Этот же оксюморонный мотив играет центральную роль и в
романе «Палисандрия» (1985), хотя по своей тональности (паро
дийной) и тематике (псевдополитической) он очень сильно от
личается от двух первых романов Соколова. «Палисандрия» — ро
ман о мнимости метаморфоз и об исчезновении времени.
Через всю книгу проходит лозунг Палисандра (якобы позаим
ствованный им у коллеги по Дому правительственного массажа,
Берды Кербабаева): «Смерти нет!» Но смерти нет именно потому,
что нет времени. Безвременье наступает сразу после того, как Бе
рия повесился на стрелках часов. Правда, характеристики безвре
менья носят в романе несколько неожиданный характер: «Треть
его дня без шестнадцати девять настало безвременье — время дер
зать и творить», — объявляет в самом начале романа Андропов.
Именно так понимает безвременье Палисандр Дальберг — глав
ный герой романа, племянник Берии, кремлевский сирота, а
впоследствии правитель России — как кратчайший путь к вечно
сти. И он достигает своей цели, недаром после воцарения его офи
циальным титулом становится: «Ваша Вечность». Однако за пре
делами безвременья — пустота и смерть: стоит Палисандру при
ехать в Россию и объявить конец безвременья, как немедленно
кончается и сам роман, а эпилог начинается со слов: «Жизнь
обрывалась» — эпилог, собственно, и посвящен описанию про
цесса умирания. С другой стороны, Палисандр постоянно вспо
минает о своих многочисленных инкарнациях, и смерти для него
нет еще и поэтому: он живет вечно, меняя лишь обличья. Тема
инкарнаций сюжетно воплощается через состояние «ужебыло»
(дежавю), в которое Палисандр то и дело погружается: «однаж
ды наступит час, когда все многократно воспроизведенные де
жавю со всеми их вариациями сольются за глубинной перспек
тивой в единое ужебыло». По сути дела, в «Палисандрии» без
временье и вечность выступают как синонимы, и виртуозный
стиль Соколова, комически сглаживающий противоречия между
1 Саша Соколов и Виктор Ерофеев. Время для частных бесед… / / Октябрь. —
1 9 8 9 .-№ 8 . – С. 198
408 далековатыми стилистическими элементами, пластически вопло
щает образ безвременной вечности, состоящей из безразличных
«ужебыло».
Сюжет романа тоже моделирует именно такой образ вечности.
Палисандру удается на протяжении одной своей жизни соединить
полярные состояния, причем трансформации Палисандра приоб
ретают все более универсальный характер: привилегированный
кремлевский сирота, он становится диссидентом, покушаясь на
местоблюстителя Брежнева; сексуальный разбойник, он превра
щается в проститутку; юноша, он одновременно оказывается ста
риком; наконец, мужчина по всем статьям, он оборачивается гер
мафродитом и меняет местоименную форму повествования на
«оно». Однако и здесь стирание различий между полярными кате
гориями обесценивает и опустошает их. В конечном счете бытие
становится неотличимым от небытия: и то и другое в равной мере
симулятивно. Как признается в финальных главах сам Палисандр:
«Не плачь, ведь тебя больше нету. Как и меня. Нас нету. Мы пере
шли. Отболели. <…> Ваше отечество — Хаос».
Соколов в «Палисандрии» приходит к отождествлению хаоса и
однообразной вечности-безвременья, образ которой, в свою оче
редь, неотделим от стилевого плана романа. Причем стилевое со
вершенство «Палисандрии» придает формирующемуся в романе ми-
рообразу хаоса принципиально новую окраску: хаос становится при
ятным. Можно сказать, что Палисандр (а ведь это повествователь
и квазиавтор романа) принимает хаос, как теплую грязевую ван
ну — с нескрываемым удовольствием.
Важно отметить, что художественная картина мира в «Пали
сандрии» в принципе неподвижна, так как все происходящие
трансформации ничего не меняют: все состояния в равной мере
симулятивны. Отсутствие времени — это метафора невозможно
сти движения. Вечность «Палисандрии» — это вечность однооб
разных повторений, вечность безвременья, вечность дежавю, в
которой отсутствуют различия между палачом и жертвой, мужчи
ной и женщиной, юношей и стариком, жизнью и смертью.
