Вместе с тем анализ важнейших поэтических тем Бродского,
таких как смерть (и шире — вообще утраты), время, пустота,
пространство, язык (более конкретно — поэзия, искусство), свет/
тьма, позволяет высказать предположение о том, что философско-
эстетической основой, на которой и при посредстве которой Брод
скому удалось сплавить столь несхожие тенденции, стала в его
творчестве традиция барокко»:
1 Иосиф Бродский: Творчество, личность, судьба. — С. 268.
2 Там же. — С. 223.
3 Там же. — С. 57.
644 Причины обращения Бродского к опыту барокко (прежде все
го в лице английских поэтов-метафизиков) наиболее определен
но названы Л.В.Лосевым: «…Мировоззрение Бродского опреде
ляется философским экзистенциализмом Кьеркегора и Шестова,
Достоевского, разумеется. Сюда же относится и экзистенциализм
1940—1950-х годов, который был в культурном воздухе эпохи,
когда воспитывался Бродский. Но в русской поэзии не было средств
для воплощения такого рода медитаций. В европейской поэзии они
были, так как проблематика экзистенциализма и метафизическая
проблематика эпохи барокко имеют весьма много общего: одино
чество человека во Вселенной, противостояние человека и Бога,
вопрошание самого существования Бога. Поэзия европейского
барокко естественно пришла к поэтической форме, адекватной
такого рода философствованию, к кончетти, к логизированию в
стиховой форме, к гипертрофии развернутой метафоры»1.
Помимо этих, достаточно конкретных причин, по-видимому,
важную роль сыграло типологическое сходство культуры барокко
с постмодернистской культурой в целом и процессом распада со
ветской культуры в частности. В барокко, как и постмодернизме,
как и в поздней советской культуре, очень значимо восприятие
реальности как системы симулякров или хрупкой иллюзии. Симу-
лятивность культуры барокко объясняется глобальным философ
ским кризисом, когда «знание о мире исчезало и появлялось за
множественными масками искусственных феноменов»2. Мир ба
рокко принципиально лишен стабильности: «Человек помещен
посреди противоречивого, неопределенного, обманчивого и ра
дикально ненадежного мира», — пишет Хосе Антонио Маравал в
своем известном исследовании культуры барокко, — «социальное
сознание кризиса, нависшего над людьми, провоцировало миро
воззрение, ошеломившее людей этой эпохи чувством глубочай
шего беспорядка»3.
Наиболее ярким выражением этого философского кризиса стала
характерная для барокко завороженность смертью или, точнее,
смертностью, ставшая фактом не только эстетического, но и со
циального сознания. Недаром Ролан Барт считал похоронный об
1 Иосиф Бродский: Творчество, личность, судьба. — С. 131. Более подробно
аналогичный подход к вопросу о соотношениях между эстетикой Бродского и
традицией европейского барокко развернут в книге: MacFayden David. Joseph
Brodsky and the Baroque. — Montreal and Kingston, London, Ithaca: McGill Queen’s
University Press, 1998. Автор этой книги также рассматривает экзистенциализм
Кьеркегора и Шестова как соединительное звено между Бродским и трагиче
ской метафизикой барокко.
2 Bornhofen P. L. Cosmography and Chaography. Baroque to Neobaroque. A Study of
Poetics and Cultural Logic. — A Diss … Univ. of Wisconsin — Madison, 1995. — P. 80.
3 Maravall Jose Antonio. Culture of the Baroque. Analysis of a Historical Structure /
Transi, by Terry Cochran. — Minneapolis: Univ. of Minesota Press, 1986. — Vol. 25.
Theory and History of Literature. — P. 158.
645 ряд ценностным центром всей культуры барокко. «Смерть фигу
рирует как интегральный фактор всей поэтики барокко… Смерть
стала в барокко единственным выражением полной определенно
сти, свободной от постоянного смешения реального и нереально
го», — доказывает П. Борнхофен1.
