Отношение к реализму в России XX века существенно отли
чается от западного. На Западе уже в 1960-е годы никого не удив
ляли констатации такого, например, рода: «основная традиция
европейской литературы в девятнадцатом веке обычно опреде
ляется как «реализм», и, как это практически всеми признано,
по крайней мере на Западе, история этой традиции закончена»1.
В России же, напротив, реализм сохранил свой авторитет как в
официальной культуре (соцреализм канонизировал классиков ре
ализма XIX века ценой вульгарно-социологической привязки их
творчества к «революционно-освободительному движению»), так
и в неофициальной: реалистическая «правда», разоблачающая ложь
соцреализма, оставалась знаменем всей либеральной советской
литературы 1960— 1980-х годов. Основной внутренней задачей этой
литературы, как мы видели, было возвращение к традиции кри
тического реализма XIX века как бы через голову соцреалисти-
ческой мифологии.
Отмена идеологической цензуры в первые годы гласности и
последовавшая публикация запрещенных и «задержанных» про
изведений позволила многим критикам заговорить о том, что ве
ликая традиция русского реализма XIX века не умерла в катастро
фах XX века, а лишь укрепилась и обогатилась2. Вершинами кри
тического реализма XX века попеременно объявлялись повести и
романы Булгакова и Платонова, «Доктор Живаго» Пастернака и
«Жизнь и судьба» Гроссмана, «Колымские рассказы» Варлама
Шаламова и «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова. Не вда
1 Williams Raymond. Realism and the Contemporary Novel / / 20th Century Literary
Criticism: A Reader / Ed. by David Lodge. — L.; N. Y.; Gongman, 1972. — P. 583.
2 См., например: Белая Г. Перепутье / / Вопросы литературы. — 1987. — № 12. —
С. 27—41; Иванова Н. Смена языка / / Знамя. — 1989. — № 11. — С. 221 — 231;
Дедков И. Хождение за правдой, или Взыскующие нового града / / Знамя. — 1991. —
№8.-С. 211-223.
521 ваясь в споры о правомерности подобных построений, отметим
лишь, что ожидание нового подъема реализма было очень важной
частью литературной атмосферы 1990-х годов — и в частности,
определило позицию таких критиков разных поколений, как Ирина
Роднянская, Карен Степанян и Павел Басинский (последний наи
более агрессивен в своей «борьбе за реализм»).
Написанные в 1970-е и опубликованные в конце 1980-х годов
«задержанные» произведения лишь отчасти утолили эту тоску по
реализму: в таких романах и повестях, как «Дети Арбата» А. Рыба
кова, «Белые одежды» В.Дудинцева, «Васька» и «Овраги» Сергея
Антонова, «Покушение на миражи» В. Тендрякова, слишком
ощутимой была зависимость авторов от соцреалистических мо
делей — «правда» в их текстах представляла собой по преимуще
ству зеркальную, «наоборотную», проекцию соцреалистического
мифа. То же самое происходило и в произведениях, созданных
бывшими флагманами либерализма в советской литературе —
Чингизом Айтматовым («Плаха», 1986; «Тавро Кассандры», 1994),
Василием Аксеновым («Московская сага»), Даниилом Граниным
(«Бегство в Россию», 1994), Григорием Баклановым («Суслики»,
1993), «И тогда приходят мародеры…», 1995), Евгением Евтушенко
(«Не умирай прежде смерти», 1995). Эти произведения стали за
вершением традиции «соцреализма с человеческим лицом», за
родившейся еще в годы «оттепели».
Вместе с тем в 1990-е годы появился целый ряд произведений,
близких традиции классического реализма. В этом ряду нужно на
звать романы А.Азольского («Клетка», «Диверсант»), Ю.Давыдо-
ва («Бестселлер»), Вл.Войновича («Монументальная пропаганда»),
М. Кураева («Зеркало Монтачки»), П.Алешковского («Владимир
Чигринцев», «Жизнеописание Хорька»), А. Варламова («Лох», «Ку
павна», «Затонувший ковчег»), Л.Улицкой («Веселые похороны»,
«Казус Кукоцкого»), Д. Рубиной («Вот идет Мессия!»), О.Слав-
никовой «Стрекоза, выросшая до размера собаки», «Бессмерт
ный») и некоторых других авторов. Именно ожидание «подлин
ного реализма» определило те завышенные оценки, которыми были
удостоены произведения таких молодых реалистов, как Олег Ер
маков («Знак зверя», 1992) и Олег Павлов («Казенная сказка»,
1994) — оба романа немедленно попали в финалы русской Буке
ровской премии и серьезно рассматривались как лучшие романы
года, несмотря на затянутые сюжеты, рыхлую композицию и вто-
ричность стилистики. Ожидание реализма наконец разрешилось
триумфом романа Георгия Владимова «Генерал и его армия» (1994),
удостоенного Букеровской премии 1995 года.
