Вместе с Булатом Окуджавой Александр Галич и Владимир Вы
соцкий стали классиками «магнитофониздата», еще когда их сти
хи не печатались в журналах и книгах, а их имена упоминались в
официальной прессе исключительно в бранном контексте. Само
понятие о свободной поэзии под гитару, записанной на магнито
фонные бобины, возникает в культурном быту 1960-х, а затем
1970-х и 1980-х годах, именно в связи с этими авторами. В редком
интеллигентском доме не было хотя бы одной-двух, а чаще десят
ков записей этих современных бардов. Безусловно, именно Галич,
Высоцкий, Окуджава оказались самыми популярными поэтами
десятилетия. Конечно, свою роль здесь сыграли песенная форма,
бесцензурность этой поэзии, атмосфера непосредственного кон
такта с автором (как правило, на записях звучали не только пес
ни, но и авторский комментарий, нередко обращенный к дру
жеской аудитории). Таков был общий контекст бытования «автор
ской песни», внутри которого каждый поэт формировал свою
особую роль. И если Окуджава выбрал роль современного роман-
систа, возвращающего лирику к романтическим ценностям част
ной жизни, то Галич и Высоцкий приняли на себя роли шутов.
Условно говоря, Галич создал современный вариант «белого кло
уна», Пьеро, исполненного горечи и сарказма, а Высоцкий воз
родил традицию «рыжего», Арлекина, карнавального скомороха,
обращающегося к толпе и любимого толпой, не ведающего по
чтения ни к каким земным и небесным авторитетам («я похож не
на ратника злого, а скорее на злого шута»).
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.
Наступна: 2.1. Александр Галич