Именно дискуссия о «сорокалетних» сделала имя Маканина
известным широкой публике. Но и маканинская проза к рубежу
1970— 1980-х годов серьезно трансформировалась. Именно в это
время сложилось ядро новой поэтики Маканина. В конце 1970-х
годов Маканин перенес тяжелейшую травму позвоночника и был
в течение года прикован к постели. Трудно сказать, какие психо
логические изменения происходили в его сознании в это время.
Однако именно с произведений, написанных на рубеже 1970 —
1980-х, с рассказов «Ключарев и Алимушкин», «Река с быстрым
течением», «Антилидер», «Человек свиты», «Гражданин убегаю
щий», повестей «Отдушина» и «Предтеча», романа «Голоса» — проза
Маканина приобретает отчетливое философское, а именно экзис
тенциалистское звучание.
Гораздо позднее, в 1990 году критик А.Агеев определил цент
ральную тему зрелого Маканина как драматическое противоборство
индивидуального и роевого, хорового, начал в душе человека’. Автори
тетность идеи приоритета «роевого» (народного, соборного) над
личностным глубоко укоренена в русской классической традиции.
Не случайно многие маканинские тексты строятся на прямых или
косвенных отсылках к Гоголю («Человек свиты»), Чехову («Отду
шина»), Толстому («Кавказский пленный»), Лермонтову («Андег
раунд, или Герой нашего времени»). Однако Маканин придает
этой концепции совершенно новое значение, связывая ее с таки
ми феноменами культуры XX века, как «восстание масс», «массо
вое сознание», интерес к подсознанию, «массовая культура» и
«массовые мифологии» (ММ — как он называет их в повести-эссе
«Квази»).
В рассказах и повестях конца 1970 — начала 1980-х годов цент
ральной маканинской метафорой отчуждения личности становится
«самотечностъ жизни» (выражение, впервые прозвучавшее в «По
вести о Старом Поселке», 1974). «Самотечностъ жизни» — это
хаотическая логика повседневности, «сумасшествие буден», когда че
ловек уже не контролирует свою жизнь, а превращается в щепку в
1 Агеев А. Истина и свобода. Владимир Маканин: Взгляд из 1990 года / / Лит.
обозрение. — 1990. — № 9. — С. 25 — 33.
627 безличном потоке бытовых сцеплений, зависимостей, обязанностей,
ритуалов, автоматических действий. «Самотечность» противопо
ложна свободе, она стирает различия между личностями, уравни
вая их в единстве функций. «Самотечность» — это и метафора
безвременья, тотального социального разочарования и «прими
рения» с уродливой действительностью «застоя». По Маканину,
главное орудие «самотечности» — стереотип, воплощающий не
кую отчужденную логику общепризнанного и несомненного. Ге
рои Маканина обнаруживали свою зависимость от «самотечно
сти», когда в силу каких-то обстоятельств попадали в «конфуз
ную», нестереотипную ситуацию — выпадали из потока. Так, Митя
Родионцев из рассказа «Человек свиты» (1982), маленький чи
новник, адъютант при большом начальнике, чувствует безмер
ную трагедию, потерю смысла всей жизни в тот момент, когда
его отставили от свиты. Не сразу он понимает, что его просто
выкинули, как вещь, не за какие-то личные проступки или пре
грешения, а просто так, по внешней изношенности — «как не
нужный старый шарф или старую перчатку». Переживая эту внут
реннюю драму (а Маканин не опускается до иронии над своим
«маленьким человеком»), Родионцев отдаляется от власти само
течности, начинает понимать ее обесчеловечивающую силу и по
степенно приходит к ощущению свободы как ценности:
Родионцев улыбается: свободен от свиты, это же замечатель
ная мысль! Это же очень умно!., кого или чего бояться теперь ему,
Родионцеву. Он смеется: великолепная мысль! Он приваливается
спиной к какой-то стене. С вободен — пронзает его мысль еще раз.
Родионцев улыбается и засыпает.
Восторг открытия очевидного показывает, что делает с чело
веком «самотечность», вытравляя из него самый инстинкт свобо
ды. То, что не смогло сделать тоталитарное насилие, сделала то
тальная повседневность — «жизнь без начала и конца». Собствен
но, весь рассказ «Человек свиты» оказывается о том, как трудно
пробуждается в человеке «самотечности» инстинкт свободы.