Палисандр, в сущности, достигает максимальной степени мо
дернистской свободы — его сознание без остатка поглощает ми
роздание: его «Я» и есть вся вселенная, весь мировой круговорот.
Но эта свобода полностью отменяет самое себя. В однообразной
вечности дежавю самостоятельных поступков в принципе не мо
жет быть: все уже было — и каждое явление здесь, как мы виде
ли, легко перетекает в свою противоположность. Недаром пост
роивший свою вечность Палисандр в эпилоге романа признает
свое поражение: «И — обратите внимание! — все, что случилось,
случилось напрасно и зря». Свобода не существует без возможно
сти изменений, а им-то и нет места в вечном безвременье «Пали
сандрии».
409 «Школа для дураков», «Между собакой и волком» и «Палисан-
дрия» образуют своеобразную трилогию, пронизанную конфлик
том между творчеством и хаосом. В «Школе для дураков» творче
ская свобода воображения зримо торжествует над хаосом насилия
и фиктивного существования. Причем хаотическая природа твор
ческого воображения понимается как преимущество: именно благо
даря этому качеству сознание «ученика такого-то» вступает в
непосредственный диалог с миром (также хаотичным по своей
природе), преобразуя его застывшие уродливые формы в поток
бесконечных метаморфоз, превращающих «пригородную зону
номер пять» в пространство свободного мифотворчества. Однако
уже в «Между собакой и волком» обнаруживается, что творче
ские метаморфозы хаотического мира не размыкают, а приум
ножают хаос, и тем самым не преодолевают, а приближают са
моуничтожение творца. «Палисандрия» же выглядит как горькая
самопародия: творческие метаморфозы оборачиваются однооб
разием дежавю, преодоление линейности времени приводит к
вечному безвременью, свобода творческого сознания, раскры
вающая его для различных, часто противоположных состояний
и форм жизни, саркастически материализована в образе Пали
сандра — и уродливого монстра, и блестящего супермена в од
ном лице.
Свидетельствует ли эволюция Соколова о поражении утопии
творческого хаоса, одолевающего хаос безличного, симулятивно-
го, существования? Как ни странно, — нет, потому что о пораже
нии своих героев Соколов рассказывает на их языке, и этот язык
не может не поразить и покорить своим блеском, барочным ме-
тафоризмом, ритмической завершенностью, интонационной вир
туозностью. Победа героев над хаосом в стиле повествования всту
пает в явное противоречие с их поражением в сюжете. Это про
тиворечие принципиально неразрешимо в пределах соколовского
романа. Сознательно создавая такое противоречие, Соколов раз
мыкает свои произведения, перенося груз нравственного выбора
и финальной художественной оценки (победа или поражение?) с
героев непосредственно на читателя, тем самым уравниваемого в
правах с автором.
* * *
Роман Битова «Пушкинский дом», «Москва—Петушки» Ве
недикта Ерофеева, романы Саши Соколова, при всех стилевых и
концептуальных различиях между ними, реализуют единую худо
жественную стратегию, которая, по-видимому, характерна для
русского постмодернизма в целом. Существо этой стратегии со
стоит в том, что противоположные философские, нравственные,
культурные категории и языки сводятся в общее конфликтное
пространство, где обнаруживается их взаимосвязь, взаимозависи
410 мость и парадоксальное единство — так возникает художествен
но-философский компромисс, преодолевающий логику бинарных
оппозиций (или —или), но не снимающий внутреннего конфликта.
Новое единство оксюморонно по своей природе, оно непрерыв
но порождает новые противоречия и конфликты. Но при этом оно
создает новую картину мира, в которой слиты воедино божествен
ное и дьявольское, высокое и низменное (у Ерофеева), класси
ческая культура и ее современное симулятивное бытие (у Бито
ва), творчество и насилие, свобода и безумие (у Соколова). Имен
но таким образом формируется хаосмос как центральный прин
цип художественной философии постмодернизма. Богатый потен
циал этой художественной стратегии раскрывается в дальнейшей
динамике русского постмодернизма — в прозе, поэзии и драма
тургии посткоммунистической эпохи.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.
Попередня: «Между собакой и волком»: метонимии хаоса
Наступна: Рекомендуемая литература