В повести «Долгое прощание» главреж Сергей Леонидович,
выслушав увлеченный рассказ Гриши Реброва о народовольце
Клеточникове, говорит: «Понимаете ли, какая штука: для вас
восьмидесятый год — это Клеточников, Третье отделение, бом
бы, охота на царя, а для меня — Островский, «Невольницы» в
Малом, Ермолова в роли Евлалии, Садовский, Музиль… Да, да,
да! Господи, как все это жестоко переплелось! Понимаете ли,
история страны — это многожильный провод, а когда мы выдер
гиваем одну жилу… Нет, так не годится! Правда во времени — это
слитность, все вместе: Клеточников, Музиль… Ах, если бы изобра
зить на сцене это течение времени, несущее всех, всё!». Именно
мотив слитности всего со всем во времени вышел на первый план
в позднем творчестве Трифонова, и прежде всего в его цикле рас
сказов «Опрокинутый дом» и романе «Время и место». В сущно
сти, этот мотив, вызревая внутри его «историоцентричной» про
зы, опровергал ее главную установку: испытание современности
(быта, повседневности) опытом Большой Истории. Погружаясь в
глубины исторической памяти, Трифонов пришел к парадоксаль
ному выводу: никакой Большой Истории не существует, Большая
История — это концепт, в сущности, обесценивающий то, что
составляет суть человеческой жизни — мелкие хлопоты, заботы,
беготню. Вместо этого он пришел к пониманию того, что все, что
потом вносится в реестр Большой Истории, на самом деле вызре
вает внутри быта, бытом предопределено и в быт уходит. При этом
быт трудно поддается систематизации, он в принципе хаотичен,
множество непредсказуемых факторов разной величины складыва
ются в равнодействующую, направление которой можно предска
зать только задним числом, а изнутри практически невозможно.
Быт становится у Трифонова универсальной формой экзистен
ции. Растворенная в быту экзистенция, по Трифонову, не изоли
рована от хода истории, но и не подчинена ему иерархически,
она, скорее, пронизывает и подчиняет себе исторические колли
зии. Экзистенциальные мотивы звучали у Трифонова и раньше
253 (например, рассказ «Ветер», 1970), эти мотивы обрамляют сюже
ты почти всех его «городских повестей»1. Но именно в его поздней
прозе онтология личности, ее экзистенция выдвигаются в центр
всей системы эстетических координат2.
Это новое видение привело Трифонова к поискам новой ро
манной формы, в которой бы центральную роль играли не одни
причинно-следственные связи, не только антитезы и параллели,
но в первую очередь принцип дополнительности, благо
даря которому мельчайшие детали могут оказывать многократно
опосредованное воздействие на крупные события. Реализацию этого
принципа дополнительности Трифонов нашел не в эпическом сю
жете, а в сопряжении независимых потоков сознания нескольких
субъектов речи (например, во «Времени и месте» — это Антипов,
Андрей и безличный повествователь)3.
В романе «Время и место» (1980) мотив «недочувствия», дик
товавший художественную логику как «московских повестей», так
и «Старика», переходит в императивное требование: «нужно до
черпывать последнее, доходить до дна». Эта мысль обращена не
только к герою романа, писателю Антипову, это еще и своего
рода девиз самого Трифонова, его центральный литературный
принцип.
Однако многие персонажи романа не хотят дочерпывать до
конца. Одни (как мать Антипова) просто страшатся этого, не хо
тят бередить и без того измученную свою душу и класть камни на
души близких людей. Другие (вариант Тетерина) не считают нуж
ным дочерпывать — просто не видят в этом смысла, с их точки
зрения вся эта «выясняловка» есть ерундовина, не имеющая ни
чего общего с ценностями нормальной жизни нормальных людей.
Но все-таки наибольший интерес у Трифонова вызывают те, кто
старается дочерпывать до конца. Не случайно именно такой герой
и стоит в центре романа. Антипов не может не дочерпывать до
конца — в себе самом, в отношениях с близкими, в работе своей.
