Избрание царя советом всей земли поставило у кор
мила власти государя-юношу, которому не исполнилось
еще и 17 лет. Михаил Феодорович вырос в тяжелых
н тревожных условиях Смутного времени, поразившего
семыо бояр Романовых рядом грозных бурь, чтобы воз
нести ее затем на ту высоту, у подножия которой стояли
отец и дед царя Михаила. Известно, что на брата пер
вой своей царицы, Никиту Романовича Захарьина-Юрь
ева, оставил свое государство Грозный-царь. Не сломи
боярина Никиту преждевременная смертная болезнь,
едва ли бы мог разыграться тот правительственный, ди
настический кризис, который составил государственную
сторону Смуты. Но Никита Романович сошел с житей
ской сцены раньше, чем окрепло для преемства по нем
во влиянии и значении его цветущее семейное гнездо —
пять его сыновей, пять братьев Никитичей; никто из этой
молодежи не успел еще в момент смерти отца достиг
нуть боярского сана. Главою семьи, сильной связями
в боярской среде и популярной в народе, остался стар
ший из Никитичей, Феодор, отец будущего государя.
Даровитый и энергичный боярин выступил соперником
Бориса Годунова по соисканию осиротевшего престола
московских Даниловичей. Н о час его еще не пришел,
а за разрыв «завещательного союза дружбы» между Р о
мановыми и Годуновыми Никитичам и их родне и друзь
ям допелось поплатиться царской опалой. Царь Борне
не забыл бурных столкновений избирательной борьбы
1597 г. Пытаясь обезоружить Романовых признанием их
высокого боярского положения, он в то же время окру
жил их недоверчивым надзором, а когда почуял, что не
тверда почва под его престолом, не колебался, где ис
кать корней опасности для своей власти и своих динас
тических планов: в 1601 г. взята была под стражу и на
розыск вся семья бояр Романовых. Гласно их обвинили
2— 482 17 в колдовстве, будто бы найдя у одного из них, Александ
ра Никитича, какое-то «коренье». Братьев Никитичей
с семьями и нескольких представителей других боярских
фамилий, связанных с ними узами родства и дружбы,
постигла ссылка. Истинный смысл дела заключался
в обвинении, что Романовы «хотели царство достать».
Всего суровее обрушилась царская опала на Феодора
Никитича. Семья его была разбита; сам боярин испытал
обычный московский прием удаления опасных людей
с политического поприща — насильное пострижение —
и стал иноком Филаретом в далеком Антониевом-Сий-
ском монастыре; его жена, Ксения Ивановна, постриже
на была под именем инокини Марфы и сослана в глухой
Толвуйский погост в Заонежье, а пятилетний Михаил,
разлученный с родителями, отдан, вместе с сестрой Тать
яной, на попечение тетки, кн. Марфы Никитичны Чер
касской, и разделял ее ссылку сперва на Белом озере,
лотом в селе Клине, Юрьевского уезда, вотчине Рома
новых. Сюда в следующем же году прибыла с разреше
ния царя Бориса и мать Михаила, инокиня М арфа, с тех
пор не разлучавшаяся с сыном. Н о отца он увидал не
скоро. Только скоропостижная кончина царя Бориса
освободила инока Филарета из монастырского заточе
ния. Заняв московский престол, самозванец поспешил
призвать в Москву своих мнимых свойственников, воз
вел Филарета на митрополичью кафедру ростовскую
и сына его пожаловал в стольники.
Надежды Филарета Никитича на возвращение к си
ле и влиянию на Москве, какие он так смело высказы
вал в своем далеком монастыре, пока шла борьба Году
нова с самозванцем, не оправдались. Они лишь свиде
тельствовали, что поневоле носимый клобук не смирил
его духа. Большое честолюбие, яркий политический тем
перамент и выдающиеся государственные способности
манили по-прежнему к видной и широкой деятельности.
По форме цель этих стремлений неизбежно должна бы
ла измениться. Не царский, а патриарший престол мог
теперь стать крайним пределом личной мечты Филаре
та. С падением самозванца, воцарением Василия Шуй
ского он близко подошел к этой новой цели, стал «на
реченным патриархом», но волею судеб и политических
отношений не переступил последней ступени, а вернул
ся на свою ростовскую митрополию. По-видимому, да
же патриаршество не могло бы примирить Филарета
18 с воцарением Шуйского. Смутные вести говорят о дви
жении против нового царя, разыгравшемся на Москве
в то время, как нареченный патриарх ездил в Углич
с поручением перевезти в столицу мощи св. царевича
Димитрия; московские слухи приписали почин движения
митрополиту Филарету, новая опала постигла близких
с-му людей, а сам он покинул Углич для возвращения
в Ростов; патриархом же стал Гермоген. Михаил остал
ся с матерью в Москве, изредка покидая столицу для
богомольных поездок по монастырям. Тут мать и сын
пережили бурные впечатления времен царя Василия
и междуцарствия, ряд событий, в течение которых по
стоянно выясняется общественно-политическая роль
ростовского митрополита.
