В дальнейшем из разработанной в «городских повестях» жанро
вой структуры у Трифонова вырастает своеобразная форма романа.
Первым опытом на этом пути стал роман «Старик» (1978). В этом
произведении Трифонов расширяет и углубляет свое исследова
ние связей между опытом истории и нравственным состоянием
современного советского общества. В «Старике» уже есть, как и
полагается в романе, несколько сюжетных линий: сюжет главного
героя, Павла Евграфовича Летунова, ветерана революции, под
водящего сейчас итоги жизни; сюжет, связанный с историей ком-
кора Мигулина, одного из легендарных героев гражданской вой
ны; сюжет бытовой тяжбы за право владения каким-то дачным
248 домиком; перипетии судьбы некоего Кандаурова, одного из пре
тендентов на дачный домик. Но здесь нет еще собственно роман
ного эффекта свободного сосуществования взаимодополняющих
сюжетов, тем и мотивов: все основные и второстепенные сюжет
ные линии, мотивы и темы жестко соотнесены между собой, как
в повести, причинно-следственными сцеплениями.
Все линии романа связаны одним общим мотивом — мотивом
«недочувствия». Этот мотив, впервые выступивший в повести «Дру
гая жизнь», обрел в романе «Старик» эпический масштаб, пово
рачиваясь в разных сюжетах разными гранями. Павел Евграфович
Летунов, подошедший к краю своей жизни, горько переживает
«недочувствие» к своему старческому одиночеству со стороны соб
ственных детей, занятых всякой чепуховиной, вроде тяжбы по
поводу какой-то дачной халупы. «Недочувствие» стало знамением
времени — и весь сюжет об Олеге Васильевиче Кандаурове, од
ном из тех, кто сейчас наверху, у кого все «прекрасно и замеча
тельно», представляет собой демонстрацию технологии «недочув
ствия» во всем — в оттеснении конкурентов на дачный домик, в
выбивании справок для загранкомандировки, в отношениях с
любимой женщиной. Эту технологию, этот свой «золотой прин
цип» Кандауров называет так — «до упора»: «До упора — в
этом суть. И в большом, и в малом, всегда, каждый день, каждую
минуту».
Но если в этих сюжетных линиях «недочувствие» раскрывается
как психологическое качество современников, приводящее к нрав
ственным драмам (это уже было в «Другой жизни»), то в истории
вокруг комкора Мигулина недочувствие предстает как зловещий
принцип политической доктрины, которая породила беспощадную
жестокость гражданской войны, обернулась реками крови и мил
лионами загубленных жизней.
В романе есть целая группа персонажей, носителей левацких
идей. Это и начетчик Наум Орлик с его «аптекарским подходом» к
людям: «такой-то наполовину марксист, на четверть неокантиа
нец и на четверть махист». (Исторический предшественник Ган-
чуков из «Дома на набережной».) Это и ослепленный ненави
стью к казакам («его семью вырезали в екатеринославском по
громе в 1905 году») Матвей Браславский с его безграмотной, но
зловещей угрозой: «По этому хутору я пройду Карфагеном!» Са
мый оголтелый среди них — Леонтий Шигонцев, старый револю
ционер, помытарившийся в эмиграции, яростный догматик, до
водящий идею революционного аскетизма до требования полного
самоотречения личности, до — «ноль эмоций», даже в портрете
Шигонцева гротескно выпячена его «узколобость»: «Странно уз
кий, вытянутый кверху череп».
Такие люди, воспаленные революционным азартом, готовы
крушить все на своем пути — вековые традиции, общепризнан
249 ные святыни, они готовы «разменять» не то что отдельного чело
века, но целые сословия, классы, нации. И своими главными вра
гами они считают тех, кто не приемлет левацких идей, кто отка
зывается исполнять каннибальские директивы, кто отстаивает свои
воззрения, кто неординарен. Поэтому для них старый вояка, уча
ствовавший еще в русско-японской войне, «искусный военачаль
ник», «образованный книгочей», любимец казаков, комкор Ми-
гулин1, который не приемлет политики расказачивания, яростно
спорит с новоявленными Робеспьерами, имеет смелость гнуть свою
линию, — фигура подозрительная по определению, даже опасная.
