ходит на одном из многочисленных притоков Енисея. А Енисей —
«река жизни», так он и назван в книге. «Река жизни» — этот ем
кий образ, уходящий корнями в мифологическое сознание: у не
которых древних образ «река жизни», как «древо жизни» у других
народов, был наглядно-зримым воплощением всего устройства
бытия, всех начал и концов, всего земного, небесного и подзем
ного, то есть целой «космографией».
Такое, возвращающее современного читателя к космогони
ческим первоначалам, представление о единстве всего сущего в
«Царь-рыбе» реализуется через принцип ассоциаций между чело
веком и природой. Этот принцип выступает универсальным кон
структом образного мира произведения: вся структура образов,
начиная от образов персонажей и кончая сравнениями и мета
форами, выдержана у Астафьева от начала до конца в одном
ключе — человека он видит через природу, а природу через че
ловека.
Так, ребенок ассоциируется у Астафьева с зеленым лист
ком, который «прикреплялся к древу жизни коротеньким стер
женьком», а смерть старого человека вызывает ассоциацию с
108 тем, как «падают в старом бору перестоялые сосны, с тяжелым
хрустом и долгим выдохом». А образ матери и ребенка превра
щается под пером Астафьева в образ Древа, питающего свой
Росток:
Вздрогнув поначалу от жадно, по-зверушечьи давнувших де
сен, заранее напрягшись в ожидании боли, мать почувствовала
ребристое, горячее нёбо младенца, распускалась всеми ветвями и
кореньями своего тела, гнала по ним капли живительного моло
ка, и по раскрытой почке сосца оно переливалось в такой гибкий,
живой, родной росточек.
Зато о речке Опарихе автор говорит так: «Синенькая жилка,
трепещущая на виске земли». А другую, шумную речушку он на
прямую сравнивает с человеком: «Бедовый, пьяный, словно но
вобранец с разорванной на груди рубахой, урча, внаклон катился
поток к Нижней Тунгуске, падая в ее мягкие материнские объ
ятия». Этих метафор и сравнений, ярких, неожиданных, щемя
щих и смешливых, но всегда ведущих к философскому ядру кни
ги, в «Царь-рыбе» очень и очень много. Подобные ассоциации,
становясь принципом поэтики, по существу, вскрывают главную,
исходную позицию автора. Астафьев напоминает нам, что человек
и природа есть единое целое, что все мы — порождение природы,
ее часть, и, хотим или не хотим, находимся вместе с законами,
изобретенными родом людским, под властью законов куда более
могущественных и непреодолимых — законов природы. И поэто
му самое отношение человека и природы Астафьев предлагает
рассматривать как отношение родственное, как отношение меж
ду матерью и ее детьми.
Отсюда и пафос, которым окрашена вся «Царь-рыба». Астафь
ев выстраивает целую цепь рассказов о браконьерах, причем бра
коньерах разного порядка: на первом плане здесь браконьеры из
поселка Чуш, «чушанцы», которые буквально грабят родную реку,
безжалостно травят ее; но есть и Гога Герцев — браконьер, кото
рый вытаптывает души встречающихся ему на пути одиноких
женщин; наконец, браконьерами автор считает и тех чиновни
ков государственного масштаба, которые так спроектировали и
построили на Енисее плотину, что загноили великую сибирскую
реку.