Но что такое реализм в XX веке?
По мысли Ж. Ф. Лиотара, в XX веке реализм приобретает зна
чение самого популярного, самого легкого для восприятия «ком
муникационного кода» (фотографического и «киношного») и
522 поэтому, как правило, активней всего усваивается либо массо
вой, либо тоталитарной культурой (и воплощает соответству
ющие — конформистские и популистские — тенденции):
«Беспрецедентный раскол обнаруживается внутри того, что по-преж –
нему называется живописью или литературой. Те, кто отказывается пе
ресмотреть правила [реалистического] искусства, делают успеш ную ка
рьеру в области массового конформизма, удовлетворяя — посредством
«верных правил» — повальное вожделение реальности, утоляемое соот
ветствующими объектами и ситуациями. Крайним примером использо
вания кино или фотографии в этих целях является порнография. Именно
порнография становится общ ей моделью для визуального и словесного
искусства, не выдержавшего вызов массовых коммуникаций.
<…> Реализм, единственно определяемый стремлением избежать во
проса о реальности… всегда занимает позицию между академизмом и
китчем. Когда власть присваивается партией, реализм с его неокласси
цистскими элементами неизбежно торжествует над экспериментальным
авангардом, не брезгуя в этой борьбе ни клеветой, ни запретами. П ред
полагается, что только “правильные” образы, “правильные” наррати
вы, “правильные” формы, требуемые, отбираемые и пропагандируемые
партией, способны найти публику, которая воспримет их как терапию
от переживаемого ужаса и депрессии. Требования реальности — означа
ющие требования единства, простоты, сообщ ительности (понятности) и
т.п. — приобретают разную интенсивность и различный общественный
резонанс в Германии между двумя мировыми войнами и в России после
революции: только в этом и состоит разница между сталинским и на
цистским реализмом»1.
Но к русской культуре XX века этот взгляд приложим лишь
отчасти. Традиции классического русского реализма оказались
шире, а главное, значительно сложнее популистского коммуни
кационного кода. Развитие модернизма, с одной стороны, и опыт
соцреализма, с другой, обнаружили ограниченность социологи
ческого подхода, согласно которому реалистическая эстетика ма
териализует обусловленность характеров социальными обстоятель
ствами (в русской критике эта концепция была выдвинута и де
тально разработана Белинским, Добролюбовым, Чернышевским,
Михайловским). Модернизм раскрыл заложенные в традиции ре
ализма (в частности, в эстетике Достоевского) внесоциальные,
онтологические и метафизические мотивировки человеческого
поведения и сознания. Соцреализм, напротив, довел до абсурда
представление о «типических характерах в типических обстоятель
ствах». Не случайно в современном российском литературоведе
нии все чаще звучат голоса о том, что концепция социально-ис
торического и психологического детерминизма не исчерпывает
1 Answering the question ‘What is postmodernism?’ / / Postmodernism. Critical
Concepts / Ed. by Victor E. Taylor and Charles E. Winquist. — Foundational Essays. L.;
N.Y., 1998. – Vol. 1., P. 753, 754.
