Первоначально мир прозы Людмилы Петрушевской (р. 1938)
воспринимался критикой и читателями как «натуралистический»’,
с” «магнитофонной» точностью воспроизводящий кухонные скан^*
далы и бытовую речь. Петрушевскую даже характеризовали кгиТ“
родоначальника «чернухи». Но Петрушевская в этих характерис
тиках не повинна. Свою прозу она писала с конца 1960-х годов,
тогда же началась ее карьера драматурга.
Проза и драматургия Петрушевской, бесспорно, замешаны
на абсурдных коллизиях. Но ее абсурдизм не похож на приемы
Евг. Попова или Сорокина. Петрушевская не пародирует соц
реализм. Хотя нельзя сказать, что она совершенно не «замечает»
соцреалистический миф. Петрушевская, минуя собственно соцре-
алистическую эстетику, как будто бы напрямую обращается к ^
«жизни», сформированной этой эстетикой. Она изображает ситу
ации, в принципе невообразимые в соцреалистическом контек
сте, но соцреалистический миф здесь работает как «минус-при
ем»: он сформировал особый мир «недопущенного» в свои свя
щенные пределы. Теневым двойником соцреализма была концеп
ция о «жизни как она есть». Убежденность в том, что открытие
социальной «правды» о жизни адекватно идеалам добра, справед
ливости и красоты, — питало мощное течение критического реа
лизма в литературе 1960— 1970-х годов. Эта вера объединяла таких
разных писателей, как Солженицын и Айтматов, Астафьев и Ис
кандер, Шукшин и Трифонов… Но Петрушевская последователь- ___
но демонтирует и эту эстетическую мифологию, доказывая, что_
• правда жизни сложнее и трагичнее, чем правда о преступлениях ___
социальной системы.
Одновременное противостояние лжи соцреализма узкой соци
альной правде «критического реализма» 1960— 1970-х годов фор
мирует особенности поэтики Петрушевской, как в драматургии,
так и в прозе.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.
Попередня: 3. Сергей Довлатов
Наступна: Драматургия: мифологизация абсурда