Дидактизм, который всегда в той или иной мере присутство
вал в астафьевских произведениях, в «Царь-рыбе» выступает с
наибольшей очевидностью. Собственно, те самые «скрепы», кото
рые обеспечивают цельность «Царь-рыбы» как цикла, становят
ся наиболее значимыми носителями дидактического пафоса. Так,
Дидактика выражается прежде всего в однотипности сюжетной
логики всех рассказов о попрании человеком природы — каждый
из них обязательно завершается нравственным наказанием бра
109 коньера. Жестокого, злобного Командора постигает трагический
удар судьбы: его любимицу-дочку Тайку задавил шофер — «су
хопутный браконьер», «нажравшись бормотухи» («У Золотой
Карги»). А Грохотало, «мякинное брюхо» и неудержимый рвач,
наказуется в чисто гротескном, буффонадном виде: ослеплен
ный удачей, он хвастает пойманным осетром перед человеком,
который оказывается инспектором… рыбнадзора («Рыбак Грохо
тало»). Наказание неминуемо настигает человека даже за давние
злодеяния — таков смысл кульминационного рассказа из первой
части цикла, давшего название всей книге. Сюжет о том, как
наиболее осмотрительный и вроде бы самый порядочный из бра
коньеров Игнатьич был стянут в воду гигантской рыбой, приоб
ретает некий мистико-символический смысл: оказавшись в пу
чине, превратившись в пленника собственной добычи, почти
прощаясь с жизнью, Игнатьич вспоминает давнее свое преступ
ление — как он еще безусым парнем, «молокососом», пакостно
отомстил своей «изменщице», Глашке Куклиной, и навсегда
опустошил ее душу. И то, что с ним сейчас произошло, сам
Игнатьич воспринимает как божью кару: «Пробил крестный час,
пришла пора отчитаться за грехи…»
Авторская дидактика выражается и в соположении рассказов,
входящих в цикл. Не случайно по контрасту с первой частью, ко
торую целиком заняли браконьеры из поселка Чуш, зверствующие
на родной реке, во второй части книги на центральное место
вышел Акимка, который духовно сращен с природой-матушкой.
Его образ дается в параллели с «красногубым северным цветком»,
причем аналогия проводится через тщательную изобразительную
конкретизацию:
Вместо листьев у цветка были крылышки, тоже мохнатый, точно
куржаком охваченный, стебелек подпирал чашечку цветка, в ча
шечке мерцала тоненькая, прозрачная ледышка.
(Видно, не шибко сладким было детство у этих северных цин
готных Акимок, да все равно — детство.) Рядом с Акимом появ
ляются и другие персонажи, что, как могут, пекутся о родной
земле, сострадают ее бедам. А начинается вторая часть рассказом
«Уха на Боганиде», где рисуется своего рода нравственная утопия.
Боганида — это крохотный рыбацкий поселок, «с десяток косо
боких, до зольной плоти выветренных избушек», а вот между его
обитателями: изувеченным войной приемщиком рыбы Кирягой-
деревягой, бабами-резалыцицами, детишками — существует ка
кая-то особая добрая приязнь, прикрываемая грубоватым юмо
ром или вроде бы сердитой воркотней. Апофеозом же этой утопи
ческой этологии становится ритуал — с первого бригадного улова
«кормить всех ребят без разбору рыбацкой ухой». Автор обстоя
тельно, смакуя каждую подробность, описывает, как встречают
110 боганидские ребятишки лодки с грузом, как помогают рыбакам,
и те их не то что не прогоняют, а «даже самые лютые, нелюдимые
мужики на боганидском миру проникались благодушием, мило
стивым настроением, возвышающим их в собственных глазах»,
как совершается процесс приготовления ухи. И, наконец, «венец
всех дневных свершений и забот — вечерняя трапеза, святая, бла
гостная», когда за общим артельным столом рядом с чужими от
цами сидят чужие дети и согласно, дружно едят уху из общего
котла. Эта картина есть зримое воплощение авторского идеала —
единения людей, разумно живущих в сообществе, в ладу с приро
дой и между собой.
Наконец, дидактический пафос в «Царь-рыбе» выражается
непосредственно — через лирические медитации Автора, выступа
ющего в роли героя-повествователя. Так, в рассказе «Капля», ко
торый стоит в начале цикла, большая лирическая медитация на
чинается с такого поэтического наблюдения:
На заостренном конце продолговатого ивового листа набухла,
созрела продолговатая капля и, тяжелой силой налитая, замерла,
боясь обрушить мир своим падением. И я замер. <…> «Не падай!
Не падай!» — заклинал я, просил, молил, кожей и сердцем вни
мая покою, скрытому в себе и в мире.
Вид этой капли, замершей на кончике ивового листа, вызыва
ет целый поток переживаний Автора — мысли о хрупкости и тре
петности самой жизни, тревогу за судьбы наших детей, которые
рано или поздно «останутся одни, сами с собой и с этим пре
краснейшим и грозным миром», и душа его «наполнила все во
круг беспокойством, недоверием, ожиданием беды». Правда, эта
тревожная медитация завершается на мажорной ноте:
А капля? Я оглянулся и от серебристого крапа, невдали пере
ходящего в сплошное сияние, зажмурил глаза. Сердце мое тре
пыхнулось и обмерло в радости: на каждом листке, на каждой
хвоинке, травке, в венцах соцветий, на дудках дедюлек, на лапах
пихтарников, на необгорелыми концами высунувшихся из костра
дровах, на одежде, на сухостоинах и на живых стволах деревьев,
даже на сапогах спящих ребят мерцали, светились, играли капли,
и каждая роняла крошечную блестку света, но, слившись вместе,
эти блестки заливали сиянием торжествующей жизни все вокруг,
и вроде бы впервые за четверть века, минувшего с войны, я, не
зная, кому в этот миг воздать благодарность, пролепетал, а быть
может, подумал: «Как хорошо, что меня не убили на войне, и я
дожил до этого утра».