Аналогичное значение придается смерти в поэтическом мире
Бродского. Сравнивая Бродского с английским поэтом-метафизи-
ком Джоном Донном, американский исследователь Д. Бетеа от
мечает: «Свойственное Донну стремление охватить смертность глу
боко разделено Бродским, который заворожен смертью, как сво
ей, так и чужой, более, чем любой другой русский поэт, за ис
ключением, возможно, Иннокентия Анненского… Абсолютная
природа смерти, ее тотальное молчание и пограничный статус
создают идеальные условия для поэтического высказывания»2.
М. Эпштейн характеризует поэтику Бродского как «поэтику вы
читания»: «У Бродского… тщательное прописывание деталей слу
жит их вычитанию из бытия и наглядному представлению как
последней реальности, самого небытия»3.
И в самом деле, начиная с ранних стихов Бродский смотрит на
мир «с точки зрения смерти». Степень подлинности любой ценно
сти проверяется у Бродского через мысленное сопоставление со
смертью: «Неужели все они мертвы, неужели это правда,/ каж
дый, кто любил меня, обнимал, так смеялся,/ неужели я не ус
лышу издали крик брата,/ неужели они ушли,/ а я остался». («Июль
ское интермеццо», 1961); «ты имя вдруг мое шепнешь беззлобно,/
и я в могиле торопливо вздрогну» (1962); «я хотел бы чтоб меня
нашли/ оставшимся навек в твоих объятьях,/ засыпанного новою
золою» (1962); «Здесь, захороненный живьем,/ я в сумерках бро
жу жнивьем…» (1964). Последний образ пройдет через всю поэзию
Бродского: его лирический герой живет, «с тенью своей марши
руя в ногу», ни на минуту не забывая о близости края, мрака,
небытия, о том, что «все неустойчиво (раз и сдуло)». Именно смерть
парадоксальным образом служит главным доказательством реаль
ности бытия: «Так и смерть, растяжение жил/ — не труды и не
слава поэта —/ подтверждает, что все-таки жил, делал тени из
ясного света» (1963). Все это не свидетельства особого пессимизма
1 Bornhofen P. L. — Op. cit. — Р. 80.
2 Bethea David М. Joseph Brodsky and the Creation of Exile. — Princeton, 1994. —
P. 93.
3 Эпштейн М. H. Демоническое, апофатическое и секулярное в русской куль
туре: Переход от двоичной модели к троичной / / Доклад на Вторых Чтениях по
русской культуре (Лас Вегас, 1997). — Звезда. — 1999. — № 1. Близкая концепция
развивается в работах А. Уланова и М. Павлова. См.: Уланов А. Опыт одиночества:
Бродский / / Бродский: Творчество, личность, судьба. — С. 108— 112; Павлов М.
Поэтика потерь и исчезновений //Т ам же. — С. 16—21.
646 поэта, а, по словам Я. Гордина, «бешеная попытка прорваться в
органичное мировосприятие — не жалобная, а трагедийная»1.
Образ смерти возникает у Бродского как логическое заверше
ние мотивов боли и утрат, носящих характер универсального «ве
щества существования». Уже в ранней поэме «Холмы» (1962) Брод
ский разворачивал философскую метафору бытия как нормаль
ного перехода от страдания к смерти:
Холмы — это наши страданья.
Холмы — это наша любовь.
Холмы — это крик, рыданье,
уходят, приходят вновь.
Свет и безмерность боли,
наша тоска и страх,
наши мечты и горе,
все это — в их кустах.
<…>
П рисно, вчера и ны не
по склону движемся мы.
Смерть — это только равнины.
Ж изнь — холмы, холмы.
В более поздних стихах эта философия отпечатывается в фор
мулах спокойного стоицизма: «Поскольку боль — не нарушенье
правил:/ страданье есть/ способность тел,/ и человек есть испыта
тель боли»; «Боль же учит не смерти, а жизни»; «Только размер
потери делает смертного равным богу»; «Жизнь есть товар на вы
нос:/ торса, пениса, лба»; «Человек отличается только степенью
отчаянья от самого себя». Непрерывность утрат складывается в образ
бытия, лишенного связности, состоящего из зияющих провалов
и разрывов:
Разрозненный мир черт
нечем соединить.
