В 1990-е годы в критике зазвучали голоса о сближении модер
низма и постмодернизма с реализмом, о формировании нового
типа поэтики, преобразующего элементы «родительских» систем в
новое химическое соединение1. Интересно, что фактически одно
временно подобные гипотезы высказываются и на Западе. Так, в
американской критике появился целый ряд исследований2, в ко
1 Так, в 1992 году была опубликована статья Н.Л.Лейдермана «Теоретические
проблемы изучения русской литературы XX века: Предварительные замечания» (Рус
ская литература XX века: Направления и течения. — Екатеринбург, 1992. — Вып. 1.),
где в числе прочих художественных тенденций впервые назывался процесс форми
рования на основе взаимодействия модернизма и реализма нового творческого ме
тода. Тогда же появилась в печати статья К.Степаняна с выразительным названием
«Реализм как заключительная стадия постмодернизма» (Знамя. — 1992. — № 9).
В 1993 году вышла наша (Лейдерман и Липовецкий) статья «Жизнь после смерти,
или Новые сведения о реализме» (Новый мир. — 1993. — № 7). Изложенная в ней
гипотеза о постреализме была подкреплена анализом произведений Людмилы Пет-
рушевской, Владимира Маканина, Фридриха Горенштейна, Марка Харитонова,
Иосифа Бродского и некоторых других авторов. Статья вызвала полемику в литера
турной периодике (резкое неприятие П.Басинского и В. Курбатова, поддержка
Евг. Ермолина, Д. Штурман). А в 1998 году Н.Иванова в статье «Преодолевшие пост
модернизм» (Знамя. — 1998. — № 4) уже вводит свой собственный термин «трансме
тареализм» — не разъясняя его и не ссылаясь на предшественников, хотя имеется в
виду все тот же синтез реализма с модернизмом и постмодернизмом, правда, в
качестве примеров привлекается несколько расширенный круг авторов. К сожале
нию, критерии «трансметареализма», предложенные Н.Ивановой, а именно: «раз
вертывание текста как единой многоуровневой метафоры; интеллектуализация эмо
циональной рефлексии; проблематизация «проклятых вопросов» (?) русской клас
сики», — не выдерживают исторического анализа. Все эти признаки без труда мож
но обнаружить в классических романах модернизма — от «Петербурга» Белого до
«Дара» Набокова, не говоря уж об «Улиссе» Джойса или романах Пруста.
2 См.: Begiebing Robert. Toward a New Synthesis: John Fowler, John Gardner,
Norman Mailer. — London, 1989; Kuehl John. Alternate Worlds: A Study of Postmodern
Antirealistic Fiction. — New York, 1989; Strehle Susan. Fiction in the Quantum Universe. —
Chappel Hill, 1992; Wilde Alan. Middle Grounds: Studies in Contemporary American
Fiction. — Philadelphia, 1987.
583 торых выдвигается идея о том, что англоязычный постмодернизм
в лице таких писателей, как поздние Норман Мейл ер и Джон
Фаулз, а также Роберт Кувер, Дональд Бартелм, Маргарет Этвуд,
Тони Моррисон, Дон Делилло, Макс Эпл и некоторые другие,
приходит к своеобразному возрождению реалистического импуль
са, точнее, к некоему компромиссу между постмодернизмом и
реализмом. С.Стрихл, автор монографии «Проза в квантовой все
ленной» (1992), определяет это явление как «актуализм», пояс
няя, что все эти авторы
«утверждают и процесс искусства (в его авторефлексивности и созна
нии собственных традиций), и реальность (главным образом, реальность
постмодернистского мира, детально осознающего свою природу и исто
рию). Эта проза принимает и сад за окном и само окно… Разрушая фаль
шивую и ограничительную альтернативу между реализмом и антиреа
лизмом, эти постмодернистские авторы создают оригинальное сплете
ние обоих волокон литературного наследия»1.