Он жить не может в «н е д о з н а н и и». Он чувствует свою ущерб
ность, душевную недостаточность от недовыясненности. Это его
постоянная мука.
Но тот образ мира, который возникает в романе «Время и ме
сто», вся эта пряжа из множества разноцветных нитей, из кусков
разных жизней, из мозаики лет и мест, из начатых и оборванных
судеб, дает буквально зрительное, пластическое впечатление прин
1 См.: Спектор Т. Смерть и бессмертие в «московских повестях» Ю.Трифоно-
ва / / Russian Literature XLIV (1998). – P. 4 8 5 -5 0 0 .
2 См. подробнее: Белая Г. А. О «внутренней» и «внешней» теме //Литература в
зеркале критики. — М., 1986. — С. 158 — 201.
3 Обстоятельный анализ этих «голосов» сделан в канд. дис. В. А. Суханова «По
этика романов Ю. Трифонова 60 —80-х годов» (Томск, 1987).
254 ципиальной невозможности дочерпать до конца. В сущности, во
«Времени и месте» теоретический постулат Бахтина о разомкну
тое™ романного мира, о романе как об образе живой становя
щейся современности обернулся эстетической концепцией Лично
сти. И тогда выходит, что человек, ставящий своей целью дочер
пывать до конца, неминуемо обречен на неудачу. Что он фигура
трагическая по определению. Такова плата за стремление быть
личностью.
Вполне естественно эта тема связана с темой литературы, глав
ную задачу которой Трифонов видит именно в попытках «дочер
пать до конца». Во «Времени и месте» яркий жизненный эпизод
значим, только превратившись в рассказ, а до этого он только
«оболочка рассказа». Состоятельность судьбы испытывается рома
ном, эту судьбу — не прямо — в себя вобравшим. Да и роман
Антипова о писателе, пишущем роман о писателе, собирающем
материалы для романа еще об одном писателе (своего рода мета
фора иллюзорности «дочерпывания», воплощающего тем не ме
нее цель и смысл литературного труда), этот роман под названи
ем «Синдром Никифорова» не удается Антипову1 именно пото
му, что упущено главное: «если есть великая радость, значит, были
великие страдания». Оказывается, постижение внутренних связей
человека с окружающей его жизнью в их целостности и полноте
невозможно вне страдания. Недаром учитель Антипова несчаст
ный писатель Киянов (в этом образе без труда узнается реальный
учитель Трифонова — Константин Федин) так и говорит: «Лите
ратура — это страдание». Только пройдя через страдание, только
оплатив полной мерой боли утраченные уже любовь, семейный
лад, литературное благополучие, поднимается Антипов до оправ
дания своего времени и места, а в сущности, до осознания внут
ренней связи всего прожитого. И символом обретения этой связи
становится возвращение в финальных главах «Времени и места»
персонажей, казалось бы, давным-давно ушедших со сцены, —
Ройтека, Маркуши, Наташи, лирического двойника. Все сошлось
и совпало, но…
Но оказывается, что в такой картине мира нет места иерархии:
нравственной, исторической, какой угодно. Важно не то, плохо
было или хорошо. Важно, что было\ Здесь решающим фактором
оказывается соседство во времени и месте, оно и диктует внут
реннее единство связей. Так, история первой книги Антипова не
отделима от его любви к Тане. А решение героев сохранить второ
го ребенка сопряжено с похоронами Сталина. Эта сцена явно
напоминает сцену из «Доктора Живаго» — октябрьский перево
рот и болезнь Сашеньки. Другая очевидная параллель — у Ан
1 Трифонов, Антипов, Никифоров — эти фамилии очевидно выстраиваются
в единый ассоциативный ряд.
255 типова инфаркт, его несут по лестнице, а он испытывает острое
чувство ценности и красоты жизни, что очень сходно с тем чув
ством, которое описано Пастернаком в стихотворении «В боль
нице». И у Трифонова, и у Пастернака налицо полемическое
утверждение приоритета онтологических человеческих ценностей
(как экзистенциальных, так и душевных) над всеми иными цен
ностями.