Ночь напролет след,
путеводную нить
ищут язык, взор,
подобно борзой,
упираясь в простор,
рассеченный слезой.
Может быть, наиболее выразительно эта модель мира вопло
щена в известном стихотворении «Я входил вместо дикого зверя в
клетку…», написанном Бродским в день собственного сорокале
тия (24 мая 1980). Каждая строфа этого стихотворения строится
как модель всего мироздания, взятого в определенном аспекте.
Первая перебирает всевозможные формы соотношения человека
1 Бродский глазами современников. — С. 62.
647 с социумом: от жертвы и изгоя («входил вместо дикого зверя в
клетку», «выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке»), до
свободы («жил у моря»), и принадлежности к социальной элите
(«обедал черт знает с кем во фраке»). Вторая строфа моделирует
универсальное пространство индивидуальной судьбы: здесь есть
предельная высота («с высоты ледника я озирал полмира»), и
дно, соседствующее со смертью («трижды тонул, дважды бывал
распорот»); однако на первый план в этой строфе выдвигаются
пространство отчуждения («Бросил страну, что меня вскорми
ла») и забвения («из забывших меня можно составить город»1).
Третья строфа рисует всевозможные формы существования, из
бранные личностью, при этом опять-таки избираются полярные
состояния: свободный бродяга («Я слонялся в степях, помнящих
вопли гунна») и франт, зависимый от колебаний вкуса («надевал
на себя что сызнова входит в моду»), работяга («сеял рожь, по
крывал черной толью гумна») и опустившийся алкоголик («не
пил только сухую воду»). Предпоследняя, четвертая строфа резю
мирует реакции внутреннего мира на жизнь, и все они, вопреки
разнообразию пережитых состояний, оказываются однокачествен
ными — все они связаны с болью:
Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя,
жрал хлеб изгнанья не оставляя корок.
Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;
перешел на шепот. Теперь мне сорок.
Различные срезы бытия накладываются друг на друга, давая в
итоге отрицательный результат: «Только с горем я чувствую соли
дарность», — так определяется «равнодействующая» бытия в по
следней строфе. Но парадоксальным образом «солидарность с го
рем» оборачивается у Бродского формой гармонии с миром — из
горя, утрат и страданий состоящего — и потому приводит к по
этическому жесту приятия и благодарности жизни:
Н о пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность2.
Этот поворот — от констатации отрицательной сути бытия к
благодарности жизни — может показаться немотивированным.
1 По поводу этой строчки М.Эпштейн замечает: «Поэзия Бродского — это
как бы платонизм наизнанку, его мир состоит из минус-идей, отрицательных
сущностей. Его город создается из людей, забывших Бродского, — некая идеаль
ная общность, основанная на минусовом признаке» (Эпштейн М. Демоничес
кое, апофатическое и секулярное в русской культуре: Переход от двоичной мо
дели к троичной. — С. 42).
2 Подробный анализ этого стихотворения в контексте творчества Бродского
см. в статье: Polukhina Valentina. «I, Instead of a Wild Beast Entered the Cage» / /
Joseph Brodsky: The Art of a Poem. — London, New York, 1999. — P. 68 — 91.