523 потенциал реалистической традиции. Так, В. М. Маркович счита
ет, что этой концепции реализма «наиболее адекватно соответ
ствуют явления литературы “второго ряда”»:
«Если же мы обратимся к явлениям реалистической классики, к тому
типу искусства, который, по слову Д остоевского, можно было бы на
звать “реализмом в высшем смы сле”, то картина окажется иной. <…>
Осваивая фактическую реальность общ ественной и частной жизни лю
дей, постигая в полной мере ее социальную и психологическую детер
минированность, классический русский реализм едва ли не с такой же
силой устремляется за пределы этой реальности, — к “последним” сущ
ностям общ ества, истории, человека, вселенной… <…> В кругозор рус
ских реалистов-классиков (Гоголя, Д остоевского, Толстого, Лескова)
входит категория сверхъестественного, а вместе с ней и дореалистиче-
ские по своему происхождению формы постижения запредельных ре
альностей — откровение, религиозно-философская утопия, миф. Рядом
с эмпирическим планом появляется план мистериальный: общ ествен
ная жизнь, история, метания человеческой души получают тогда транс
цендентный смысл, начинают соотноситься с такими категориями, как
вечность, высшая справедливость, провиденциальная миссия России,
царство Божие на земле»1.
Именно эти, трансцендентальные, качества русского реализ
ма приобрели отчетливо антитоталитарный (и антипопулистский)
смысл в созданных в 1960—1980-е годы произведениях В.Шала-
мова, Ю. Казакова, Ю.Домбровского, Ф.Горенштейна, Ю.Три
фонова, В. Шукшина, В. Астафьева, писателей-«деревенщиков»,
В. Быкова, К. Воробьева, Ч. Айтматова. Русская литература XX века,
в том числе и его последней половины, внятно свидетельствует о
том, что реализм не умирает в эпоху модернизма и не обязатель
но уходит в область масскульта.
Попытки найти более гибкий подход к реализму, способ
ный вместить в себя и художественный опыт XX века, пред
принимались и раньше. Так, английский литературовед Р. Вилль
ямс в классической работе «Реализм и современный роман»
(1959), уже цитированной нами, предложил следующее опреде
ление реализма:
«Когда я думаю о реалистической традиции в прозе,, я думаю о рома
не, который воссоздает и оценивает качество всей жизни в целом через
качества личностей. Баланс, лежащий в основании этого процесса, по
жалуй, важнее всего остального. <…> Такой роман предлагает оценку
всего способа существования (a whole way o f life) общества, которое круп
нее каждой индивидуальности, его составляющей; и в то же самое время
реалистический роман сосредоточен на оценке личностей, которые,
1 Маркович В. М. Вопрос о литературных направлениях и построении истории
русской литературы XIX века / / Освобождение от догм. История русской литера
туры: Состояние и пути изучения. — М., 1997. — Т. 1. — С. 243, 244.
524 принадлежа к общ еству и помогая определить сложившийся в обществе
тИп бытия, выступают в своем мироотнош ении как абсолютно сам одо
статочные целостности. Ни один из элементов — ни общ ество, ни инди-
вИдуальность — не обладает приоритетом. Изображение общества не сво
дится к фону, на котором развиваются человеческие взаимоотнош ения,
а реалистические характеры — это не только иллюстрации отдельных
аспектов социального бытия. Каждый аспект индивидуальной жизни ис
пытывает на себе радикальное воздействие качества общ ей жизни, но
сама общая жизнь приобретает значение только в целиком и полностью
личностных терминах. Мы погружаемся в картину общей жизни, но цен
ностным центром (centre o f value) для нас всегда остается индивидуаль
ная личность, причем не как изолированный объект, а во взаимоотно
шениях с великим множеством других характеров, что собственно и со
ставляет реальность общ ей ж изни»1.
Вилльямс считает, что этот тонкий баланс между социальным
анализом и самоценностью человеческой личности был достиг
нут в великих романах XIX века — в русской литературе прежде
всего Толстым, Достоевским и Чеховым. Однако баланс не может
быть устойчивым: усложнение представлений о личности, откры
тие подсознательного, внимание к иррациональному и сверхра-
циональному и многие другие процессы модернистской культуры
приводят к распаду реалистического метода в его традиционных
формах2. Фокусировка внимания на личности, более или менее
изолированной от социума, на внутренних процессах самосозна
ния, притом что внешний (социальный) мир все отчетливее при
обретает черты страшного и непостижимого хаоса, от которого
необходимо куда-то уйти (в подсознание, в революцию, в теур
гию, в память культуры и т:п.), — это путь модернизма. Несколь
ко схематично, но убедительно Вилльямс выделяет два типа «лич
ностного» романа, вырастающего в XX веке, на основании рас
павшегося реалистического баланса: роман-описание (Пруст,
В. Вульф) и роман-формула (Джойс, Кафка).
