В своем творческом развитии Трифонов не мог остановиться
на демонстрации процесса «олукьянивания», разрыва между че
ловеком и историей как одной из причин трагедии людей, утраты
ими нравственных ориентиров. И очень важную роль в его творче
стве сыграло второе обращение к истории, когда он получил за
каз написать для серии «Пламенные революционеры» роман о
народовольцах2. Работая над романом «Нетерпение», писатель глу
боко погрузился в материал: изучал архивы, мемуарную литера
туру, труды историков.
В советской мифологии народовольцам принадлежит одно из
самых почетных мест — эти люди воспринимались как герои са
мой высшей пробы, ибо они, первыми подняв руку на самого
царя, отдавали себе отчет в том, что современники их осудят, но
они сознательно пошли на поругание толпы и мучительную смерть
1 Бек Т. Юрий Трифонов: Проза как инобытие поэзии / / Мир прозы Юрия
Трифонова. — Екатеринбург, 2000. — С. 93.
2 Эта серия, выходившая в Политиздате, несомненно, была задумана и одоб
рена в недрах ЦК КПСС. Для работы над книгами о выдающихся революцион
ных деятелях были приглашены вместе с писателями, вполне лояльными к ре
жиму, писатели, которые находились в непростых отношениях с властью: В. Ак
сенов, А. Гладилин, В.Войнович, Ю.Давыдов, Б. Окуджава. То ли это была по
пытка властей «приручить» строптивцев? То ли, наоборот, сочинение произве
дения на «священную тему» должно было защитить писателя от ретивых охрани
телей?
233 ради будущей свободной России. Трифонов остается верен тради
ционному преклонению перед народовольцами: он рисует их людь
ми, бескорыстно преданными высокой идее освобождения наро
да, людьми высочайшей нравственной чистоты, он показывает
всю трагическую тяжесть судьбы, на которую они себя обрекли.
Но Трифонов писал свой роман в начале 70-х годов XX века.
Это были годы всплеска революционного экстремизма: увлечение
«идеями Мао» по всему миру, студенческие волнения во Фран
ции, попытка Че Гевары экспортировать революцию в Боливию,
«красные бригады» в Италии, террористическая группа Бадера—
Майнхоф в Германии, называвшая себя «фракцией красной ар
мии»… Возможно, этот контекст обострил внимание Трифонова
к проблеме революционного экстремизма. Но главным-то стиму
лом, разумеется, было родное и очень близкое по времени отече
ственное прошлое.
В самом романе «Нетерпение» Трифонов с добросовестностью
историка раскрывает фундаментальные постулаты революцион
ного народничества.
Постулат первый: «История движется ужасно тихо, надо ее
подталкивать» — призывает Андрей Желябов. «Подталкивайте ис
торию! Подгоняйте, подгоняйте ее, старую клячу!»
Постулат второй: «…У народа нет других средств, кроме бун
та, этого единственного органа народной гласности»; только
взрыв — «иначе нельзя вывести народ из оцепенения, из болот
ной спячки…»
Постулат третий: революции не может быть без террора; «Ты
мечтаешь о революции без крови?» — не без скепсиса спрашивает
Желябов колеблющегося Митю Желтоновского.
Всем советским гражданам приходилось в той или иной форме
изучать основы марксизма-ленинизма, и именно эти постулаты
вбивались в головы как неоспоримые аксиомы. Трифонов излагает
их с эпической объективностью романиста, но сама художествен
ная реальность, которая воссоздается в романе, — течение исто
рических событий, характеры героев, их судьбы и судьбы тех, кто
с ними связан, становятся испытанием состоятельности идей край
него радикализма. Кроме того, автор окружил эпическую карти
ну целой системой комментариев, приписываемых то ли самим
участникам событий, то ли свидетелям, наконец, самой музе ис
тории Клио.
Трифонов обнаруживает, что даже среди народовольцев были
серьезные сомнения в избранной стратегии — прежде всего пото
му, что она неизбежно приведет к гибели невинных жертв: «…А
если гибель врага повлечет за собой гибель близкого, невинного
человека?» — спрашивает Александр Сыцянко Желябова. Тот от
вечает: «А вы готовы принести себя в жертву ради будущего Рос
сии?» Я сказал, что лично себя — готов. «Так вот это и есть жерт
234 ва: ваши близкие. Это и есть — вы». Но вот реакция Сыцянко:
«Признаться, его ответ показался мне чудовищным софизмом». И в
самом деле, брать на себя право распоряжаться жизнью другого,
пусть даже и близкого человека, словно она принадлежит тебе, —
разве это не единичное проявление самой жестокой диктатуры?
Больше того, порой сами участники покушений на царя спонтан
но оказывают сопротивление террористическому действию: как
Ваничка Окладский, что за несколько мгновений до прохожде
ния поезда перерубил провод, ведущий к мине. Вот что он думает
при этом: «Говорят же вам, черти, проклятые, упорные: от тер
рора — вред, людям пагуба, нужно бросать, никуда это дело
не г о д и т с я!» А Николаю Рысакову, первому бросившему бом
бу в карету царя, автор приписывает предсмертные слова раская
ния: «О вы, люди милые, дорогие, что будете жить через сто лет,
неужто вы не почуете. Как воет моя душа, погубившая себя наве
ки?» («Голос Рысакова Н. И».).