648 Однако он глубоко органичен для художественной логики Брод
ского. В программном для Бродского «Разговоре с небожителем»
(1970) звучит аналогичный мотив: «Там, наверху —/ услышь одно:
благодарю за то, что/ ты отнял все, чем на своем веку владел я…
<…> теряя/ (пусть навсегда)/ что-либо, ты/ не смей кричать о
преданной надежде:/ то Времени, невидимые прежде,/ в вещах
черты/ вдруг проступают…» Утраты и, в конечном счете, смерть
приближают к сути бытия, к Времени как метафизической сти
хии. Только ценой утрат человек, не абстрактно, а болью, мукой,
постигает бытие и совпадает с бытием, тем самым обретая гармо
нию. Единственную возможную и единственно неподдельную. Вот
почему у Бродского образы пепла, руин и даже падали — последних
форм разрушения жизни — оказываются одновременно метафо
рами нетленного духовного свершения и максимальной свободы:
«Да, здесь сгорело тело, существо./ Но только ночь угрюмо шеп
чет в ухо,/ что этот пепел спрятал дух его,/ а этот ужас — форма
жизни духа»; «Только пепел знает, что значит сгореть дотла./ Но
я тоже скажу, близоруко взглянув вперед:/ не все уносимо вет
ром, не все метла,/ широко забирая по двору, подберет <…> по
тому что падаль — свобода от клеток, свобода от/ целого: апофеоз
частиц».
По Бродскому, способность человека принять, не прячась, вместить
в сознание мрак смерти, боль утрат, боль вообще как то, из чего
сделана жизнь, как ее существо — есть единственный способ преодо
ления мрака и боли. Вот почему лирический герой Бродского, на
чиная с самых ранних стихов, напряженно вглядывается во мрак:
«с недавних пор я вижу и во мраке», «Отче, дай мне поднять очи
от тьмы кромешной!», «Я сижу в темноте. И она не хуже/в комна
те, чем темнота снаружи». По Бродскому, только вглядываясь в
темноту, можно увидеть свет. Потому, что «то, что кажется точ
кой во тьме, может быть лишь одним — звездою» («Колыбельная
трескового мыса», 1975). Только помня о конечности существова
ния, можно понять красоту жизни — и в этом смысле человек
превосходит богов («Вертумн»). Неизбежность превращения в «ник
то, ничто» лишь усиливает сознание уникальной ценности жизни
и человека, «очерк чей и через сто/тысяч лет неповторим».
Повторяющийся ход поэтической логики Бродского — максималь
ное погружение в мрак и безнадежность, в абсурд и хаос, последова
тельное обживание и интеллектуальное освоение этих экзистенци
альных антимиров, которое поразительным, иррациональным образом s
выводит к свету и чувству гармонии с мирозданием!. Точно об этом
1 Аналогичный ход прослеживается и в прозе Бродского. Так, например, в эссе
«Похвала скуке» он пишет: «Если вас поразила скука, следуйте за ней. Позвольте
ей раздавить вас, примите ее удар. Вообще, с вещами неприятными правило одно:
чем раньше вы достигнете дна, тем скорее выйдете на поверхность» (Brodsky Joseph.
On Grief and Reason. — New York, 1995. — P. 108).
649 превращении говорит Я. Гордин: «Он <Бродский> так говорит о
холоде и пустоте, что возникает ощущение печального, но тепла
и неодинокости. <…> И то, что он так часто выводит на словес
ную поверхность человеческий ужас перед неотвратимостью пус
тоты, это тоже момент гармонизации»1. Бродский сам восприни
мает это превращение как чудо. Именно с этим эффектом связано
его настойчивое, повторяющееся, а в последние годы жизни фак
тически ритуальное обращение к сюжету Рождества, который по
чти все время описывается им в одном аспекте, обозначенном
впервые в стихотворении «24 декабря 1971 года»:
Пустота. Но при мысли о ней
видишь вдруг как бы свет ниоткуда.
Знал бы .Ирод, что чем он сильней,
тем верней, неизбеж нее чудо.
Постоянство такого родства —
основной механизм Рождества.
«Ты был первым, с кем это случилось, правда?» — спрашивает
автор «Римских элегий» (1981) Христа, предполагая, что «слу
чившееся» с Христом превращение смерти в жизнь вечную, а по
ражения в победу, нормально вошло в плоть бытия, став возмож
ностью, открытой для любой личности.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.
Попередня: 6. Поэзия Иосифа Бродского Философия языка
Наступна: Пустота, время и вечность