Юрий Трифонов (1925—1981) умер 28 марта 1981 года нео
жиданно, на второй день после операции на почках — у него
случился тромб легочной артерии. В советское время он был со
мнителен для власти и для цензуры. Хотя он не ходил в откровен
ных диссидентах и не подписывал писем протеста, его все время
попрекали, что он пишет «не про то» и как-то не так: что он
погружен в сплошной быт, что оправдывает пошлость, что в его
произведениях нет просвета, что они сплошь мрачные. Вот как
назывались рецензии на его «городские повести»: «В замкнутом
мирке», «Прокрустово ложе быта», «На обочине жизни», «Герой
или “обломок целого”?» и т.п. Между тем эти повести пользова
лись огромным интересом культурных читателей, одну из них («Дом
на набережной») инсценировал Ю. Любимов в театре на Таганке.
В постсоветское время Трифонов вновь оказался под подозре
нием, на этот раз у так называемой «либеральной жандармерии»,
у тех, кто задним числом упрекает его — почему не подписывал
писем протеста? почему не участвовал? почему не выступал? 1Ло
гика подобных обвинений проста: если писатель издавался в со
ветской подцензурной печати, значит он конформист, слуга ре
жима. Отвечая на эти упреки, публицист Дора Штурман напом
нила о том, что в «доперестроечные времена», когда наиболее
типичным вариантом творческого поведения было приспособлен
чество, то есть писание лжи ради возможности легально изда
ваться, а люди типа Солженицына составляли меньшинство и
уходили в «самиздат», «были, однако, и другие судьбы, внешне
более благополучные, но тоже для тоталитарной ситуации нети
пичные. <…> Эти подцензурные писатели еще до падения всех зап
ретов, до отмены гонений на свободное слово (то есть прежде
всего до конца 1980-х годов) делали настоящее дело, работали
настоящую работу. Причем не в “самиздате” и не в “тамиздате”, а
в Госиздате. Такова была специфика их дарований, что они смог
1 Впервые эту точку зрения высказал Ю. Карабчиевский (поэт, прозаик, эс
сеист, автор книги «Воскрешение Маяковского», участник альманаха «МетрО-
поль»), в своем эссе о Галиче. В 1990-е годы ее особенно яростно озвучивает
литературовед и прозаик Ю.Дружников. Ю.Дружников давно специализируется
на «разоблачении» Юрия Трифонова. Еще в 1990 году он сначала опубликовал
статью в журнале «Время и мы» под названием «Судьба Трифонова», а в 1999-м
перепечатал ее в сборнике своих эссе «Русские мифы» (СПб., 1998). Ему дал
достойную отповедь А. П. Шитов, автор первого обстоятельного биобиблиогра-
фического изыскания о писателе («Юрий Трифонов: Хроника жизни и творче
ства: 1925— 1981. — Екатеринбург, 1997). В своем открытом письме Ю.Дружнико-
ву он буквально ловит «разоблачителя» на искажении фактов, на откровенных
передержках и досужих домыслах. См.: Шитов Л. О парадоксальности и остро
умии: Открытое письмо Юрию Дружникову / / Вопросы литературы. — 2000. —
Март—апрель. — С. 291 — 309.
218 ли создать непреходящие ценности под небывалым гнетом»1. В от
личие от тех писателей, «которые, не веря ни в сон, ни в чох,
восхваляли советскую власть и советскую жизнь всех ее времен»
(их Д. Штурман называет «советскими писателями»), такие ху
дожники, как, например, Ф. Искандер, И.Грекова, В.Астафь
ев, В. Быков, В. Тендряков, С. Залыгин, В. Шукшин, «не лгали,
не фальшивили» (их Д. Штурман называет «писателями советской
эпохи»). К их числу, утверждает Д. Штурман, принадлежал и Юрий
Трифонов.
Однако это определение тоже не вполне совпадает с творческой
биографией Трифонова. За тридцать лет литературной работы он
прошел довольно трудный путь — если пользоваться терминологи
ей, предложенной Д. Штурман, — от совершенно правоверного
«советского писателя» к «писателю советской эпохи», находяще
муся в очень непростых отношениях с этой эпохой. И его творче
ская эволюция — эволюция его воззрений, его эстетических
принципов, его художественной стратегии, его поэтики — показа
тельна для истории русской литературы второй половины XX века.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.