Параллельно распад этого баланса формирует эстетику, со
средоточенную на художественном анализе общества и представ
1 Williams Raymond. Realism and the Contemporary Novel. — P. 584. Далее ссылки
на это издание в скобках после цитаты.
2 Как этот процесс шел в русской литературе рубежа веков, показывает,
например, Е. Б.Тагер в главах из коллективной монографии «Русская литература
конца XIX—начала XX века: Девяностые годы» (М., 1968. — С. 92— 188). Так,
анализируя поэтику позднего Толстого, Е.Б.Тагер отмечает, что если в «Войне
и мире» «торжествует пафос отдельного, личного, ни на что не похожего», то «в
‘ Смерти Ивана Ильича” господствует пафос общего» (102). Аналогично, «описа
ния в “Воскресении” слагаются из подчеркнуто внеличных категорий» (114).
Отсюда вывод: «Искусство воссоздания неповторимо своеобразного внутреннего
мира человека, развертывание сложного динамического процесса, протекающе-
г0 в многослойном сознании героя, “диалектика души” отступают [у позднего
Толстого] на второй план» (106).
525 ляющую человеческий характер как инструмент такого анализа.
Дескриптивная версия, в которой почти документально воспро
изводятся обстоятельства социального бытия, в сущности, пред
шествовала классическому реализму («натуральная школа»), но
в XX веке она возрождается на новом уровне сложности, порож
дая устойчивую натуралистическую тенденцию. Характеристики
же социального романа-формулы, в котором «определенная мо
дель абстрагируется от социальных фактов, и роман создается как
материализация данной модели» (585), как ни странно, подходят
и к соцреалистическому роману (утопическая формула), и к таким
ярким произведениям XX века, как «Мы» Замятина, «О, дивный
новый мир» О. Хаксли, «1984» Дж. Оруэлла, «Повелитель мух»
У. Голдинга (антиутопическая формула).
«Старый наивный реализм в любом случае мертв» (590), —
констатировал Р. Вилльямс. Но возможно ли восстановление утра
ченного баланса на новом уровне сложности, без редукционизма
и наивности? Возможно ли найти новое диалектическое сцепле
ние между новым видением личности, видением, обогащенным
опытом модернизма, и новым пониманием общества, учитыва
ющим опыт социальных манипуляций массовым сознанием при
посредстве идеологических конструктов (утопий, мифов, симу-
лякров), лишенным иллюзий о «простом человеке» или «народе»
в целом, знающем о хаотической природе социальной реально
сти, неизменно взрывающей заготовленные для нее рациональ
ные модели? В русской литературе XX века в силу заложенного в
русской культурной традиции гена «целостности», понимаемой
как главное условие мировосприятия, такие попытки предпри
нимались еще в 1930—1950-е годы (А. Платонов, О. Мандельш
там, Б. Пастернак), с новой силой они возобновились в 1960—
1990-е годы (В. Шаламов, Ю.Трифонов, В. Маканин, С.Довла
тов, Л.Петрушевская).
Вместе с тем одной из доминант литературного процесса 1960—
1970-х годов было расшатывание «формульности» соцреалисти-
ческого дискурса: большую роль здесь сыграл и «соцреализм с
человеческим лицом», подрывавший убедительность соцреалис-
тической формулы социальными и психологическими фактами,
ей противоречившими; и гротескный реализм, создававший иные
эстетические формулы, полемически противостоявшие разным
аспектам соцреализма.
Вполне естественно, что крушение коммунистической идео
логии в конце 1980-х годов сопровождалось подъемом «дескрип
тивного реализма», или натурализма (об эволюции этой тенден
ции в литературе 1990-х годов см. раздел 2 гл. III, части третьей).