Неистовые ревнители, «непременно желавшие подчинить Мигу-
лина революционной воле», не стараются вникнуть в его резоны,
понять его муку за свой народ, проявить терпимость к его крутому
норову и столь естественным для человека с его судьбой противо
речиям. Они навешивают на него всяческие ярлыки, неоднократ
но пытаются подвести под трибунал, в конце концов Мигулин
арестован и убит. И вплоть до 1960-х годов имя его прототипа —
Ф. К. Миронова оставалось с клеймом врага народа.
Трагическая судьба Мигулина, как и вся трагическая история
расказачивания на Дону, представлены в романе как следствие
революционного «недочувствия».
Но парадоксальность художественной коллизии в романе «Ста
рик» состоит в том, что правду о Мигулине и о расказачивании
здесь рассказывает, а точнее — восстанавливает, сам Павел Ев
графович Летунов, один из непосредственных участников собы
тий. В этом образе слились воедино два постоянных трифоновских
персонажа — старый революционер и историк. Но отношения между
этими двумя ипостасями образа здесь оказались в высшей степе
ни непростыми. Сам Летунов собирает материалы о Мигулине
ради того, чтобы все узнали истину, полагая, что знание исто
рической правды будет благотворно для потомков («А истина,
как мне кажется, тогда драгоценность, когда для всех»). Одно
временно это и его личная история, это — если угодно — оправ
дание всей его жизни. Но сквозь то, что говорит Павел Евграфо
вич, проговаривается нечто, не совсем совпадающее с его суж
дениями.
1 Трифонов почти полностью передал своему герою биографию Филиппа
Кузьмича Миронова (1872— 1921). Выпускник Новочеркасского кадетского кор
пуса, воевал еще в русско-японскую войну, в 1905 году уволен из армии за
бунтарские настроения, в Первую мировую войну пошел добровольцем на фронт,
вновь дослужился до звания войскового старшины, в 1917 году был избран ко
мандиром дивизии, которая, вернувшись на Дон, стала опорой молодой совет
ской власти. Воевал на западе и на юге, командовал 2-й Конной армией, кото
рая брала Крым. В 1921 году был назначен инспектором кавалерии Красной Ар
мии, по дороге в Москву был арестован по ложному доносу, во время прогулки
заключенных во внутреннем дворе Лубянки был застрелен часовым с вышки.
250 Образ Павла Евграфовича Летунова автор строит так, что соб
ственная рефлексия героя корректируется целой мозаикой из ка
ких-то вроде бы незначительных подробностей прошлого, из за
помнившихся отдельных фраз, из реплик людей, окружающих его
в старости. И перед читателем вырастает в высшей степени инте
ресный характер — подлинно исторический тип. «Я был мальчиш
ка, опьяненный могучим временем», — такова самоаттестация
Павла Летунова. Он не уточняет, в чем состояло это опьянение,
но позже мельком упоминает, что книга виконта де Брока о вре
менах Робеспьера это «любимое чтение мое и Шигонцева», а да
лее признается: «Этот человек со странным черепом, похожим на
плохо испеченный хлеб, сыграл заметную роль в моей жизни, и
тогда, в девятнадцатом, и отбросил тень на годы вперед». Значит,
идеи революционного «недочувствия» заняли в душе «мальчиш
ки» далеко не последнее место. И почему-то тогда, в девятнадца
том году, именно его, а не кого-то другого «назначили» секре
тарем суда над Мигулиным. (Акцент на «назначили» сегодня ста
вит сам Летунов — мол, не по своей воле попал в число судей над
героем гражданской войны, но в «назначили» остается и другой,
тогдашний оттенок — значит, выделили, доверили судить челове
ка, которого сам товарищ Троцкий назвал в газете изменником.)
