Как пишет Маканин в одноименной повести, «голоса прямо
противоположны стереотипам, которые в отличие от голосов все
гдашни и даже вечны». Вечность стереотипов (хотя, казалось бы,
вечными должны быть «голоса», восходящие к архетипам бессоз
нательного) объясняется их безличностью — они соответствуют
отчужденному от индивидуальности потоку массовой жизни, вла
сти социальных ритуалов, правил, абстрактных идей; в то время
как «голоса» у Маканина воплощают неповторимо личный, и
потому уникальный, способ контакта с бытием, соответствуют
предельно конкретному переживанию смысла жизни. Напряжен
ное и сознательное вслушивание в «голоса», звучащие под созна
нием, в прапамяти, — это, в сущности, то же самое, что и поис
ки ускользающей от абстракций, всегда личностной и неповто
римой «экзистенции», «окликание бытия» (М. Хайдеггер). Чело
век Маканина стремится в архетипическом отзвуке услышать под
тверждение подлинности и незаменимости своего существования.
Это для него так важно именно потому, что «самотечность» ли
шает жизнь индивидуального смысла, превращая человека в мо
лекулу в потоке таких же молекул.
Начиная с «Голосов», Маканин накапливает в своей прозе
ситуации, позволяющие человеку пробиться к «голосам» сквозь
корку «самотечности»: это и сознание собственной смертности
(«Утрата»), и чувство метафизической вины («Отставший»), и
«конфузная ситуация» («Человек свиты»), и точка болезни, безу
мия («Река с быстрым течением», и опять «Утрата», «Отставший»),
безысходное одиночество («Один и одна»)… Отставание, утрата,
одиночество, с одной стороны, давят «бессмыслием жизни вооб
ще перед лицом рано или поздно подбирающейся смерти», а с
другой — дарят недолгую возможность выйти за пределы «ограни
ченного и одностороннего своего опыта». Герой прозы Маканина —
630 человек безвременья, не питающий ни малейших иллюзий насчет воз
можности обрести духовную почву во внешнем мире. Вот почему он
ищет эту почву в себе, в собственной психике, пытаясь открыть в
себе самом нечто тайное, нереализованное, связывающее изнутри и с
прошлым, и с будущим:
Тоска же человека о том, что его забудут, что его съедят черви
и что от него самого и его дел не останется ни следа (речь о чело
веке в прошлом), и вопли человека (в настоящем), что он утратил
корни и связь с предками — не есть ли это одно и то же? Не есть
ли это растянутая во времени надчеловеческая духовная боль? («Ут
рата»)
Вместе с тем для Маканина крайне важно, что окликание «го
лосов» может быть только результатом напряженного интеллек
туального труда. Через всю его прозу проходит образ счастливого
«дурачка», юродивого, слабоумного — в «Голосах», «Отставшем»,
«Где сходилось небо с холмами», «Сюжете усреднения», «Лазе»,
«Андеграунде» — он счастлив, потому что живет в полном согла
сии со своими «голосами». Это они наделяют «дурачка» способно
стью чувствовать то, что безуспешно ищут другие (так в повести
«Отставший» несчастный дурачок, изгнанный из партии золото
искателей, разбивает свою ночевку именно там, где золотая жила
выходит на поверхность, и тщетно пытаясь догнать ушедшую от
него бригаду, он не знает, что золотоискатели на самом деле идут
по его следу). Но этот вариант недоступен для центрального героя
Маканина — точнее, он лишен смысла: «голоса» нужны как опо
ра для индивидуального само-сознания, которого лишен счастли
вый «дурачок».
Человек Маканина обретает себя только в «промежутке» меж
ду двумя формами роевого, массового сознания — между стан
дартизированной «самотечностью» внешней, социальной, жизни
и между коллективным-бессознательным. Углубление в коллек-
тивное-бессознательное у Маканина не равнозначно растворению
в нем. Это всегда напряженный поиск своего «голоса», уникаль
ного созвучия — равного обретению свободы. Так складывается
экзистенциальный миф Маканина.
Крайне показательно, что одним из сквозных мотивов в зре
лой прозе Маканина становится образ туннеля — купчик Пекалов
в повести «Утрата» роет бессмысленный, по видимости, туннель
под рекой Урал; Ключарев в повести «Лаз» по вертикальному тун
нелю спускается в некий подземный благополучный мир, в тун
неле — «андеграунде» провел всю свою жизнь непризнанный пи
сатель и бомж Петрович из последнего романа. Конечно, мака-
нинский туннель шире этих конкретных образов. Неустанно пыта
ясь зарыться «в глубь слоистого пирога времени», а точнее, в пра-
память, в пласт коллективного-бессознательного, маканинский
631 герой все-таки ищет (и строит!) из темноты коллективного-бес-
сознательного выход наружу — к своему «Я».
Наиболее сложно и интересно этот поиск разрешается в пове
сти «Где сходилось небо с холмами» (1984). В центре повествования
композитор Башилов, мучающийся виной перед своим родным
Аварийным поселком — ему кажется, что он высосал «поселко
вый мелос», использовав душу народного хора в своей музыке. На
самом деле, по Маканину, Башилов сохранил коллективную пра-
память в своем индивидуальном творчестве, в то время как сам
поселок утратил связь с «голосами», полностью поглощенный
«самотечностью». Причем вина и боль Башилова оказываются во
площением темы трагической философской ответственности пе
ред породившим тебя «хором» — той ответственности, без кото
рой обретаемая в муках индивидуальная свобода была бы пустой
или разрушительной. «Ему казалось возле темного раскрытого окна,
что весь мир вокруг — это его поселок», — пишет Маканин. Именно
ценой этой муки ответственности перед миром, сосредоточив
шимся в маленьком уральском поселке, рождается «заворажива
ющая, заклинающая башиловская музыка» — один из немногих у
Маканина примеров осуществленной свободы личности. Башилов
действительно не может создать свою музыку вне силового поля
«поселкового мелоса», именно отсюда он извлекает то единствен
ное, что его индивидуальности, его уникальному таланту соот
ветствует. Но неизбежная плата за личную свободу — разрушение
безличной целостности поселкового хора-роя, бессознательного
единства «голосов», уходящих в «слоистый пирог времени».
И, конечно, груз свободы от роя, от общины, поколения,
выводка настолько велик, что не каждый его выдержит — не слу
чайно в конце 1980-х Маканин пишет горькую повесть о поста
ревших «шестидесятниках» «Один и одна», в которой даже эти
либералы, вестники прогресса, обнаруживают неспособность к
«частной» жизни — даже борьбу за свободу личности они могут
вести лишь «обща», и утратив единство со своим поколением и с
«самотечным» потоком своего времени, они предпочитают отка
заться от тягостного бремени одиночества (и возможной свобо
ды) ради слияния с «Мы»: «Он [Голощеков] говорит, что страда
ет и тоскует по рою. Он говорит, что хочет слиться с людской
массой, он устал, он, наконец, хочет настолько слиться и ра
створиться, чтобы совсем лишиться индивидуальности. Он хочет,
чтобы не стало его “я”…»
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.
Попередня: «Самотечностъ жизни»
Наступна: Трансформации «самотечности»