Возможно, синтез реализма, модернизма и постмодернизма
представляет собой процесс, выходящий за пределы одной нацио
нальной культуры и характеризующий становление новой масш
табной парадигмы художественности и шире: нового типа куль
турного сознания?2 Однако специфика русской литературы со
стоит в том, что в ней поиски синтеза между постмодернизмом и
реализмом были в огромной степени стимулированы актуализа
цией опыта литературы 1920— 1930-х годов, долгое время пребы
вавшей под цензурным запретом. Влияние Замятина, Платонова,
Мандельштама, Ахматовой, Пастернака на современный лите
ратурный процесс неуклонно возрастало, начиная с «оттепели».
К 1990-м годам сформировалось, как минимум, два литератур
ных поколения, с’ младых ногтей впитавших в себя уроки «запре
щенной» классики, — притом что именно запретность придавала
произведениям, написанным полвека назад, особую остроту и ак
туальность.
Еще в 1924 году Евгений Замятин писал:
«Все реалистические формы — проектирование на неподвижные,
плоские координаты Эвклидова мира. В природе этих координат нет, этого
ограниченного неподвижного мира нет, он — условность, абстракция,
нереальность. И потому реализм — нереален: неизмеримо ближе к реаль
ности проектирование на мчащиеся кривые поверхности — то, что оди
наково делают новая математика и новое искусство»3.
1 Strehle Susan. Fiction in the Quantum Universe. — Chappel Hill, 1992. — P. 5.
2 Особый научный интерес представляет вопрос о «магическом реализме»
(как определяют художественную стратегию латиноамериканского романа I960—
1970-х годов) и его отношениях с европейским постреализмом.
3 Замятин Евг. Я боюсь: Критика. Публицистика. Воспоминания. — М., 1999. —
С. 100.
584 Метод, прогнозируемый Замятиным, вбирает в себя «идею-
страсть» классического реализма — устремленность к постиже
нию всего спектра отношений между человеком и миром, но те
перь в XX веке он стоит перед несравненно более усложнившимся
представлением о личности и действительности. Неотъемлемой
частью этих представлений стали алогизм, абсурдность, логиче
ская непостижимость — недоступные для «эвклидова» реализма.
Кризис традиционного русского реализма, по-видимому, рань
ше других ощутил Достоевский. Именно он, опережая свой век,
увидел вместо целесообразного космоса бездну и, ужаснувшись
ею, стал, с одной стороны, подвергать сомнению все миро
устройство, а с другой — лихорадочно искать разрешение проти
воречий в широком спектре ценностей — от Божьей воли до сле
зинки ребенка.
Но даже Достоевский (как показала, например, Н.В.Драгоми-
рецкая1), как и его предшественники, вводит в систему своих эс
тетических координат некую изначальную позицию, заданную ре
лигиозной, просветительской или какой-либо иной авторитетной
«инстанцией». Эта позиция может лишь мерцать в общей идее, в
самом предварительном замысле вещи, но все равно автор с нею
соотносит творимый им художественный мир.
Исходная аксиома «позиции»: в реальности есть смысл! (Вер
сия традиционного реализма.) Или наоборот: в реальности нет
смысла! (Версия модернизма.) Однако в XX веке многие худож
ники не решились ни утверждать, ни отрицать. Они отказались от
позиции, заменив ее непрерывным вопрошанием: а есть ли смысл
в реальности? что есть реальность? как сделать смысл реальным,
а реальность осмысленной? Именно по этому пути пошли и Че
хов, Бунин, и еще более радикально — Бабель, Замятин, Плато
нов, Мандельштам.
Так рождается новая парадигма художественности. В ее основе
лежит универсально понимаемый принцип относительности, ди
алогического постижения непрерывно меняющегося мира и от
крытости авторской позиции по отношению к нему. Именно этот
феномен мы определяем термином постреализм.
Принципиальная новизна постреализма видится в том, что в
его основе лежит новая эстетика. Наиболее полно эта эстетика
была сформулирована М. М. Бахтиным. Сегодня уже стали обще
признанной классикой его теоретические идеи об амбивалентно
сти народной культуры, о полифоническом романе как форме,
узаконивающей равноправие всех голосов и отсутствие последне
го слова о мире; взгляд на роман как на такое жанровое образова
ние, которое, в противоположность эпопее, ориентируется на
1 Драгомирецкая Н.В. Автор и герой в русской литературе XIX —XX вв. — М.,
1992.