В романном дискурсе господствует зона сознания центрально
го героя — Антипова. И в его сознании главное место занимают
события «частной жизни»: сначала — детские игры, купания в
реке, обиды, мельтешня летних каникул, позже — серые будни
на заводе, история с обменом капусты на табак, чуть ли не обер
нувшаяся судом, поездка за картошкой, затем — все, что связано
с писательством, владеющий Антиповым маниакальный «ореол
возможности воплощения» буквально каждого события, протал
кивание рукописей, грязцо редакционных компромиссов, какая-
то катавасия с обвинениями кого-то в плагиате, и рядом — раз
ные семейные драмы, компромиссы, запутанные отношения с
женщинами… История фиксируется в повествовании разве что
упоминанием каких-то дат, событий, фактов, случайно брошен
ных фраз: «Отец уехал на маневры… Отец Саши не вернулся из
Киева никогда»; выкрик во время детской ссоры: «У вас весь учас
ток шпионский»; «В начале сорок шестого года к Антипову при
ехала мать, которой он не видел восемь лет»; «ноябрь сорок
третьего, канун праздника, освобожден Киев, по этому поводу в
Москве салют»; «тот леденящий март…» и вереницы людей к Дому
Союзов; запись «14 августа 1957» в дневнике писателя Киянова о
возвращении его друга Михаила Тетерина; последняя дата в ро
мане — «осень 1979 года». Любому читателю, хоть сколько-нибудь
знакомому с советской историей, эти даты и факты говорят об
очень многом — и прежде всего о том, что события жизни Анти
пова приходятся на самое драматическое время: разгул Большого
Террора, испытания Отечественной войны, послевоенная эпиде
мия идеологических кампаний и судебных процессов, суматоха
«оттепели». Однако парадокс в том, что в сознании главного ге
роя эти столь значительные исторические события проходят как-
то вскользь, они проговариваются словно бы между прочим, ни
велируясь в общем потоке повседневной суеты. Что это? Дефект
сознания героя и его современников, не способных видеть даль
ше собственного носа и не умеющих почувствовать значимость
происходившего? Или — может быть, та истинная иерархия цен
ностей жизни, которую мы давно подменили риторическими аб
стракциями?
Антипов не возвышает бытовое над историческим, не считает
частную жизнь, которую Розанов называл тем, что «даже о б
щее религии», спасением человека: «Частная жизнь Розанова была
256 бы, он чуял, спасением, но ветер извне стучал в окна, стены
содрогались, скрипела кровля. И сам Розанов под конец жизни
был сокрушен ураганом — частная жизнь не защитила». Антипов
уравнивает их — частную жизнь и социальную историю, но в этом
уравнении история есть составляющее роковых обстоятельств, ко
торые окружают человека и вынуждают каждый раз совершать
выбор, а частная жизнь это то, во имя чего человек совершает
выбор — это естество человека, чувство земного существования,
чувство бытия, это то, что он оберегает от грубых вмешательств
извне. Но уберечь не может — невозможно уберечь. Эта коллизия
неизбывна, ее развязкой становится только смерть.
Именно в этой системе отсчета уравниваются малое и великое,
сиюминутное и вечное, бытовое и историческое. Это равенство не
годится для тиражирования — так у каждого по-своему, но так у
всех без исключения. Это совершенно новая модель мира. Ее можно
было бы назвать релятивистской, если бы не осердеченность страда
нием как главный критерий подлинности связей, возникающих по го
ризонтали. Эта модель мира, в сущности, отменяет привычные
формы вертикальной телеологии — от социалистической до ре
лигиозной, и в то же время она не оставляет человека в одиноче
стве и пустоте псевдобытия.
