Автор четырех больших пьес и трех одноактных (считая уче
ническую «Дом окнами в поле»), трагически погибший в возрасте
35 лет, не увидевший ни одной из своих пьес на московской сце
не, издавший при жизни лишь небольшой сборник рассказов
(1961) — Вампилов (1937—1972) тем не менее произвел револю
цию не только в современной русской драматургии, но и в рус
ском театре, разделив их историю на до- и послевампиловскую.
Целое литературное/театральное поколение (Л.Петрушевская,
В. Славкин, А. Казанцев, Л. Разумовская, А. Соколова, В.Арро,
А. Галин) взошло на волне вампиловского успеха, их пьесы были
названы в критике 1980-х «поствампиловской драматургией» — и
действительно их драматургический метод непосредственно вы
растает из художественных открытий, совершенных Вампиловым.
Источники театра Вампилова не только разнообразны, но и
противоречивы. Во-первых, это мелодрама 1960-х (Розов, Арбу
зов, Володин). Хотя очевидно, что Вампилов иронически, а под
час саркастически обнажает мелодраматические ходы, а главное,
переигрывает заново коллизию молодого героя, самоуверенного,
но симпатичного супермена, входящего в жизнь и надеющегося
ее обустроить заново, Вампилов начинает там, где закончили его
предшественники, — в точке поражения молодого героя, убежда
ющегося в тщетности романтических упований. Обращение — по
рой откровенно полемическое — к традиции мелодрамы «шести
272 десятников» связано прежде с переосмыслением роли своего по
коления. В драматургии Вампилова «звездные мальчики» 1960-х
впервые предстают как цинично обманутое поколение или, в духе
Хемингуэя, как «потерянное поколение». При этом сохраняется
характерная для «оттепельной» традиции позиция писателя как
голоса поколения, выговаривающего именно то, что на душе у
каждого ровесника. Так, по поводу «Утиной охоты», самой горь
кой из своих пьес, Вампилов восклицал: «Пьесу осудили люди
устаревшие, не понимающие и не знающие молодежь. А мы —
такие вот! Это я, понимаете?! Зарубежные писатели писали о “по
терянном поколении”. А разве в нас не произошло потерь?»1
Во-вторых, Вампилов несомненно испытал глубокое влияние
европейского театра экзистенциализма — как непосредственно
благодаря переведенным и популярным в 1960-е годы пьесам Сар
тра и Камю, так и опосредованно — через пробивавшиеся на по
лузакрытые показы фильмы Феллини, Антониони, Пазолини, Го
дара. С экзистенциалистской драмой Вампилова сближает отно
шение к драматургическому действию как к парадоксальному эк
сперименту, нацеленному на проверку всех возможных ответов
на главный вопрос его творчества: что есть свобода? может ли
личность добиться свободы от мерзкого социального окружения?
как стать свободным? какова цена свободы? Характерно и то, как
часто Вампилов создает в своих пьесах «пороговую ситуацию»: по
чти всерьез стреляются на дуэли бывшие приятели в «Прощании
в июне»; почти умирает Калошин в «Случае с метранпажем»; после
похорон матери, которую не видел пять лет, возвращается агро
ном Хомутов в «Двадцати минутах с ангелом» (а его партнеры,
экспедиторы Угаров и Анчугин, поставлены на «порог» муками
похмельного пробуждения без копейки в карманах); получив по
утру (опять-таки с похмелья) венок с надписью «Незабвенному
Виктору Александровичу от безутешных друзей», перебирает свою
жизнь Зилов и в конечном счете тянется к винтовке, чтоб выстре
лить себе в рот; в упор, с разрешения Шаманова, стреляет в него
Пашка («Прошлым летом в Чулимске»). В соответствии с постула
тами экзистенциализма именно на «пороге» выявляется подлин
ная цена и значение свободы.
Наконец, в-третьих, Вампилов очень чуток к смеховой стихии
современного ему городского фольклора — к анекдоту, в первую
очередь («Провинциальные анекдоты»), но не только. Так, ска
жем, в сюжете «Старшего сына» слышатся комические отголоски
не только классической мелодрамы («Без вины виноватые»), но и
включенной в текст пьесы «запевки»: «Эх, да в Черемхове на вок
зале/ Двух подкидышей нашли./ Одному лет восемнадцать,/ А дру
гому — двадцать три!». Именно в анекдотических сюжетах Вампи-
1 Цит. по кн.: Тендитник Н. Мастера. — Иркутск, 1981. — С. 178.
