Однако в последней повести трилогии, «Волны гасят ветер»,
Стругацкие вновь возвращаются к утопической мечте о сверхци
вилизации, о «монокосме», в котором человеческое сознание ос
вобождается от телесной оболочки и вступает в свободный кон
такт с любым интеллектом во вселенной: «Индивид монокосма
не нуждается в творцах. Он сам себе и творец, и потребитель куль
туры». Сюжет этой повести строится как система загадок, которые
тщетно пытается разгадать молодой сотрудник КОМКОНа Тойво
Глумов под руководством своего шефа Максима Каммерера. Ин
тересно, что Максим заместил Сикорски, а убийство Абалкина
породило термин «синдром Сикорски», адекватный обвинению в
паранойе, и тем не менее Тойво Глумов яростно ищет следы при
сутствия Странников на Земле, потому что «никаким богам нельзя
позволять вступать в наши дела, богам нечего делать у нас на
Земле». Парадокс сюжета состоит в том, что Тойво Глумов оказы
вается одним из Странников, ибо Странники — по замыслу Стру
гацких — это не враждебная людям цивилизация, а новая фаза в
эволюции человечества. И загадочные случаи, расследуемые Той
во, на самом деле являются экспериментами по выявлению ка
честв (в том числе и чисто биологических), позволяющих перейти
в состояния «индивида монокосма» или «людена» (ироническая
анаграмма слова «нелюди» и одновременно отсылка к homo ludens,
человеку играющему). Эти испытания незаметно для себя прохо
дит и сам Тойво. В конце концов он уходит к люденам, а его быв
295 ший шеф пишет о нем мемуары. Конечно, качество утопии Стру
гацких существенно изменилось по сравнению с 1960-ми годами.
Здесь уже нет веры во всесилие науки, это скорее нечто подобное
утопиям Н. Федорова или античных гностиков1: на первый план
выдвигается не совершенствование социального устройства, а «вер
тикальный прогресс» — религиозная идея о бессмертии духа и
квазинаучная идея о бесконечной эволюции человеческого созна
ния.
Однако сам ход художественных исканий Стругацких убеждает
в необходимости утопического элемента в культуре. Утопизм при
сущ русскому культурному сознанию как форма критики насто
ящего и способ определения перспектив исторического процесса2.
Стругацкие с успехом использовали оба эти аспекта «памяти жан
ра» утопии. Они поддерживали присутствие утопического дискур
са в позднесоветской культуре (в критическом, отраженном, даже
пародийном вариантах), не давая ему выродиться в тоталитарную
идеологию, настойчиво прививая ему ценности частной и уни
кальной человеческой жизни, придирчиво проверяя утопические
конструкции критериями интеллектуальной свободы и нравствен
ной ответственности. Коротко говоря, результат их тридцатилет
ней художественной практики можно определить как гуманиза
цию и восстановление авторитета утопии, казалось бы, навсегда
скомпрометированной в русской культуре кошмарами коммуни
стического ГУЛАГа. Исключительная популярность Стругацких не
только среди поколения «шестидесятников», но и в поколениях
«застоя» и посткоммунизма (рожденные в 1960-х и 1970-х годах)
свидетельствует о том, что избранный этими писателями путь от
вечал глубоким психологическим потребностям общества в пери
од распада тоталитарной идеологии и тоталитарного сознания. Рас
пада, не завершившегося и поныне.
1 См. об этом: Howell Yvonne. Apocalyptic Realism: The Science Fiction of Arkady
and Boris Strugatsky. — P. 111 — 124.
2 См. об этом: Morson Gary Saul. The Boundaries of Genre: Dostoevsky’s «Diary of
a Writer» and the Traditions of Literary Utopia. — Austin: Univ. of Texas, 1981.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.