Своеобразным обобщением маканинской прозы 1990-х годов
стал роман «Андеграунд, или Герой нашего времени» (1998)1.
В прозе Маканина существует несколько устойчивых образов «рое
вого» социума — прежде всего это Поселок («Повесть о старом по
селке», «Где сходилось небо с холмами», «Утрата»), затем поколе
ние («Отставший», «Один и одна»), позднее — очередь («Сюжет
усреднения») и толпа («Лаз»). Каждый из них обладает огромной
метафорической силой, представляя собой модель мира в целом и
человеческой души в частности. В «Андеграунде» таким образом-
символом становится общага — точнее, общага, переоборудован
ная в обычный жилой дом, но сохранившая всю не внешнюю, а
глубинную сущность обще-жития.
Рисуя общагу жесткими натуралистическими красками, Мака-
нин постоянно подчеркивает универсальность этого жизненного
уклада для всего советского и постсоветского мира: «коридоры, в
растяжке их образа до образа всего мира». Коллективизация всего
личного, когда драма двоих становится «общей всекоридорной
тайной». Замена любви простым совокуплением, которое всеми
однозначно воспринимается как вещь, которой можно распла
титься за услугу. Взаимозаменяемость людей, стертых до неразли
чимости «самотечностью», делает унижение нормой существова
ния. В этом смысле предельным выражением общажного духа ста
новится психушка, где людей насильственно превращают в без
личных и безразличных к унижениям «овощей».
Однако в общаге сохраняется и тяга к свободе. Подобно любви,
она приобретает в общажном мире конкретно-материалистические
параметры: эквивалентом свободы стала здесь жилплощадь. И борьба
за жилплощадь здесь исполнена подлинно экзистенциального на
кала: в буквальном смысле — свобода или смерть!2 «Захват терри
тории», «механизм вытеснения», а главное, ненависть к чужаку,
претендующему на жизненное пространство, — все эти «роевые»
эмоции, сплачивающие общагу в единый кулак, на самом деле
оказываются уродливым выражением идеи свободы без личности.
Но и обретенная жилплощадь (свобода) не приносит успокоения:
либо продолжается борьба за расширение территории, либо му-
1 Роман вызвал широкий резонанс в критике. См., например: Немзер А. Ког
да? Где? Кто? О романе Владимира Маканина: Опыт краткого путеводителя / /
Новый мир. — 1998. — № 10; Архангельский А. Где сходились концы с концами / /
Дружба народов. — 1998. — № 7; Золотоносов М. Интеллигент-убийца / / Москов
ские новости. — 1998. — № 25.
2 Показательно, что рядом с романом Маканина напечатана повесть Людми
лы Петрушевской «Маленькая Грозная» (Знамя. — 1998. — № 2), в которой раз
рабатывается та же метафора — главная героиня борется за свою жилплощадь, за
свое пространство, как за единственную реализацию своей свободы, неся стра
дание и смерть своим же детям.
Роман «Андеграунд, или Герой нашего времени»
637 чительно тянет в коридоры, прочь из добытых таким трудом ка
мер; те же, кто уже не могут от старости и болезней покинуть хоть
на время свои «пределы», издают лишь стон боли и ненависти,
«подделывающийся под страсть».
Причем, как убеждает Маканин, не только прежние властите
ли (Лада Дмитриевна), но и «новые русские» в полной мере со
храняют в себе весь психологический комплекс общаги. Общага,
таким образом, воплощает самую агрессивную и самую универ
сальную для России форму «самотечности жизни».
Главный герой романа, Петрович, бывший писатель из непуб-
ликуемых, зарабатывающий себе на жизнь тем, что сторожит чу
жие, общажные, квартиры, не без вызова определяется Макани-
ным как «герой нашего времени». Внутри общаги он смог вырабо
тать свою стратегию и тактику реальной свободы. Петрович гор
дится своей принадлежностью к андеграунду — к числу неприз
нанных всенародной общагой и не «прописанных» в ней.