273 лов нашел демократический эквивалент абсурдизма — драматур
гического течения, также дошедшего до советского читателя в
1960-е годы (публикации Ионеско и Беккета в «Иностранной ли
тературе»), но воспринимавшегося зачастую как элитарный из
лом модернизма.
Автопортрет «потерянного поколения», экзистенциальные во
просы, действие как эксперимент, атмосфера всеобщего комиче-
ски-абсурдного лицедейства — комбинация всех этих и многих
иных элементов оформилась в специфическом жанре вампилов-
ской трагикомедии. Каковы отличительные черты этого жанра?
Полупародийный мелодраматизм. Вампилов подчеркнуто утри
рует черты мелодрамы: его герои либо сознательно моделируют
свои собственные житейские ситуации по мелодраматическим
моделям, либо с ощутимой иронией оглядываются на них (дуэль
в «Прощании в июне», «подкидыш» в «Старшем сыне», ангел-
благодетель в «Двадцати минутах с ангелом», злодей-соблазни-
тель и его жертвы в «Утиной охоте», святая блудница в «Прош
лым летом в Чулимске»). В то же время Вампилов усиливает тради
ционную для мелодрамы роль случайности, придавая ей особое
философско-психологическое значение. Случайность потому так
властно распоряжается судьбами его героев, что они лишены ка
кой-либо прикрепленное™, социальной, нравственной, культур
ной устойчивости. По характеристике М. Туровской, «случайность
вампиловских пьес — не запоздалое наследие романтической дра
мы, а в самом общем виде — внешнее, событийное выражение…
главной черты ее героя, его духовного паралича, отсутствия целе-
полагания»1. Власть случайности становится сюжетной метафорой
ценностного вакуума, безвременья, в котором и происходит дей
ствие всех вампиловских пьес.
Лицедейство персонажей. Критик Вл. Новиков писал об «Ути
ной охоте»: «Зилов играет со всеми и каждым. Все и каждый игра
ют с Зиловым. Лицедейство — осознанное и неосознанное выгля
дывает отовсюду»2. Но то же самое можно сказать и о других пье
сах Вампилова. В «Старшем сыне» у каждого из персонажей свой
спектакль: Бусыгин играет роль «блудного сына»; Сарафанов изоб
ражает, будто он по-прежнему играет в филармоническом оркес
тре, а не на кладбищах, его дети делают вид, что они об этом
ничего не знают; Нина изображает любовь к деревянному Куди
мову; Макарская играет, как кошка с мышкой, с Васенькой,
который в свою очередь с пылом юности разыгрывает спектакль
«пламенная страсть» по отношению к Макарской, а Сильва, тот
вообще ни на минуту не выходит из шутовского образа. Более слож
ная ситуация в «Чулимске»: здесь Валентина — единственная, кто
1 Туровская М. Памяти текущего мгновенья. — М., 1987. — С. 127.
2 Новиков Вл. Диалог. — М., 1986. — С. 94.
274 живет, не играя, окружена несколькими мини-спектаклями: Ша
манов пребывает в роли разочарованного Печорина, Дергачев и
Анна Хороших ежедневно разыгрывают мелодраматические сце
ны любви и ревности, неглупая Кашкина живет в чеховской роли
провинциальной роковой женщины, Пашка мстит всем и каждо
му за то, что судьба поставила его в роль нежеланного, «нагулян
ного», ребенка, чужого даже для родной матери, и даже эпизоди
ческий персонаж, бездомный якут Еремеев — на самом деле чу-
лимский король Лир, брошенный дочерями патриарх. Нераздели-
мость игры и жизни характерна для постмодернистской культу
ры1, но Вампилова вряд ли можно зачислить в ряды постмодер
нистов. Однако и его отношение к игре в жизни невозможно све
сти к какой-то однозначной реакции: с одной стороны, его герои
постоянно ищут подлинности в поведении и в человеческих отно
шениях, стремясь пробить стену лицедейства; с другой стороны,
только в игре, шутовстве, непрерывном дуракавалянии реализу
ется невостребованная жизненная сила вампиловского героя, его
азарт, его бьющая через край талантливость — как раз энергия
игры выделяет этого героя среди окружающих его масок. Именно
с лицедейством связаны у Вампилова переходы комических ситу
аций в трагические, и наоборот. Невозможность разделить игру и
жизнь, превращение игры в единственно доступную личности
форму душевной активности объясняет, почему более или менее
безобидный розыгрыш («Старший сын», «Утиная охота») пере
ворачивает всю жизнь человека, почему непонятное слово «мет