С другой стороны, пятидесятилетнее давление соцреалистиче-
ской догмы привело к неизбежному упрощению мировосприя
тия. Дело не только в том, что даже оппоненты соцреализма не
526 редко воспринимали историю и общество в черно-белой гамме,
лишь меняя соцреалистические оценки на противоположные, но
сохраняя доктринерский тип мышления (характерны примеры
Солженицына, Максимова, Зиновьева). Не стоит забывать и о
том, что несколько поколений русских писателей сформирова
лись практически в полной изоляции от важнейших философ
ских дискурсов, во многом определивших интеллектуальный об
лик XX века: фрейдизм и постфрейдизм, бихевиоризм, экзис
тенциализм и франкфуртская школа, феноменология и герме
невтика, теории информации и хаоса, культурная антропология
и структурализм, деконструкция и неомарксизм — все эти тече
ния затронули лишь верхний слой интеллектуальной элиты, но
остались незамеченными (в силу цензурных и прочих барьеров
не в малой степени) большинством советских писателей, кри
тиков и читателей. Но именно эти теории и оформили те пред
ставления о сложности личности и общества, которые Р. Вилль
ямс считал несовместимыми с эстетикой традиционного реа
лизма еще в 1959 году!
Возможно, это не полное, но все же объяснение того факта,
почему в русской литературе 1990-х годов предпринимается це
лый ряд попыток вернуться к реалистической эстетике XIX века;
притом что совмещение эстетической формы XIX века с истори
ческим «материалом» века XX неизбежно оплачивается редукцио
низмом, требует введения неких негласных и даже неосознанных
«скобок», отсекающих все, что не укладывается в традиционную
оптику.
Одним из убедительных свидетельств кризиса реалистической
традиции является кризис самого заглавного жанра этого на
правления — жанра романа. Так было и в 1890-е, и на заре совет
ской эпохи. С самого начала постсоветского периода жанр рома
на вновь пребывает в жестоком кризисе. Этому есть вполне объек
тивные объяснения: в годы сломов и духовных катастроф, идей
ного «раздрая» роману с его установкой на поиск «всеобщей связи
явлений» не удается стать «формой времени» (романы пишутся,
но не задерживаются в культурной памяти). Но как бы там ни
было, за 1980— 1990-е годы была растеряна культура многофи
гурного, симфонически сложного и композиционно слаженного
романа, которым гордилась русская реалистическая словесность.
Остается только вспоминать о грандиозной архитектуре «Анны
Карениной» и «Братьев Карамазовых», об искусстве романа Бул
гакова, Леонова, А. Толстого, Гроссмана, Домбровского, Горен-
Штейна.
Причина этого кризиса, по-видимому, кроется в следующем.
Необходимым основанием реалистической эстетики является об
щая концепция социально-исторической реальности, разделяе
мая писателем и читателем. Разумеется, ядро реалистической
527 эстетики образуется сложной диалектикой узнавания («как в жиз
ни») тематической и сюжетной новизны, как и конструктивного
отстранения, но все же именно общая базовая концепция объек
тивного мира есть в реализме главное условие продуктивного ди
алога между писателем и читателем. Крушение единой концепции
реальности, возникновение множества конкурирующих друг с
другом социально-исторических моделей прошлого, настоящего
и будущего начинается уже в 1980-е годы, но в постсоветское
время распад тоталитарного «базиса» привел не к утверждению
единой альтернативной — и более или менее разделенной всеми
социальными группами — концепции реальности и соответству
ющего ей языка, а выразился в лавинообразном дроблении когда-
то единого языка на множество «диалектов», чем далее, тем ме
нее открытых для взаимного «перевода». Именно отсутствие еди
ного языка и единой концепции «правды» стало главной пробле
мой, с которой столкнулся реализм 1980—1990-х. Попытки раз
решить эту проблему определили спектр русского реализма в
постсоветское время.
Во-первых, реалисты конца 1980—1990-х годов, кто интуи
тивно, а кто сознательно, ищут образы реальности, значение ко
торых оставалось бы более или менее устойчивым, несмотря на
культурное многоязычие.
Такую роль, как правило, играют хронотопы армии (О. Ерма
ков, О.Хандусь, А.Терехов), «зоны» (Л.Габышев «Одлян, или
Глоток свободы»), психушки (А. Бархоленко «Светило малое для
освещенья ночи»), школы (О.Павлов «Школьники», Сигарев
«Пластилин»), т.е. такие модели социума, единство которого обес
печивается механизмом насильственного нивелирования, обезли
чивания отдельной личности, причем механизмом официальным,
государственным. Весьма показательны в этом отношении произ
ведения А.Азольского («Женитьба по-балтийски», «Облдрамте-
атр», «Монахи», «Клетка»), где настойчиво обнажается проник
новение насилия армейского типа во все возможные сферы со
ветского мира. Следовательно, такое сужение вариантов хроното
па как наглядно зримого образа социального мира явилось ре
зультатом того, что на языке реализма называется «верностью
правде жизни».