Но Маканин одновременно показывает, что инстинкт свобо
ды — недостаточное орудие против «самотечности». В рассказе
«Гражданин убегающий» (1984), повести «Предтеча» (1982) он
рисует характеры профессионального первопроходца Костюкова,
знахаря Якушкина — людей, живущих вопреки заведенному по
рядку вещей. Однако обнаруживается, что их существование очень
быстро обрастает своей «самотечностью» — другими, нестандарт
ными, но ритуалами и автоматизмом. И точно так же, как и «че
ловек свиты», «убегающие» персонажи понимают, что они не
властны над своей собственной жизнью и что убежать от самотеч
ности можно только в смерть. Более того, Маканин показывает,
что существование, подчиненное только «инстинкту свободы»,
628 обладает колоссальной разрушительной силой — метафорой это
го разрушения становится первопроходчество Костюкова, остав
ляющего на своем пути брошенных женщин, детей, выросших
без отца и затем идущих по его следу, изнасилованную природу…
В «Предтече» платой за неспособность совладать с «самотечное –
тью» культа знахаря, мышиной возней поклонников и пропаган
дистов, становится утрата стихийно-диким и страшноватым Якуш-
киным своего целительного дара.
Глубинная неудовлетворенность «самотечностью» и трагиче
ское неумение преодолеть ее власть наиболее глубоко исследова
ны в одном из лучших рассказов Маканина — «Антилидере» (1983).
В одном и том же человеке, слесаре-сантехнике Толике Куренко-
ве, сочетаются послушное следование заведенному порядку ве
щей («человек он был смирный и терпеливый») и неуправляемое
бунтарство, направленное обязательно на какого-нибудь удачни
ка, любимца публики, мелкого пахана. Против чего бунтует То-
лик? Против логики «самотечности» — одних почему-то возвы
шающей, хотя они ничем не лучше, а чаще хуже других: «Ну,
Шура, говорил он негромко, — ну почему же одному все можно —
и деньги, и похвальба? А его еще и любят, унижаются»… Причем
Толику для себя ничего не надо, он вполне доволен своей жизнью,
своей работой, друзьями («Куренков вовсе не самолюбивый и не
обидчивый»). Его бунтарство носит метафизический и иррацио
нальный характер: он бунтует против несправедливости судьбы,
пытаясь исправить ее доступными ему средствами — дракой. По
казательно, что симптомы приближающегося бунта описаны Ма-
каниным как чисто физиологический процесс — у Толика жжет в
животе, темнеет лицо, съеживается тело. Он сам боится своих по
рывов, пытается их как-то сдержать, но безуспешно. В конце кон
цов, после одной из драк оказавшись «на химии», Толик со сто
ическим спокойствием идет навстречу собственной гибели, не умея
сломать себя перед холодной жестокостью «урок»: он и здесь оста
ется самим собой. Начатый как анекдот, рассказ заканчивается
как высокая трагедия.
Характер Куренкова получил в критике очень разноречивые
оценки: если И. Роднянская называет его «еще одним не соглас
ным с ходом вещей Дон Кихотом»1, то Л.Аннинский увидел в
«антилидере» квинтэссенцию люмпенского, «барачного», созна
ния, стремящегося «всех уравнять» любой ценой2.
Думается, маканинская интерпретация этого характера далека
и от апологии, и от осуждения. В Куренкове наиболее ярко выра
зилось маканинское понимание «самотечности» и свободы. Порыв
1 Роднянская И. Б. Незнакомые знакомцы / / Художник в поисках истины. —
М., 1989. – С. 108-145.
2 Аннинский Л. Структура лабиринта: Владимир Маканин и литература «сере
динного человека» / / Локти и крылья. — М., 1989.
629 «антилидера» внутренне оправдан, но и разрушителен, потому
что замешан на инстинкте, не осмыслен самим Куренковым, не
обдуман, не пропущен через опыт культуры и цивилизации, да и
откуда этот опыт у советского «маленького человека»? В этом смыс
ле Куренков похож на шукшинских «чудиков», чье стремление к
гармонии мира не было оплачено серьезной духовной работой. Но
в отличие от Шукшина, Маканин видит источник освобождения
от власти «самотечности» именно в бессознательном, в той не
контролируемой области, что рождает бунт тихого Толика. По
Маканину, свобода от «самотечности» может быть достигнута це
ной сознательного п о г р у ж е н и я в бессознательное, путем
поиска корней своего «Я» в глубине прапамяти, в том, что он называ
ет «голосами».
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.
Попередня: 5. Владимир Макании
Наступна: «Голоса» и экзистенция