ранпаж», на которое неясно как реагировать, чуть было не при
водит к смерти растерявшегося «актера» и почему банальный ме
лодраматический ход (перехваченная записка о свидании) рушит
жизнь Валентины («Прошлым летом в Чулимске»),
Система характеров. Через всю драматургию Вампилова про
ходит система достаточно устойчивых драматургических типов,
по-разному освещаемых в различных ситуациях и конфликтах. Эти
характеры образуют устойчивые дуэты. В его пьесах обязательно
есть характер юродивого чудака — внесценический неподкупный
прокурор в «Прощании», комический Сарафанов в «Старшем
сыне», возвышенный Кузаков в «Утиной охоте» (тот, что собира
ется жениться на «падшей» Вере), трагикомический Хомутов в
«Двадцати минутах с ангелом», трагическая Валентина в «Чулим
ске». Этому типу противоположен характер циника-прагматика:
это Золотуев в «Прощании», Сильва в «Старшем сыне», Саяпин в
«Утиной охоте», Калошин в «Случае с метранпажем», все обита
тели гостиницы в «Двадцати минутах с ангелом», Пашка в «Чу
лимске». Наиболее концентрированно этот тип выразился в сухом
1 См. об этом: Ильин И. Постмодернизм: От истоков до конца столетия. Эволю
ция научного мифа. — М., 1998. — С. 184— 190.
275 и деловитом Официанте из «Утиной охоты» (его предшественни
ком был Репников из «Прощания в июне», а комическая версия
этого характера представлена серьезным Кудимовым из «Старше
го сына» и занудным Мечеткиным из «Чулимска»), Женские ха
рактеры, по точному наблюдению М. Туровской, также образуют
контрастные пары и даже триады, основанные на противо- и со
поставлении полной романтических надежд девушки уставшим и
изверившимся женщинам (Нина и Макарская в «Старшем сыне»,
Ирина — Галя — Вера в «Утиной охоте», Валентина — Кашкина —
Анна Хороших в «Чулимске). Парадокс вампиловской драматур
гии состоит в том, что все эти очень непохожие друг на друга
типы не только вращаются вокруг центрального героя — Колесо
ва, Бусыгина, Зилова, Шаманова — но и обязательно являются
его двойниками, отражая какую-то грань его индивидуальности.
Сам же центральный характер оказывается на перекрестке проти
воположных возможностей, заложенных в нем самом и реализо
ванных в его окружении. В нем сочетаются святой и циник, бес и
ангел, опустившийся алкаш и преуспевающий прагматик, низ
менное и возвышенное, трагическое и комическое. Такая конст
рукция ставит в центр драматургического действия романный ха
рактер, незавершенный и незавершимый (отсюда открытые фи
налы вампиловских пьес), динамичный и противоречивый, ха
рактер, который, по знаменитому афоризму Бахтина, «или боль
ше своей судьбы (в данном случае, взятой на себя роли. — Авт.),
или меньше своей человечности».
В то же время именно центральный персонаж становится свя
зующим звеном между противоположными типами. Благодаря ему
все они включены в некий шутовской хоровод, где герой приме
ряет на себя все возможные маски, а противоположные друг дру
гу характеры — через него, как через общий знаменатель — обна
руживают неожиданную взаимную близость. Святой оказывается
не меньшим грешником, чем окружающие (Сарафанов бросил
любимую женщину, Хомутов — мать). В разочарованных матронах
угадываются силуэты юных и наивных возлюбленных, какими они
были в прошлом, до встречи с центральным героем (или другим
«аликом», как саркастически определяет этот тип Вера из «Ути
ной охоты»), а романтичных джульетт неизбежно ждет судьба их
старших подруг. Таким образом, система характеров театра Вам-
пилова, с одной стороны, воплощает трагикомедийную ситуа
цию распада устойчивых ценностей, всеобщей моральной текуче
сти и зыбкости: дело не в том, что кто-то плохой, а кто-то хоро
ший, кто-то прогрессивный, а кто-то отсталый, здесь в букваль
ном смысле «век вывихнул сустав». С другой стороны, так создает
ся определенное философское единство: каждая пьеса Вампилова
демонстрирует весь спектр возможных человеческих позиций в
данной ситуации, а его центральный герой на протяжении всей
276 пьесы совершает свой индивидуальный выбор, соотнося себя с
каждой из альтернатив — и, как правило, отторгая их все.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.
Наступна: Мелодрамы 1960-х годов