И после гражданской войны Павел Летунов, видимо, тоже про
должал верой и правдой служить карательным мечом революции:
«…В двадцать пятом году Павел Евграфович трудился в комиссии
по чистке в Бауманском районе». Об этом Павел Евграфович тоже
упоминает мельком, но не без гордости («трудился»), и вполне
оправдывая свою тогдашнюю суровость по отношению к челове
ку, скрывшему свое пребывание в юнкерском училище («жалеть
некогда, запомнить невозможно, да и ничего ужасного с ним тог
да не случилось»). Далее, видимо, Павел Летунов попал под ка
ток Большого Террора и больше уже не смог подняться по карь
ерной лестнице, об этом упоминается мимоходом («разлука не
вольная, вернулся перед войной, жить в Москве нельзя», в июне
сорок первого «ушел в ополчение и всю войну — солдатом»). Все
эти личные катастрофы и исторические потрясения кое в чем пе
ременили старого «делателя истории»: сейчас он и на некоторые
взбрыки революционного экстремизма смотрит с иронией («Вспо
минать смешно, какую глупость творили: лампасы носить запре
щено, казаком называться нельзя, даже слово «станица» упразд
нили… Вздумали за три месяца перестругать народ. Бог ты мой,
вот дров наломано в ту весну!»), сейчас он и прежнего своего
кумира, Шигонцева, называет «железным дураком». Но в прин
ципе пережитое не вытравило в нем до конца рефлексы ортодок
са и блюстителя. «Иной раз заберет ретивое пойти взять за гал
стук…» — признается сам Павел Евграфович. А с каким запалом
он готов спорить с таким же, как он, ветераном о том, что стани
251 ца Кашинская взята не в январе, а в феврале 1920 года — <<а
именно 3 февраля!» И какой знакомый лексикон при этом ожи
вает: «архиглупость», а в другом месте, но тоже по мелкому бы
товому поводу — «злодейский заговор»… Всё так. Человека в са
мом деле «выковало» время, и «перековаться» он не сможет, да
и не захочет.
Ибо сам Павел Евграфович гордо сохраняет внешнюю неколе
бимость. По его версии получается, что и своими историческими
изысканиями он лишь открывает другим истину, которую и рань
ше знал, но «хоронил для себя». На самом же деле он истину-то
до конца и не «дочерпал». Может быть, потому что действительно
забыл самое главное или интуитивно боялся «дочерпывать»? Ведь,
как уже установил после его смерти историк-аспирант: «Истина в
том, что добрейший Павел Евграфович в двадцать первом на во
прос следователя,’допускает ли он возможность участия Мигули-
на в контрреволюционном восстании, ответил искренне: “Допус
каю”…» Следовательно, Летунов, который на исходе своей жиз
ни стал настойчиво бороться за восстановление доброго имени
легендарного героя, сам в свое время приложил руку к его не
справедливому осуждению. Так, может быть, и в самом деле, «не
ясное чувство вины» лежит в основании его исторических изыс
каний? Может быть, он тем самым запоздало искупает эту вину?
И не только свою собственную вину, и не только лично перед
Мигулиным. Ведь своими воспоминаниями о годах революции и
гражданской войны, к которым он сам относится с пиететом («мо
гучее время»), Летунов фактически совершил ревизию тех мифов
о революции, в которые сам верил и в которые в течение десяти
летий верили миллионы. В глазах читателей-потомков открывается
вся зловещая сущность революционного радикализма, видны ужа
сающие последствия применения на практике умозрительных про
ектов осчастливливания человечества посредством пренебрежения
жизнью отдельного человека, создания такого общественного со
гласия, которое сводилось к принудительному единомыслию, до
стигаемому игнорированием «другости», уникальной самобытно
сти каждой личности.
В середине 1960-х в «Отблеске костра» Трифонов утверждал, что
революционное прошлое России есть сгусток высочайших нравствен-
ных ценностей, и если его донести в современность, то жизнь потом
ков станет светлее. А в «Старике» экстремизм, возобладавший в
русском революционном движении, представлен источником зла.
Отсюда пошли метастазы той нравственной порчи, которая пора
зила все общество и душу каждого отдельного человека.
В сцеплении всех сюжетных линий романа раскрывается траги
ческая ирония самой истории. Летунов, который собирал матери
алы о героическом прошлом в укор своим потомкам, с их мыши
ной возней, «гнусными практическими разговорами», мелочны
252 ми сварами, невольно раскрыл в этом прошлом то, что как раз и
привело к нравственной деградации «общества победившего со
циализма». В итоге становится ясно, что то «недочувствие» потом
ков, от которого сегодня страдает сам Летунов, есть следствие
«недочувствия», которое «делатели истории» — и он в их числе —
проявили на самой заре советской власти по отношению к цело
му народу и прививали этот принцип в качестве моральной нор
мы всему советскому обществу. Это и есть суд истории. Это и есть
ее возмездие.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.