Если в «Прощании в июне» и «Старшем сыне» еще преоблада
ют комедийные элементы, то в «маленькой дилогии» под общим
названием «Провинциальные анекдоты» комедийное начало пе
реходит в абсурдистский фарс, который в свою очередь приводит
к трагедийному эффекту.
Действие обоих «провинциальных анекдотов» происходит в
райцентровской гостинице «Тайга», само название которой ста
новится символом банального одичания. В первом из «анекдотов»,
«Случай с метранпажем», на авансцену выходит уже обозначен
ный в «Старшем сыне» мотив маски. Правда, теперь он выглядит
достаточно зловеще, воплощая неподлинность существования как
укоренившуюся норму социального поведения. Мелкий началь
ственный хам, администратор гостиницы Калошин, испуган тем,
что оскорбил, возможно, большого человека — метранпажа из
газеты (и никто кругом не знает, что метранпаж — это всего лишь
278 скромный типографский работник). Почти гоголевская «конфуз
ная ситуация» провоцирует целый каскад театральных превраще
ний Калошина: он разыгрывает жалобное раскаяние, потом ими
тирует тяжкую болезнь, потом безумие… Парадокс однако состо
ит в том, что Калошин втягивается в игру и действительно чуть
было не умирает от сердечного приступа. На пороге смерти он
произносит проникновенный монолог, в котором говорит о том,
что вся его жизнь мелкого номенклатурного начальника состояла
из постоянного изнурительного лицедейства: «С одними одно из
себя изображаешь, с прочими — другое, и все думаешь, как бы
себя не принизить. И не превысить. Принизить нельзя, а превы
сить и того хуже… Откровенно, Борис, тебе скажу, сейчас вот
только и дышу спокойно… Перед самой смертью». Казалось бы,
произошло очищение экзистенциальной ситуацией, и человек,
пускай запоздало, осознал бессмысленность прожитой жизни.
Однако Вампилов завершает пьесу иначе: узнав, наконец, что его
испуг ни на чем не основан, Калошин внезапно воскресает. Он
готов начать новую жизнь:
Калошин: К черту гостиницу! Я начинаю новую жизнь. Зав
тра же ухожу на кинохронику.
Виктория: Нет, я больше не могу!
Возглас Виктории отражает собственно авторское отношение:
все потрясения и экзистенциальные откровения прошли зря, Ка
лошин будет продолжать свой номенклатурный театр на очеред
ном месте работы. Нравственная невменяемость человека, вся жизнь
которого прошла в масках и который без маски может только уми
рать, — вот трагически-безнадежный итог первого анекдота.
Во втором анекдоте, «Двадцати минутах с ангелом», продол
жаются и тема маски, и тема нравственной невменяемости: шу
товская выходка двух похмельных экспедиторов приводит к чисто
театральному явлению «ангела», предлагающего безвозмездно сто
рублей, и театральным же реакциям всех обитателей гостиницы
«Тайга», каждый из которых ведет свою «арию», и все они звучат
одновременно. Показательно, что жильцы гостиницы «Тайга» пред
ставляют самые разные социальные группы — тут и интеллигенты
(скрипач Базильский), и «пролетарии» (шофер Анчугин, экспе
дитор Угаров), тут и старшее поколение (коридорная Васюта), и
младшее (пара студентов-молодоженов), но все они сходятся в
том, что человек не может просто так, без злого умысла подарить
незнакомым людям сто рублей («просто так ничего не бывает»), и
все они со-участвуют в страшноватой сцене, в которой «ангела»
Хомутова привязывают к стулу и подвергают натуральному до
просу. Неверие в возможность бескорыстного добра — вот что со
здает эту «эпическую ситуацию» навыворот — не ценности, а глу
бочайшее разочарование в идеалах, вот что объединяет людей. Когда
279 же выясняется, что «ангел» Хомутов — может быть, более гре
шен, чем все они вместе, и что деньги, которые он предлагает
двум похмельным командировочным, он пять лет забывал отпра
вить матери, которую только что похоронил, — вот тут наступает
катарсис всепрощения и братанья. Но это иронический катарсис:
и то, что все включаются в пьянку, и то, что Хомутов ободряет
себя пошлой риторикой («Да нет, товарищи, ничего, ничего.
Жизнь, как говорится, продолжается»), и то, что все только что
скандалящие голоса и даже скрипка Базильского сливаются в песне
об одичании («… бежал бродяга с Сахалина/ Звериной, узкою тро
пой»), — все это подчеркивает невозможность подлинного очи
щения. В «Провинциальных анекдотах» Вампилов, быть может,
острее, чем где-либо, зафиксировал распад нравственного созна
ния не как проблему отдельных индивидуумов, а как норму,
определяющую существование всего общества в целом.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.
Попередня: Мелодрамы 1960-х годов
Наступна: «Утиная охота» (1971)