Эта достаточно сложная философская концепция воплощена
Трифоновым не декларативно, а в самой полифонической ткани
романа, сплетенной по принципу дополнительности, — через диа
логическое соотношение разных героев-повествователей и их кру
гозоров. Особенно показателен диалог между кругозорами Анти
пова и его друга Андрея. Это не антиподы, как в «Доме на набе
режной», наоборот — «… он был слишком похож на меня <…> Он
не нравился мне потому, что я чуял в нем свое плохое». Однако
линия Андрея — это не только рефлексия на жизнь Антипова, но
и вполне самодостаточные события его собственной жизни. Оба
персонажа живут параллельно в одном и том же времени и месте.
А главное сближение состоит в том, что перед их глазами мир
открывается во многом сходно — как клубок, как нерасторжимое
единство мелкого и крупного, высокого и ничтожного, святого и
низменного, что они оказываются близки в своем переживании
жизни и в тех нравственных итогах, к которым приходит каждый
из них по сюжету собственной судьбы. Такое схождение духовных
траекторий Антипова и Андрея оказывается самым сильным цен
тростремительным фактором, стягивающим весь хаос эпического
события в единое целое, — они связывают и в известной мере
упорядочивают это хаос своим со-гласием и со-чувствием. Не
случайно параллели Антипова и Андрея сходятся в судьбах их
детей, полюбивших друг друга. И не случайно роман завершает
ся встречей-узнаванием обоих героев, и как светло и грустно
она описана:
9 – 2926 257 Он сказал: «Давай встретимся на Тверской. У меня кончится се
минар, я выйду из института часов в шесть» И вот он идет, пома
хивая портфелем, улыбающийся, бледный, большой, знакомый,
нестерпимо старый, с клочками седых волос из-под кроличьей
шапки, и спрашивает: «Это ты?» — «Ну да», — говорю я, мы обни
маемся, бредем на бульвар, где-то садимся, Москва окружает нас,
как лес. Мы пересекли его. Все остальное не имеет значения.
Вместе с тем такое крепнущее согласие мировосприятий двух
разных героев становится в романе «Время и место» самым суще
ственным способом проверки и утверждения эстетической кон
цепции мира и человека (самоценности частной жизни в контек
сте социальной истории).
В своих последних работах Трифонов, убеждаясь в иллюзорно
сти вертикальных связей (прошлое — настоящее, Большая Ис
тория — быт, власть — народ и т.п.), настойчиво возвращается к
связям горизонтальным. В цикле «Опрокинутый дом» (1980) три
фоновская модель реальности приобретает подлинно всемирный
масштаб: не зря это рассказы о путешествиях по всему миру. «Все
в мире мои родственники», — эти слова говорит в одном из рас
сказов безумный доктор-американец. И это действительно так. Род
ственниками по душевной боли оказываются пытающиеся пере
менить свою судьбу американцы Лола, Бобчик, Стив, Крис — и
москвичи, с которыми когда-то, вот так же запально, как в Лас-
Вегасе, играли, играли… Автор и сицилийская синьора Маддало-
ни, вдова одного из главарей мафии, тоже фантастическим обра
зом совпадают друг с другом:
Я слушаю в ош еломлении — Ростов? Новочеркасск? Двадца
тый год? М иронов?.. Это как раз то, чем я теперь живу. Что было
моим — пра-моим — прошлым. И эта казачка, превратившаяся в
старую, кофейного цвета синьору,— каким загадочным, небес
ным путем мы прикоснулись друг к другу!
