Творческим прорывом, с которого начался «новый» Катаев,
стала неожиданная, странная книжка — «Маленькая железная
дверь в стене», увидевшая свет в 1964 году. Поскольку здесь цент
ральным персонажем выступает Ленин, то книжка эта была про
верена специалистами по истории КПСС на предмет верности «ис
торической правде», получила вполне респектабельный ярлык «ху
дожественно-публицистическая повесть» и вошла в обойму офи
циальной «ленинианы». А в сущности, это было первое произве
дение, в котором Катаев опробовал свои новые художественные
принципы, которые впоследствии эпатирующе назвал «мовизмом»
(от французского — mauvais, то есть «плохой», «неприличный»).
Ленинская тема стала прикрытием.
Именно здесь, в повести «Маленькая железная дверь в стене»,
Катаев впервые соединил в одном художественном поле документ и
вымысел, смело перемешал времена и пространства, установил фа
мильярный контакт между своим лирическим героем и легендарной
фигурой, окруженной поклонением.
В первом же эпизоде повести заявляется неожиданная пози
ция Автора по отношению к объекту своего интереса: «И подоб
но тому как Арагон сказал: “Робеспьер — мой сосед”, — мне
хочется сказать: “Ленин — мой современник”». Но то, что ска
зал Арагон, по тону совершенно нормально — «это было сказа
но совсем по-парижски», — замечает Автор. Но на людей с со
ветским менталитетом, которых годами приучали видеть в Лени
не едва ли не Бога, высказывание «Ленин — мой современник»
могло произвести более чем ошеломляющее впечатление. Это
звучало как вызов. И Катаев вовсе не старается сгладить такое
впечатление. Вызов становится неотъемлемой «приправой» его
нового стиля.
Предвосхищая постмодернистское обнажение «симулятивно-
сти» всякого рода стереотипов, Катаев, с одной стороны, разру
шает те клише («самый человечный человек», «прост как прав
да», чуткий и ласковый «дедушка Ленин» и т.п.), из которых сло
жился олеографический лик вождя Октябрьской революции в
массовом сознании, приводя свидетельства мемуаристов, стра
ницы из писем и статей самого Ленина: «лицо его казалось на
334 столько серьезным и повелительным, что его слова заставляли
невольно подчиняться»; «от него веяло отчасти холодом», «совер
шенно не способен жить в коммуне»; «прямо бесновался от него
дования»1. С другой стороны, и сами документы не вызывают пие
тета у героя-повествователя — некоторым из них он не доверяет,
другим возражает. Например, приводя эпизод из воспоминаний
некой Невзоровой-Шестерниной о том, что, проходя мимо Анич
кова дворца, Ленин, «весело, шутливо смеясь», говорил: «Вот бы
сюда хороший апельсинчик бросить!», герой-повествователь со
мневается: «Весело, шутливо… Ну, не думаю. Не знаю. Не верю. Но
даже если и в самом деле “весело и шутливо”, то, во всяком
случае, веселье это было невеселое, а шутки нешуточные».
В сущности, Катаев «слепил» из тщательно подобранных доку
ментов свой образ Ленина, сделав формулой этого характера вы
сказывание Марселя Кашена: «Это был острый человек, настоя
щий революционер». Катаеву важно, что «острый человек» и «на
стоящий революционер» здесь представлены как синонимы. Фак
тически сам Катаев пользуется теми же «симулякрами» из знако
вой системы соцреализма. Но позаимствованная из соцреалисти-
ческого арсенала священная формула «настоящий революционер»
наполняется в художественном мире повести Катаева не канони
ческой политической или идеологической семантикой, а, ско
рее, семантикой экзистенциальной: она означает особый тип жиз
недеятельности — непокорство перед гнетом времени, истори
ческое творчество, направленное на овладение историей, на уп
равление ее ходом.
Сопоставляя фотографии Ленина 1910 и 1914 годов, писатель
замечает, что «он слишком быстро старел». Позже будет сказано,
что жизнь Ленина быстро, «слишком быстро» шла к концу. (Это
свое наблюдение Катаев подкрепит только единственным свиде
тельством — из воспоминаний P.C.Землячки: «Травля меньшеви
ков, отход многих близких и дурные вести из России прежде
временно состарили его. Мы, близкие ему, с болью следили за
тем, как он изменился физически, как согнулся этот колосс…»)
Такова плата за жизнь-преодоление. Эта максималистская кон
цепция личности, не выступая открыто, становится тем скрытым
силовым полем, в котором рождаются ассоциации героя-пове-
ствователя. Целый ряд таких ассоциаций окружает сюжет судьбы
1 Подобные наблюдения коробили слух истовых блюстителей олеографиче
ского канона, и они возражали. Например, по мнению одного из рецензентов-
историков, глаза Ленина на фотографии 1910 года вовсе не «подозрительные,
недоброжелательные», как написал Катаев в журнальном варианте повести, в
них рецензент разглядел «веселый и вместе с тем грозный огонек» (Вопросы
истории КПСС. — 1965. — № 2. — С. 109, 110). И в отдельном издании «Малень
кой железной двери» уже не было «подозрительных, недоброжелательных глаз».