Именно в лирических медитациях Автора, в его взволнован
ных переживаниях то, что происходит здесь и сейчас, в социаль
ной и бытовой сферах, переводится в масштабы вечности, соот носится с великими и суровыми законами бытия, окрашиваясь в
экзистенциальные тона1.
Однако, в принципе, дидактизм в искусстве выступает нару
жу, как правило, тогда, когда художественная реальность, вос
созданная автором, не обладает энергией саморазвития. А это зна
чит, что «всеобщая связь явлений» еще не видна. На таких фазах
литературного процесса оказывается востребованной форма цик
ла, ибо в ней удается запечатлеть мозаику жизни, а вот скрепить
ее в единую картину мира можно только архитектонически: по
средством монтажа, при помощи весьма условных — риториче
ских или чисто фабульных — приемов (не случайно в ряде после
дующих изданий «Царь-рыбы» Астафьев переставлял местами рас
сказы, а некоторые даже исключал)2. Все это свидетельствует о
гипотетичности концепции произведения и об умозрительности
предлагаемых автором рецептов.
Сам писатель рассказывал, с каким трудом у него «выстраива
лась» «Царь-рыба»:
Не знаю, что тому причиной, может быть, стихия материала, кото
рого так много скопилось в душе и памяти, что я чувствовал себя бук
вально им задавленным и напряженно искал форму произведения, которая
вместила бы в себя как можно больше содержания, то есть поглотила бы
хоть часть материала и тех мук, что происходили в душе. Причем все это
делалось в процессе работы над книгой, так сказать «на ходу», и потому
делалось с большим трудом (курсив наш. — Авт.)2.
В этих поисках формы, которая бы соединяла всю мозаику
рассказов в единое целое, выражали себя муки мысли, пытаю
щей мир, старающейся постигнуть справедливый закон жизни
человека на земле. Не случайно на последних страницах «Царь-
рыбы» Автор обращается за помощью к вековой мудрости, за
печатленной в Священной книге человечества: «Всему свой час,
и время всякому делу под небесами. Время родиться и время
1 Впоследствии, спустя многие годы, именно экзистенциальную проблема
тику Астафьев выставил на первое место в своей книге. «Вот в моей “Царь-рыбе”
вдруг нащупали тему экологии. Да какая же она экологическая! Это книга об
одиночестве человека, и большинство любой литературы — нашей и американ
ской — она вся об одиночестве человека», — заявил он на страницах «Литера
турной газеты» (2 июля 1997 г.) в статье, которая вышла под заголовком «Чело
век к концу века стал еще более одиноким». Беря во внимание это высказыва
ние, нельзя не учитывать того, что оно несет на себе печать позднейших реак
ций писателя.
2 Свидетельством того, что с началом «семидесятых годов» цикл рассказов
стал «формой времени», служит появление таких ярких произведений, как «Плот
ницкие рассказы» (1968) В. Белова, «Оранжевый табун» (1968) Г. Матевосяна,
«Переулки моего детства» (1969) Ю. Нагибина, «Моя тихая родина» (1978) А. Фи
липповича, «След рыси» (1979) Н. Никонова.
3 Астафьев В. Память сердца //Л ит. газета. — 1978. — 15 ноября. — С. 7.
112 умирать. <…> Время войне и время миру». Но эти уравновеши
вающие всё и вся афоризмы Екклезиаста тоже не утешают, и
кончается «Царь-рыба» трагическим вопрошанием Автора: «Так
что же я ищу, отчего я мучаюсь, почему, зачем? — нет мне
ответа».
Искомая гармония между человеком и природой, внутри са
мого народного «міра» не наступила. Да и наступит ли когда-ни
будь?
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.