Андеграунд же, по Маканину, — «подсознание общества. И мне
ние андеграунда так или иначе сосредоточено. Так или иначе оно
значит. Влияет. Даже если никогда (даже проговорками) не выходит
на белый свет». Потому-то даже бывшему андеграундному писателю,
ныне купающемуся в лучах славы, так важно, чтоб его «не забыли»
там, в социальном подполье. Потому же к живущему на птичьих
правах Петровичу, «писателю», то и дело приходят полузнакомые
соседи и соседки — выговориться, исповедоваться. В другом месте
Петрович рассуждает о Цветаевой как «предтече нынешнего анде
граунда», уточняя: «она из тех, кто был и будет человек подземе
лья — кто умеет видеть вне света. А то и вопреки ему». И там же звучит
обобщающая формулировка: «Племя подпольных людей, порожден
ное в Москве и Питере, — тоже наследие культуры. То есть сами
люди в их преемственности, люди живьем, помимо их текстов, по
мимо книг — наследие». Из приведенных цитат видно, что образ
андграунда представляет собой трансформированную макани некую
тему «голосов», звучащих из области бессознательного1. Но только
1 На пресс-конференции, посвященной выходу романа, Маканин еще более
явно определил андеграунд как экзистенциальное подсознание общества: «Есть
андеграунд социальный, готовый стать истеблишментом, как только сменится
власть. Это, в сущности, была форма оппозиции режиму, когда каждый умный
человек понимал, что гораздо выгоднее быть в подполье, нежели при власти.
Совсем другое дело андеграунд экзистенциальный, подсознанье общества,
отражающее его внутренние процессы: он биологичен по природе и никогда не
выйдет наверх, подсознанье не может стать сознанием. Как говорит мой герой,
это Божье сопровождение любого действия, любых реалий, нечто, всегда даю
щее почувствовать тем, кто нами управляет, что они не есть последняя инстан
ция. Если поискать модель андеграунда в прошлом — это были юродивые, чьи
проговорки сознания позволяли что-то услышать, какие-то вещи понять» (Цит.
по: Мартыненко О. Выход из подполья: Первая пресс-конференция Владимира
Маканина / / Московские новости. — 1998. — № 21 (31 мая —7 июня). — С. 30).
638 теперь, когда вся «внешняя» жизнь человека и общества полнос
тью захвачена «общагой», повинующейся бессознательным ин
стинктам борьбы за выживание, в подполье ушла культура, куль
турная память, и прежде всего модернистская философия личной
свободы — воплощенная даже не в текстах, а в людях-текстах,
уникальных, не поддавшихся обезличивающей власти «общаги».
Маканинский Петрович, как и любой «агэшник» (человек ан
деграунда) находит свободу в неучастии. В общаге, где каждый
квадратный метр оплачен борьбой без пощады, а то и жизнями,
он выбрал бездомность — его вполне устраивает положение сто
рожа при чужих квартирах. Конечно, ему хотелось бы иметь свой
угол, свое пространство, но прилагать для этого усилия означает
втянуться в грязные общажные войны (по сути дела, неотличи
мые от войны, изображенной в «Кавказском пленном»). И то, что
две возможности получить квартиру просто так, без борьбы, «за
заслуги», уже в новое время срываются, свидетельствует о неиз
менности общажного принципа жизнеустройства. По той же при
чине он не пытается опубликовать свои рукописи.
Для Петровича важен принцип неприкрепленное™ к чему-то
материальному — вопреки «материализму» общаги — непривя-
занности собственной свободы, собственного «я» ни к месту, ни
даже к тексту:
Вот ты. Вот твое тело. Вот твоя жизнь. Вот твое «я» — все на
местах. Ж иви… Я с легким сердцем ощутил себя вне своих тек
стов, как червь вне земли, которой обязан. Ты теперь и есть —
текст. Червь, ползающий сразу и вместе со своей почвой. Ж иви…
Его тактика свободы выражается в том, что на всякое, даже,
казалось бы, не очень значительное покушение на его личность и
прежде всего на унижение — он отвечает ударом, физической аг
рессией, отметающей всякие попытки заставить его играть по
правилам общаги. Удар нарушает эти неписаные правила и спаса
ет тем, что ставит Петровича «вне игры».
Однако эта тактика приводит к тому, что Петрович совершает
два убийства — убивает кавказца, ограбившего и унизившего его,
а затем КГБшного стукача, пытавшегося «использовать» Петро
вича (а значит, унизить его человеческое достоинство!) как ис
точник информации.