585 живую становящуюся современность и на незавершенный характер
(«он или больше своей судьбы или меньше своей человечности»);
наконец, его теория «романного слова» как глубоко диалогизиро-
ванной структуры и хронотопа как материализованного единства
определенного пространства и времени, обладающего самодоста
точностью и формирующего свой тип бытия, отличный от бытия в
ином хронотопе. Но если рассматривать эти идеи не порознь, а в
единстве (тем более что и разрабатывались они в едином хроноло
гическом потоке — с конца 1920-х до начала 1940-х годов), то
перед нами предстанет целая эстетическая система. В сущности,
Бахтин закладывает основы новой релятивной эстетики, которая
предполагает взгляд на мир как вечно меняющуюся текучую дан
ность, где нет границ между верхом и низом, своим и «чужим»,
вечным и сиюминутным. Близкие к бахтинским идеи звучат в эссе
Мандельштама «Разговор с Данте» (1933). Особенно показательны
его рассуждения о поэтическом слове («слово является пучком, и
смысл торчит из него в разные стороны, а не устремляется в одну
официальную точку»), о «гераклитовой метафоре», «подчеркива
ющей текучесть явления»; о «кинетически раскаленном сравне
нии», которое «никогда не диктуется нищенской логической не
обходимостью». Здесь прозреваются принципы новой, релятивной
поэтики. Речь идет о новом творческом «инструментарии», позво
ляющем осваивать мир как дискретный, алогичный, абсурдный
хаос — и более того, искать в нем смысл.
Релятивная эстетика постреализма вместе с тем противоположна
духовному релятивизму. Она нацелена на «глухонемое осознание
связи сущего» (слова Вяч. Иванова) вопреки хаосу и из глубины
хаоса. Причем для художников советской эпохи, как Мандель
штам, Платонов, Ахматова, Булгаков, ясное, горькое осознание
хаоса наполнялось не только метафизическим, но и вполне конк
ретным смыслом — все их творчество было ответом на хаос траги
ческой истории, государственного насилия, ломившегося «в хал
турные стены “московского злого жилья”».
Стратегия постреализма оказывается близкой постмодернист
скому диалогу с хаосом. Но в постреализме диалог с хаосом при
обретает несколько иные очертания и иные цели1. Во-первых, в
1 Примечательно: в творчестве некоторых больших мастеров, прошедших путь
и школу авангарда, проступают структурные контуры постреализма. Характер
ный пример — Эрнст Неизвестный. Читаем в разных статьях, собранных в книге
Э. Неизвестного «Кентавр»: «И вот, собственно, задача моего искусства, моего
модернизма: взять вертикаль, которая представляет временные, эзотерические,
философские проблемы, и взять горизонталь, которая представляет сегодняш
ние, сиюминутные проблемы, и найти новое качество — сплав — в центре этого
креста» (Кентавр: Эрнст Неизвестный об искусстве, литературе и философии. —
М., 1992. — С. 108, 109.) «Я стремлюсь к архетипу, к знаку, к ритму, крест сам
в себе, в своих линиях напряжения, имеет вертикаль — тело человека — и гори
зонталь — раскинутые руки распятого» (С. 143). «Мне много хочется сказать, и постреализме никогда не подвергается сомнению существование
реальности как объективной данности, как совокупности множе
ства разнопорядковых обстоятельств, так или иначе влияющих на
человеческую судьбу. Во-вторых, постреализм никогда не поры
вает с конкретным измерением человеческой личности. Именно
через человека и ради человека постреализм пытается постигнуть
хаос, чтобы найти в его глубине нить, опору, за которую человек
мог бы держаться, которая могла бы стать оправданием и смыс
лом единственной человеческой судьбы, разворачивающейся в «об
стоятельствах» хаоса.