Другая причина подобного сужения вариантов хронотопа ви
дится в том, что в русской культуре 1990-х годов отсутствует такое
важное условие реалистического письма, как социальный «базис
общего понимания». Парадоксальным образом наиболее верным
последователем реалистической традиции оказалась в 1990-е годы
массовая литература, представленная именами А. Марининой,
В. Доценко, Д. Корецкого и других лидеров постсоветского книж
ного рынка, — именно потому, что они освоили новый «насиль
ственный» контекст, связанный с бандитизмом, мафией, терро
528 ризмом и опирающийся на богатый канон триллера и полицейс
кого детектива.
Во-вторых, в реализме 1990-х годов, в сравнении с традици
онным реализмом, ощутимо трансформируется позиция субъек
та, стремящегося «о-смыслить общество»: при этом субъект не
создает смысл, а ищет его, исходя из веры в то, что этот смысл
(«правда») уже существует как предзаданный. Наиболее отчетливо
сущность такой версии русского реализма сформулировал Павел
Басинский в статье «Возвращение: Полемические заметки о реа
лизме и модернизме»:
«Реализм знает о замысле мира, чувствует его и берет на себя добр о
вольное страдание правдивости лепить не по собственной воле, но “по
образу и подобию ”. Реалист обречен выжидать, пока “тайна” мира, “сер
дце” мира, “душ а” мира не проступят сами в его писаниях, пока слова и
сочетания их не озарятся сами внутренним светом, а если этого нет —
игра проиграна и ничто ее не спасет»1.
Несмотря на профетический пафос, логика критика весьма
уязвима: неясно, что скрывается за метафорами «сердце мира»,
«душа мира», каким образом (кроме, естественно, мистическо
го экстаза) постигает и воплощает их художник? Чем реализм в
таком понимании отличается от романтизма, классицизма и дру
гих нормативных методов? Благодаря каким художественным ме
ханизмам писатель постигает «душу мира» и как убеждает чита
теля в истинности своего открытия? А что если разные писатели
по-разному видят «душу мира»: означает ли сие, что кому-то
открылась подлинная «душа мира», а кто-то обманулся миража
ми? Каковы критерии оценки истинности писательского поис
ка? Кто определит их — Святейший Синод? Эта инстанция вспо
минается не случайно, так как по своей природе концепция
П.Басинского теологическая, а не эстетическая. Реализм, по Ба-
синскому, опирается на веру художника в Божественный замы
сел и промысел — веру в религиозный абсолют. Парадоксальным
образом эта модель реализма поразительно напоминает о социа
листическом реализме: и в том, и в другом случае от художника
ожидают не вопросов или сомнений, а иллюстраций к неким
готовым доктринам — политическим в одном случае, религиоз
но-морализаторским в другом. К чему это приводит, видно по
произведениям авторов, которых П. Басинский считает совре
менными хранителями реалистических традиций. Так, романы
Алексея Варламова «Купол» и «Затонувший ковчег» представля
ют собой странную смесь стереотипов, знакомых по «народным
эпопеям» классиков позднего соцреализма (Павла Проскурина,
Георгия Маркова), с прямолинейным иллюстрированием рус
1 Новый мир. — 1993. — № 11. — С. 238.
529 ской религиозной философии Серебряного века. Олег Павлов в
повестях «Дело Матюшина» и «Карагандинские девятины, или
Повесть последних дней» пытается скрестить натурализм «чер
нухи» с монологами автора и/или героя, рупора авторских идей,
чисто декларативно утверждающего «высшие ценности» — жерт
вой экспериментов становится важнейшая категория реалисти
ческой эстетики: цельность и саморазвитие художественного мира.
А мутация мистической веры в ксенофобную паранойю, весьма
комфортно располагающуюся в прокрустовом ложе «идеологи
ческого романа» соцреализма, определяет поэтику Александра
Проханова (самый показательный образчик — роман «Господин
Гексоген»).