С одной стороны, Петрович так защищает свое «я» от агрессии
общаги — не выбирая средств, а точнее, выбирая самые ради
кальные. С другой стороны, Петрович сам понимает, что его пра
во на убийство, в сущности, парадоксально отражает скрытую
логику общаги:
Ничего высоконравственного в нашем «не убий» не было. И даже
просто нравственного. Это, т.е. убийство, было не в личностной
(не в твоей и не в моей) компетенции — убийство было всецело в
639 их компетенции. Они (государство, власть, КГБ) могли уничто
жать миллионами. <…> Они могли и убивали. Они рассуждали —
надо или не надо. А для тебя убийство даже не было грехом, гре
ховным делом — это было просто не твое, сука, дело. И ведь как
стало понятно!.. Не убий — не как заповедь, а как табу.
От общаги исходит внутреннее разрешение на убийство — Пет
рович, не «прописанный» в общаге, всего лишь свободен от внеш
них табу. Но как совместить это право убивать с пафосом культу
ры и принципом непричастности к общаге?
Неразрешимость этих вопросов приводит Петровича к нервно
му срыву, после которого он оказывается в психушке, где его
«лечат» подавляющими сознание препаратами. Теми же препара
тами и те же врачи, что в свое время, по приказу КГБ, залечили
до слабоумия его брата — в юности гениального художника. Му
чительно подробный эпизод в психушке важен не только как пре
дельное воплощение агрессии «общаги» (внешне с общагой пси
хушку сближают бесконечные коридоры). В сущности, в психушке
происходит встреча общаги и андеграунда. Тотальное стирание лич
ности сочетается здесь с апофеозом непричастности, невовлечен
ности (достигаемой, конечно, ценой психиатрического насилия):
«полное, стопроцентное равнодушие к окружающим». Показатель
но, что и состояния, вызываемые нейролептиками, в полной мере
стимулируют комплекс андеграундного интеллигента: «мука от
чуждения, мука молчания», «жажда выговориться», «одержимость
молчанием (и самим собой)», иррациональное «чувство вины».
Эти совпадения не случайные: они обнаруживают глубинное
родство андеграунда и общаги. По сути дела, андеграунд оказыва
ется формой свободы, взращенной «общагой», и потому от «об
щаги» неотделимой. Андеграунд как тень «общаги».
В конечном счете предельным воплощением андеграундной
свободы становится брат героя, доведенный до слабоумия, Ве
ничка (его имя несомненно отсылает к другому юродивому гению
русского андеграунда — автору и герою «Москвы —Петушков»):
«российский гений, забит, унижен, затолкан, в говне, а вот ведь
не толкайте, дойду я сам!» — этой фразой завершается роман. Ве
ничка сохраняет инстинкт свободы даже, казалось бы, при пол
ной победе раздавившей его социальной общаги. Но такой исход
все-таки неприемлем для Петровича, который не только после
довательно оберегает свое «я» от общаги, но и зависим от нее —
его свобода осуществима только как подсознание «общаги», бо
лее того, его свобода питается общагой:
Ж изнь вне их — вот где увиделась моя проблема. Вне этих тупо
ватых, травмированных людиш ек, любовь которых я вбирал и
потреблял столь же естественно и незаметно, как потребляют бес
цветный кислород, дыша воздухом. Я каждодневно жил этими
640 людьми (вдруг оказалось). «Я», пустив здесь корни, подпитыва
лось.
Петрович действительно оказывается героем нашего времени —
свободным человеком при общаге.
В «Андеграунде» Маканин попытался расширить диапазон пост
реализма, развернув свой экзистенциальный миф до объемной мета
форы советского и постсоветского общества. Иными словами, он
попытался привить постреализму социальный пафос, от которого
это направление в 1970— 1980-е годы стремилось уйти. Этот пово
рот по-своему логичен: кризис традиционного реализма с его «со
циальной озабоченностью» (М. Эпштейн) поставил вопрос о не
обходимости социального анализа (функции, всегда высоко це
нимой в русской культуре), но другими средствами. Маканин ре
шает эту задачу, соединяя интеллектуализм с приемами «чернуш-
ного» натурализма. Этот синтез не всегда удачен — отсюда некая
затянутость романа: архетипическая плотность маканинского сти
ля как бы разжижается подробностями социальной среды. Однако
в целом этот роман подтверждает плодотворность маканинского
метода, основанного на конфликтном диалоге между «голосами»
и «самотечностью», нацеленного на поиск экзистенциальных ком
промиссов между интеллектом, само-сознанием и архетипами бес
сознательного — как в душе человека, так и в мироустройстве.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.
Попередня: Трансформации «самотечности»