Точно так же неотделимо и необъяснимо связаны друг с дру
гом мало кому известный художник из Москвы и знаменитый
Марк Шагал. И объединяет их всех «неисцелимый след горя», об
реченность на беспредельное одиночество, на «смерть в Сици
лии». Вот это и есть рок, это и есть общая судьба, простирающая
ся от 1920-х годов («Смерть в Сицилии», «Серое небо, мачты и
рыжая лошадь») по сегодняшний день. Но сама способность че
ловека пережить «сквозь боль» свою связь со всем, существующим
здесь и теперь, таит в себе возможность особого рода катарсиса —
очищения путем сострадания и страха. Об этом рассказ «Посеще
ние Марка Шагала», в котором великий художник говорит о сво
ей картине: «Каким надо быть несчастным, чтобы это написать…»
И вот комментарий Трифонова:
258 Я подумал: он выбормотал самую суть. Быть несчастным, чтоб
написать. Потом вы можете быть каким угодно, но сначала несчаст
ным. Часы в деревянном футляре стоят косо. Надо преодолеть по
косивш ееся время, которое разметывает людей: того оставляет в
Витебске, другого бросает в Париж, а кого-то на М асловку… Про
самого Иона Александровича спросить почему-то боялся. Почему-
то казалось, это будет все равно что спросить: существовала ли
моя прежняя, навсегда исчезнувшая жизнь? Если он скажет нет —
значит, не существовала.
Это и есть трифоновский катарсис. В нем тоже звучит искупле
ние «покосившегося времени». Именно к этому катарсису Трифо
нов трудно шел всем своим творчеством, всеми своими заблужде
ниями и открытиями.
* * *
Трифонов неизменно подчеркивал свою приверженность тра
диции русского реализма: «Если говорить о традициях, которые
мне близки, то в первую очередь хочется сказать о традициях кри
тического реализма: они наиболее плодотворны». Среди советс
ких писателей есть ряд замечательных мастеров, у которых надо
учиться, в том числе писатели 1920-х годов: Зощенко, Бабель,
Олеша, Толстой, Платонов»1. Правда, те художники, которых
называет Трифонов, скорее творили «на стыке» реализма и мо
дернизма. Современный немецкий исследователь Р. Изельман рас
сматривает прозу Трифонова как один из ярчайших образцов
«раннего постмодернизма». По мнению этого исследователя, три
фоновское видение истории во многом близко постмодернистс
кой философии и эстетике:
«Сознание Трифонова не допускает восприятия истории в терминах
какой-либо идеологии. Трифоновская история рождается из парадоксаль
ного взаимопроникновения переменных величин, из сплетения несоиз
меримых ценностных систем, которые сопротивляются телеологии или
унификации любого рода. В этом отнош ении трифоновская мысль несет
на себе черты разительного сходства с ф илософией западного постмо
дернизма, которая — хотя и в более агрессивной, чем Трифонов, мане
ре — деконструирует синтетические, тотализирующие формы сознания…
Но ни Трифонов, ни западные постмодернисты не стремятся к уничто
жению категории правды как таковой. Скорее, они стремятся принять во
внимание ограниченную, временную, незаверш енную и парадоксаль
ную природу правды»2.
1 Ответ на анкету «Писатели о традициях и новаторстве» / / Вопросы литера
туры. — 1963. — № 2.
2 Eshelman Raoul. Early Soviet Postmodernism. — New York; Berlin; Bern, 1999. —
P. 141, 142.
259 Коллизия разрыва на месте искомой духовной связи (человека
с миром, а элементов мироустройства между собой) типична для
литературы «застойной» поры. В этом смысле Трифонов, сумев
ший открыть и эстетически постигнуть внутри этих разрывов жи
вые связи «сквозь боль», — уникален. Предложив неиерархи
ческую модель художественного миропонимания, он совершил про
рыв в новое духовное пространство, и потому авторы, осуще
ствившие синтез постмодернизма и реализма в 1980— 1990-е годы,
объективно очень зависимы от Трифонова. В марте 1993 года в
Москве проходила Первая международная конференция «Мир
прозы Юрия Трифонова». Участникам конференции, среди кото
рых были известные писатели, критики и литературоведы, был
задан вопрос: «Влияет ли ускользающая от определений проза
Трифонова на современную русскую словесность?». И — «все как
один — отвечали утвердительно: да, не только влияет, но сам “воз
дух” современной прозы создан во многом Юрием Трифоновым»1.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.
Попередня: «Недочувствие» в истории: роман «Старик»
Наступна: 6. Василь Быков