Шапарь В. Б. Современный курс практической психологии, или Как добиваться успеха

Усложненный вариант упражнения «Знакомство с собой»

Попробуйте продолжить осознавание телесных ощуще­ний на фоне какой-либо активной деятельности — это может быть сначала простая монотонная деятельность наедине с собой. При этом обычно телесное состояние остается относительно стабильным с незначительными и мимолетными изменениями. Следующий шаг — проделать то же самое в процессе общения. Любое живое, эмоциональное общение будет сопровождаться

 

заметными изменениями телесно-эмоциональных ощу­щений. Когда вы начнете их замечать, то сможете обсу­дить эти ощущения с собеседником. И во многих слу­чаях обнаружите закономерность, кажущуюся поначалу удивительной: ваши эмоциональные телесные ощуще­ния оказываются одинаковыми с собеседником, как будто его ощущения зеркально отражаются в вашем теле или у вас общее ощущение, одно на двоих. Сделав наблюдение подобных ощущений привычным, вырабо­тав соответствующий навык — примерять эмоциональ­ное состояние другого человека, замечать и анализиро­вать возникающие при этом ощущения, — вы сможете сделать общение с окружающими более эффективным. Суть упражнения. Описанные телесные ощущения в психотерапии известны как эмоциональный телесный резонанс. В основе синхронизма телесных ощущений партнеров по общению (собеседников, психотерапевта и клиента, целителя и пациента) лежит общий механизм синхронизации их эмоционального состояния. Это ин­стинктивная способность человека интуитивно чувство­вать состояние собеседника — проявление социального инстинкта. Активизация подобных безусловно-рефлек­торных механизмов в процессе общения представляет временный возврат человека к естественному, природно-инстинктивному функциональному состоянию — про­явление эволюционной регрессии.

Подобное взаимодействие возникает между людьми в процессе любого действительно значимого для них эмоционального общения, хотя большей частью не осо­знается. Целенаправленное же наблюдение подобных отраженных ощущений, попадание их в сферу осозна-вания связано с возникновением в процессе общения


людей взаимного коммуникативного транса, на фоне которого сохраняется их вербальный, словесный контакт. Сознательное создание такого легкого, поверхностного трансового состояния и лежит в основе психологических технологий эффективного общения. Усовершенствовать подобный психотехнический навык коммуникации по­могает прием телесного отзеркаливания — подражания жестам, мимике, позе тела, дыханию собеседника, темпу и интонациям его речи (согласованным с ритмикой дыхания) и т. п. Возникающие со стороны собеседника ответные проявления зеркальности служат внешними индикаторами раппорта — присоединения к другому человеку — наряду с его внутренним индикатором, теле­сным резонансом. Следующим шагом является переход к целенаправленному влиянию на собеседника, или его ведению в желаемом направлении. В частности, если, за­мечая дискомфортное отраженное ощущение, вы сможете смягчить или устранить его с помощью приемов телесной саморегуляции, описанных далее, то состояние вашего собеседника может измениться аналогичным образом вслед за вашим благодаря невербальной обратной связи. В народной медицине, целительстве, традиционных духовных практиках те же коммуникативные психотех­ники играют роль основы интуитивной диагностики (прочувствовать состояние пациента на себе или пред­ставить его образно, визуально) и невербальной психо­коррекции. При этом если очистить подобные традици­онные психотехники от налета мистики, оказывается, что целитель и его пациент во время соответствующих ритуалов и трансовых процедур ведут себя как дети, поскольку поведение ребенка, особенно в плане обще­ния, ближе к естественному, инстинктивному и в то же время древнему, изначальному.

 

В плане саморегуляции, формирования навыков эмо­циональной компетентности особенно важным являет­ся наблюдение телесных ощущений, связанных с эмо­циями. Необходимо подчеркнуть: чем больше эмоция осознается, тем в большей мере при прочих равных условиях человек может ею управлять..

Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.