Третий и, возможно, наиболее продуктивный путь современ
ного реализма связан с активизацией таких форм реалистическо
го романа, где значительно ослаблено влияние социальных об
стоятельств на характер, им скорее отводится роль некоего фона,
на котором разыгрывается по преимуществу личная драма. Имен
но таким образом трансформировал авторитарный жанр истори
ческого романа Борис Акунин в своем «фандоринском» цикле
(«Азазель», «Статский советник», «Смерть Ахиллеса», «Корона
ция») — сочетание слегка ироничного обыгрывания сюжетов и
тем русской литературы и истории XIX века с острым детектив
ным сюжетом и историей личности главного героя обусловило
огромную популярность этих романов.
Другой формой, позволившей освободить реалистическое пись
мо от социополитической детерминированности, оказался жанр
семейного романа, приобретающего порой масштабность семей
ной саги. Его активно и изобретельно разрабатывают такие авто
ры, как Людмила Улицкая («Медея и ее дети», «Казус Кукоцко-
го»), Валерий Исхаков («Екатеринбург»), Александр Мелихов
(«Любовь к родному пепелищу»), Ольга Славникова («Стрекоза,
выросшая до размеров собаки», «Бессмертный»), к нему пришла
также и Александра Маринина («Тот, кто знает»).
Особенно показателен опыт Л.Улицкой, чей роман «Казус
Кукоцкого» (журнальный вариант печатался под названием «Пу
тешествие в седьмую сторону света», 2000) завоевал не только
Букеровскую премию за 2001 год, но получил действительно ши
рокое читательское признание, несмотря на отсутствие детектив
ного или авантюрного сюжета.
Л.Улицкой удалось органично совместить традиционную кан
ву семейного романа, с взаимоотношениями поколений, любов
ными драмами и трагедиями, и оптику, выработанную в рамках
женской прозы (см. раздел 2 гл. III) с ее физиологической эксп
рессией, когда женское тело становится универсальной философ
ской метафорой. Выбрав в качестве центрального героя профессо
ра-гинеколога Кукоцкого, Улицкая вводит в роман немало грубо
530 натуралистических описаний — полостные операции, «выскабли
вания», последствия криминальных абортов, анатомические
подробности, жуткий вид иссеченной матки с проросшей в ней
луковицей и т.п. Но сколько поэзии открывает автор в том, что
считается «низкой» физиологией!
Павел Алексеевич десятилетиями наблюдал все тот же объект,
разводил бледные створки затянутой в резину левой рукой, вво
дил зеркальце на гнутой ручке и пристально вглядывался в без
донное отверстие мира. Оттуда пришло все, что есть живого, это
были подлинные ворота вечности, о чем соверш енно не задумы
вались все эти девочки, тетки, бабки, дамы, которые доверчиво
раскидывали перед ним изнанку ляжек.
И бессмертие, и вечность, и свобода — все было связано с
этой дырой, в которую все проваливалось, включая и Маркса,
которого Павел Алексеевич никогда не смог прочитать, и Фрейда
с его гениальными и ложными теориями, и сам он, старый док
тор, который принимал и принимал в свои руки сотни, тысячи,
нескончаемый поток мокрых, орущих существ.
Физиологические мотивы в такой интерпретации преодолева
ют древнюю оппозицию духа и тела, насыщаясь семантикой жиз-
нетворчества. Таким образом Улицкая превращает историю рода
Кукоцких в историю борьбы за рождение человека и за спасе
ние женщины.
Мотивы, связанные с жизнью тела, сплетаются у Улицкой с
темой судьбы отдельного человека и целого рода. Судьба в рома
не выглядит слепой и хаотичной силой: угасает память Елены,
умирает от случайного стакана воды с бактерией токсоплазмоза
Таня, попадет под нож маньяка Сергей… Так, главным сюжет
ным стержнем истории Кукоцких становится борение между
освященным любовью жизнетворчеством и слепой, убийствен
ной силой рока.
Еще одной жанровой разновидностью романа, которая обре
тает новую актуальность в 1990-е годы, становится роман воспи
тания. Эта жанровая модель ярко развернулась в русском пост
модернизме (так, все главные романы Пелевина — от «Омона
Ра» до «Generation П» не что иное как романы воспитания) и
постреализме («Блуждающее время» и «Читающая вода» И. По
лянской, «Альбом для марок» А. Сергеева, «НРЗБ» С.Гандлев-
ского восходят к романтической версии романа воспитания —
Kunstelroman’y — истории становления личности художника).