А главное, Трифонов-художник проверяет духовные послед
ствия следования экстремистским идеям. Он обнаруживает, что
эти рыцари без страха и упрека нравственно небезупречны. Так,
всматриваясь в характер главного героя — Андрея Желябова, ро
манист показывает, как в нем сочетается героическое, рыцарское
со стихийным, разгульным («студенческий бунтовщик, гуляка,
драчун»). А один из соратников по Народной Воле («Голос Фро
ленко М.Ф».) отмечает крутую эволюцию Андрея из «народни
ка, мечтателя» в «атамана, в вождя террора». И этот вождь уже
подавляет собою своих соратников: «Желябов держал всех в узде,
он из каждого умел веревки вить. Вот и из меня — свил верев
ку», — признается Николай Рысаков, один из «метальщиков». По
казывая Желябова в отношениях со множеством людей — с семь
ей, друзьями, женщинами, романист обнаруживает, что увлечен
ность революционной идеей, ослепленность поставленной целью
делает его душевно нечутким. «Андрей Иванович, при всем его
большом и сильном уме, часто промахивался в оценке людей», —
вспоминает один из знавших Желябова еще со студенческих вре
мен («голос издалека: Семенюта П. П».). — «У него не было инте
реса к подробностям человеческого характера. Он воспринимал
людей как-то общо, округлял их. <…> Словом, мне кажется, он
не всегда умел разглядеть тот неуничтожимый знак на челове
ке, о котором я говорил прежде». Самым же очевидным проявле
нием душевной нечуткости Желябова становится его отношение
к жене и сыну — ради революции он, в сущности, бросает их на
произвол судьбы, их жизни сломаны: «Ольга Семеновна почти
нищенствовала, обезумела, просила об изменении фамилии, от
реклась от мужа и проклинала его, спасая судьбу сына, но неиз
вестно, что ей удалось, есть намек, что она побиралась именем
Христа» («Клио-72»).
235 Разумеется, все сомнения персонажей романа, все психологи
ческие наблюдения, принадлежащие героям-свидетелям или без
личному повествователю, есть домысел автора-творца, современ
ника Клио-72, но это такой домысел, к которому применим ари
стотелевский критерий художественной подлинности: «это могло
бы быть по вероятности или по необходимости».
Вместе с тем Трифонов не ограничивает полемику с идеями
революционного экстремизма сферой интеллектуальных споров и
психологических наблюдений. Он выводит на эпический простор
целый комплекс вопросов: Во что обходится революционное не
терпение? Каковы результаты кровавой экстремы народовольцев?
Добились ли они осуществления своих благородных целей: разбу
дили ли они народ, способствовали ли свободе, подвигли ли к
перемене политического строя?
«Громадная российская льдина не раскололась, не треснула и
даже не дрогнула», — вещает Клио-72, но тут же, явно повинуясь
официальной историографии, добавляет: «Впрочем, что-то сдви
нулось в ледяной толще, в глубине, но обнаружилось лишь деся
тилетия спустя». Добавка по форме вполне подцензурная, а по
существу неопределенная, ибо в ней нет оценки — во благо или
во вред России и ее народу пришлись эти последующие сдвиги?
Трифонов до конца избегает прямых исторических оценок. Он
остается верен традиции, когда описывает в высшей степени до
стойное поведение Желябова на суде, показывает его мужество
перед казнью. Но читателю романа, который видит перед глазами
всю эпическую картину события, слышит все голоса и имеет ка
кой-никакой собственный исторический опыт — а это опыт «от
тепели», разоблачения «культа личности», опыт наиновейших
мировых потрясений, — становится очевидной крайняя сомни
тельность, а то и бессмысленность революционного экстремиз
ма1.
Духовный опыт, приобретенный в работе над романом «Не
терпение», сказался на всем последующем творчестве Трифонова.
1 После «Нетерпения» сомнение в целесообразности революционного наси
лия Трифонов несет в себе уже до конца жизни. В 1980 году он пишет статью
«Нечаев, Верховенский и другие», где размышляет о романе Достоевского «Бесы»,
цитирует страшные пункты из нечаевского “Катехизиса революционера”, требу
ющие от революционера полного отречения от нравственности, от «чувства род
ства, дружбы, любви, благодарности и даже самой чести». Комментарий Трифо
нова таков: «Злодейская откровенность “Катехизиса” была тем барьером, кото
рый отделял все человеческое от нечеловеческого». И, обращаясь к событиям
своего времени, писатель горько констатировал: «Террористы теперь не останав
ливаются ни перед чем: взрывают самолеты, поезда, аэропорты, универмаги,
народное гулянье на площади… И это нечаевщина в чистом виде. <…> Терро
ризм выродился в мировое шоу. Бесовщина стала театром, где сцена залита кро
вью, а главное действующее лицо — смерть». ( Трифонов Ю. «Как слово наше
отзовется…». — С. 42, 47, 50).
236 Прежнее романтически-возвышенное (апологетическое) отноше
ние к понятиям «революция» и «революционер» у него сменяется
сомнениями.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.