В таких произведениях, как «Наводнение» Замятина, «Рекви
ем» Ахматовой, в рассказах Добычина и романах К. Вагинова, в
романах и повестях Платонова 1930-х годов, в московских и воро
нежских тетрадях Мандельштама, в романе М. Булгакова «Мастер
и Маргарита» формируются следующие структурные принципы
постреализма:
1. Сочетание детерминизма с поиском внекаузалъных (иррацио
нальных) связей. Отсюда характерное для Ахматовой и Пастернака,
Цветаевой и Мандельштама парадоксальное совмещение почти
архитектурной четкости лирического сюжета, высокой интеллекту
альной связности образов с невиданным доверием к просодии —
звуковым метафорам, инерции ритма, к интонационным аукань
ям и отголоскам, понимаемым как инструментарий интуитивно
го нащупывания связей между человеком и миром, между суще
ствованием и бытием.
2. Взаимопроникновение типического и архетипического как струк
турная основа образа, приводящая к сочетанию социальности и пси
хологизма с исследованием родового и метафизического слоев челове
ческой натуры. Отсюда та сращенность социально-типического,
даже густо замешанного на натурализме, с трансцендентным в
моя скульптура обрастает дополнительными элементами, усложняющими гене
ральную идею. Но я всегда стремлюсь, чтобы основная мелодия сдерживала убега
ющие от центра импровизацию и капризы. Именно поэтому идея знака, идея
архетипа так важна для меня. Дополнительные ритмы, детали являются только
инструментовкой, контрапунктами, паузами, усиливающими выразительность
целого. Они должны входить в знак креста, знак тотема, знак кентавра, знак
сердца. Они создают множественность в едином» (С. 146) Кстати, та же кресто
вая основа организует пространство в полотнах зрелого Дали, созданных в тече
ние одного пятилетия (1950— 1955), — это «Мадонна», «Атомный крест», «Хрис
тос Сан Хуана де ла Круса», «Распятие», «Тайная вечеря». А вот Вадим Сидур шел
к той же творческой парадигме иным путем. Он доводит объем до первичной
формы — до бруска, болванки, геометрической фигуры, но затем из нее созидает
человеческое Тело, выделывает из нее позу, полную одухотворенности, нрав
ственной значимости («Портрет Альберта Эйнштейна», «Проект надгробия», «Ин
валид», «Памятник погибшим от насилия»). Значит, не удается никому и ничему
уничтожить дух человеческий, даже низведенный до винтика и колесика, до шту
ки и детали, он все равно не перестает быть духом, он все равно само-организует-
ся в смысловое целое, оформляющее его духовную сущность.
587 платоновском «сокровенном» человеке. Отсюда же характерное для
зрелого Мандельштама взаимопроникновение «современного»
бытового плана и плана культурфилософского, или легендарного
(мандельштамовский «человек эпохи Москвошвея» легко входит
в роль пушкинского Вальсингама и еврея-изгоя Александра Гер-
цовича, ему душевно родственны и «писатель-гоголек», и «неиз
вестный солдат», гибнущий в аравийском месиве).
3. Амбивалентность художественной оценки. Оценка становится
неразрешимой проблемой и для автора, и для читателя. Достаточ
но вспомнить те аттестации, которые современная критика дава
ла инженеру Николаю Вермо из «Ювенильного моря» Платоно
ва — от восторженно-патетических до разоблачительно-ирониче
ских. Аналогичный разброс оценок возникает и по отношению к
Воланду Булгакова.
4. Моделирование образа мира как диалога (или даже полилога)
далеко отстоящих друг от друга культурных языков, и прежде всего —
языков остро современных и архаических. Отсюда активизация «па
мяти жанра» (Бахтин) народного плача в «Реквиеме» Ахматовой,
отсюда сопряжение социального сюжета с библейским мифом о
строительстве Вавилонской башни в «Котловане» и с Апокалип
сисом в «Чевенгуре» Платонова.
Уже в первых произведениях постреализма происходит восста
новление космоса. Это новый релятивный космос, космос из хаоса.
Этот космос открывает цельность мира в его разрывах, связ
ность — в конфликте противоположностей, устойчивость — в
самом процессе бесконечного движения. Такой космос не прими
ряет с хаосом и не навязывает ему никаких умозрительных «чер
тежей». Но он, по меньшей мере, изнутри упорядочивает хаос
диалогическим прением сторон, организующим, но не замыка
ющим освоение «страшного мира». Космос, который открывался
в первых произведениях постреализма, укреплял сопротивляемость
человека не только казарменному единомыслию, но и духовному
релятивизму.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.