В реалистической версии романа воспитания — от «Обыкновен
ной истории» Гончарова до автобиографической трилогии JI. Тол
стого, «Подростка» Достоевского и трилогии Гарина-Михайлов
ского — главным «воспитателем» выступают социальные и исто
рические обстоятельства.
531 В новейшем реалистическом романе воспитания, представлен
ном, например, романом «Ложится мгла на старые ступени» (1999)
Александра Чудакова или «Романом с языком» (2000) Владимира
Новикова, — власть обстоятельств замещается властью языка и
культурной традиции.
Так, в романе А. Чудакова разворачивается поток впечатлений
героя, нанизанных на биографическую фабулу и кое-как укреп
ленных сюжетом прощания с умирающим дедом, носителем ис
торического опыта и нравственного идеала. В этом потоке — заме
чательные люди с исковерканными судьбами, жертвы раскулачи
вания, ЧСИРы, ссыльные… Но собственно эстетическим цемен
том повествования становится особое отношение героя-повество-
вателя к слову как эстетическому предмету: смакование слова,
экзотика слова, игра как с сакральными текстами российской сло
весности, так и с политическими клише (типа «наши соузники по
соцлагерю»). Подобная поэтизация словесного материала как тако
вого служит неким гармонизирующим началом, пусть не упорядо
чивающим хаотическую социальную реальность, но шаг за ша
гом возвышающим героя над нею духовно — самим процессом
эстетической деятельности с материей речи, в которой человек
слышит душу и ум.
А в «Романе с языком» Вл. Новикова герой, ведущий весьма
сумбурную, полную моральных компромиссов жизнь, в мире слова
проявляет себя совершенно иначе — здесь он пурист, воинствую
ще нетерпимый к малейшим искажениям речи, он язвит, зло ра
зит. По существу, у героя «Романа с языком» лингвалитет разве
ден с менталитетом, даже противопоставлен ему — в плоскости
менталитета человек может себе позволить жить спустя рукава, но
подлинную свою жизнь он проживает в плоскости лингвалитета —
в той духовной реальности, которая выше и первичнее всего.
«Животворящим филологизмом» назвал Вл. Новиков это энергиче
ское состояние1.
Но при всех очевидных достоинствах подобной позиции она
все равно представляет собой подмену настоящей жизни, подме
ну, не компенсирующую интеллектуальными экзерсисами и изящ
ными филиппиками на лингвистические темы горе женщин, ко
торых наш герой предавал что называется нечаянно, между про
чим, случайно…
Весьма показательно, что в новейших романах воспитания
крайне обострена именно субъективная составляющая повество
вания — не случайно А. Чудаков дал своему произведению жан
ровое обозначение «роман-идиллия», а Вл. Новиков присовоку
1 Выражение из статьи Вл. Новикова «Филологический роман: Старый но
вый жанр на исходе столетия» (1999), которую можно назвать своеобразным
литературоведческим обоснованием избранной им жанровой формы. (См. Нови
ков Вл. Роман с языком. Три эссе. — М., 2001.)
532 пил второе название — «или Сентиментальный дискурс». Герои
этих романов, перебирая минувшее, открывая его огромное зна
чение для своего становления как личностей, переживают про
шлое так свежо, так непосредственно, что тем самым восстанав
ливают его ценностное значение навсегда.
Одним словом, реализм в 1990-е годы не собирается умирать,
хотя его существование достаточно сложно и по-своему драма
тично. Об этом свидетельствует роман Георгия Владимова «Гене
рал и его армия» (1994). В литературе 1990-х годов не найти произ
ведения, более последовательно и серьезно возрождающего рус
скую реалистическую традицию и в то же время обнажившего
наиболее глубокие ее противоречия, чем этот роман. «Генерал и
его армия» вызвал острую полемику среди критиков, взбудора
жил читателей1. Букеровский комитет признал его лучшим рус
ским романом 1994 года, а в 2001 году, когда отмечалось десяти
летие учреждения Букеровской премии (присуждаемой за лучший
роман года на русском языке), то из всех произведений, отмечен
ных этой премией в течение десяти лет, самым достойным назва
ли «Генерала и его армию» Георгия Владимова2.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.