Партии было виднее.
335 Ленина в качестве вводных эпизодов. Тут и история самоубийства
Поля и Лауры Лафаргов, которые решили «уйти из жизни в семьде
сят лет», когда почувствовали, что уже не смогут быть полезны делу
революции. (Это решение катаевский Ленин оправдывает.) В таком
же высоком романтическом свете представлена гибель социа
листического публициста Мильера, трагическая судьба художника-
коммунара Курбе, история гибельного полета Отто Лилиенталя…
Все эти эпизоды согласуются с концепцией жизни-горения,
которая наиболее полно реализована в сюжете судьбы Ленина, но
они не снимают, а усиливают диалектическое противоречие. Выхо
дит — таков общий закон: за будущее человечества, за преодоле
ние власти времени «острый человек, настоящий революционер»
всегда расплачивается своим собственным будущим, временем своей
земной жизни. Это противоречие определило сущность образа Вре
мени в повести «Маленькая железная дверь в стене».
Образ Времени у Катаева двупланов. Это и необратимое движе
ние истории, развитие цивилизации, шаги прогресса. Но это и
образ предела, неотвратимого рока, беспощадной смерти, тьмы
забвенья. Об этих двух ликах Времени постоянно напоминают то
ассоциации, возникающие в связи с определенными эпизодами
(контролерша в метро пробивает щипцами билеты, словно «млад
шая парижская сестра Парки, — как бы считая дни и не давая
отсрочки»), то строки из бунинского стихотворения, обращенно
го к Вергилию («Верю — знал ты, умирая,/ Что твоя душа —
моя»), то размышления Автора о будущей встрече с лодочником
Луиджи там, за земным пределом (здесь переплетутся «райская
площадь», «Святой Луиджи», «земная улыбка»),
В книге Катаева силой, противостоящей смерти и преодолева
ющей забвенье, становится память. Мотив памяти реализуется в
«Маленькой железной двери» двумя способами. Первый способ —
можно сказать, лобовой: автор вкладывает в уста отдельных пер
сонажей («бравого старого метранпажа» из «Юманите», блестя
щего оратора Шарля Рапопорта, старого рабочего, у которого
квартировали Ульяновы) восторженные слова о Ленине. Спустя
многие годы они помнят о нем. Следуя соцреалистическому кано
ну, Катаев делает риторическое обобщение: Ленина нет в живых,
но мы живем в эпоху Ленина.
Однако тема памяти реализуется в повести «Маленькая желез
ная дверь» и другим, неявным, но более органическим способом.
Как память самого Автора, который, собирая сведения о Ленине,
путешествуя по местам, так или иначе с ним связанным, начина
ет восстанавливать в собственной душе дорогие его сердцу стра
ницы собственной жизни. Тут и воспоминания о посещении маль
чиком голубого грота «Гротто Азурро», об отцовском учитель
стве, об упоении первыми полетами аппаратов тяжелее воздуха, о
своих впечатлениях при первом посещении Парижа и т.д.
336 Здесь с идеологическим замыслом — показать духовное род
ство между Лениным и человеком эпохи Ленина соперничает и
нечто иное: чувство собственного достоинства Автора, у которого
есть свои отношения с Временем, и он сам, силой оживающей
памяти отвоевывает у забвенья свою Историю. Такая позиция Ав
тора предполагалась еще в самом начале сюжета, когда он сказал:
«Ленин — мой современник».
И тогда оказывается, что вольное обращение Автора с Време
нем — свободные перемещения его из прошлого в настоящее и
обратно, нарушения какой бы то ни было хронологической по
следовательности, то, что он сам называет «чувством потери вре
мени», на самом деле есть освобождение из-под гнета времени и
овладение им, подчинение времени власти Памяти. Память в повести
Катаева есть таинственное свойство души, и она осуществляет
свой отбор и свою компоновку фактов и событий не по каким-то
там законам природы, общественного развития или воле вождей,
а по логике движения настроений, чувств и мыслей человека. Та
кая, «субъективированная», история носит духовно-ценностный
характер, ибо она есть способ увековечения всего самого памят
ного, а значит, самого существенного в жизни людей.
Таким образом, в повести «Маленькая железная дверь в стене»
под прикрытием ленинской темы Катаев впервые в своей твор
ческой практике выстроил предельно субъективированную худо
жественную модель, в которой высшей инстанцией, созидающей
мир и одухотворяющей его, противостоящей смерти и забвению,
выступает творческая энергия личной памяти. Эта, в сущности,
неомодернистская концепция вытесняет собою всякие ритуаль
ные банальности так называемой «ленинианы», которым отдает
дань автор, прежде всего потому, что она, эта концепция, не
декларируется, а материализуется в самой поэтике до крайности
субъективированного дискурса. Катаев здесь едва ли не первым
столь глубоко освоил семантический потенциал форм организа
ции повествования и хронотопа, которые были разведаны модер
нистскими системами, воплотив в них свою концепцию бессмер
тия смертного человека.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.