Филарет Никитич остался и под монашеским клобу
ком главою тех общественных элементов, связь с кото
рыми служила опорой для значения боярского дома Ро
мановых и выдвинула их на первое и притом бесспор
ное место, когда назрел вопрос о восстановлении
разрушенной храмины Московского государства. В про
тивоположность Шуйскому, первому среди княжеских
фамилий московского боярства, Филарет и по личным
свойствам, и по семейной традиции был центральной
фигурой среди той придворной знати, которая опира
лась не на наследие удельных времен, а на службу ца
рям и сотрудничество с ними в деле государственного
строительства. К этому нетитулованному служилому бо
ярству тянули высшие слои служилого сословия, мос
ковские дворяне и дети боярские; крепче и устойчивее
были его связи с приказным людом и дворянством про
винциальным, со всеми непримиримыми врагами влады
чества княжат, дорожившими зато государственною ра
ботой, которую совершили цари XVI в. и преемник их
заветов царь Борис. Представителями этих средних сло
ев служилого класса окружен митрополит Филарет,
когда — вольно или невольно — играет роль патриарха
при «царе Димитрии», тушинском самозванце; их рука
ми расчищен ему путь к власти низложением царя В а
силия, и трудно сомневаться, что Филарет, не будь на
нем пострижения, явился бы сильнейшим кандидатом
на престол в наставшее безгосударное время. Теперь же
рядом с именем кн. В. В. Голицына, представителя ро
дословной знати, выступает имя другого кандидата на
царский венец — юноши Михаила.
19 Михаил Феодорович был слишком молод, чтобы чем-
нибудь себя заявить, особенно в столь бурные годы.
Русские люди, скорбевшие о разрухе, постигшей М ос
ковское государство, останавливали мысль свою на нем,
конечно, не ради его самого. Но молодой боярин ока
зывался единственным возможным кандидатом той сре
ды, которая была носительницею традиций московского
государственного строительства. Рядом с ним стоял его
отец, который среди полного упадка авторитета и по
пулярности остального боярства сильно поднял свое
значение мужественной ролью защитника национальной
независимости и территориальной неприкосновенности
Московского государства в переговорах с королем Си-
гизмундом об условиях избрания на царство королеви
ча Владислава. Ссылка главы земского посольства
в польский плен за твердое стояние окружила его имя
большим почетом и способствовала успеху мысли об
избрании в цари его сына, рядом с которым станет сам
Филарет, как патриарх всея Руси.
Крупная фигура Филарета Никитича, естественно,
отодвигала в тень облик его юного сына. «Властитель
ный», сильный деятельною волей, политическим опытом
и государственным умом, Филарет Никитич после воз
вращения из польского плена стал в сане святейшего
патриарха вторым «великим государем», который на
деле «всякими царскими делами и ратными владел» до
своей кончины. Официально на первом месте стоял, ко
нечно, царственный сын. Филарет Никитич с тех пор,
как получил извещение о его избрании, неизменно титу
лует его государем. В отношения отца и сына вступа
ет торжественная струя сознания важности их высокого
положения. Отец стал патриархом, сын — царем, и оба
никогда этого не забывали в личном общении. До нас
дошла довольно обширная их переписка, в которой тщет
но будем искать той свободы в выражении личного чув
ства, которая придает такое обаяние письмам царя
Алексея Михайловича. Патриарх Филарет письма к сы
ну начинает полным царским титулом, называет его «по
плотскому рождению сыном, а о Святем Дусе возлюб-
леннейшим сыном своего смирения», царь Михаил пи
шет «честнейшему и всесвятейшему отцу отцем и учи
телю, прежь убо по плоти благородному нашему роди
телю, ныне же превосходящему святителю, великому
господину и государю, святейшему Филарету Никитичу,
20 1»|)>|;НОЮ МИЛОСТЬЮ ПЭТрнарху московскому И всея Ру
син”. Лишь очень редко удается современному читателю
улошггь сквозь условные формы языка этих грамот
проявления более простых и сердечных отношений; но
они чувствуются в заботливых сообщениях о здоровье,
в обмене подарками, в отдельных оборотах речи, вкрап
ленных светлыми точками в чинную внешность царских
н патриарших грамот. Отношения царя Михаила к от-
цу-патрнарху полны глубокой, можно сказать, робкой
почтительности. Речь Филарета звучит властно, как
речь человека, уверенного, что его советы и указания
будут приняты с должным благоговением не только
к снсдсппю, но и к исполнению. Современники замеча
ли, что царь Михаил побаивался отца-патриарха. Во
всяком случае, он ни разу не вышел из его воли, а в
делах правления признавал, что «каков он государь, та
ков и отец его государев великий государь, святейший
патриарх: их государево величество нераздельно».
Немудрено, что мы мало знаем лично о царе Михаи
ле Феодоровиче. Не только в государственной, но и в
дворцовой, личной его жизни рядом с ним стояли лица,
несравненно более энергичные, чем он, руководили его
волей, по крайней мере его поступками. Он и вырос,
и большую часть жизни своей прожил не только под
обаянием властной натуры отца, но и под сильнейшим
влиянием матери. А Ксения Ивановна была достойною
но силе характера супругой своего мужа. Происходила
она из неродословной семьи костромских дворян Шесто
вых, но браком с Ф. Н. Романовым была введена в пер
вые ряды московского общества, пережила с мужем
царскую опалу, но ни ссылка, ни подневольное постри
жение и ее крепкой натуры не сломили. Резкие, выра
зительные черты ее лица, сохраненные нам ее портре
тами, показывают, как и данные ее биографии, что она
едва ли уступала супругу во властности и упорстве нра
ва. Все, что мы о ней знаем, заставляет полагать, что
она всей душой разделяла честолюбивые мечтания
и стремления Феодора-Филарета и сумела взять в свои
руки власть, когда совершилось, в отсутствие отца, то
мившегося в польском плену, избрание их сына на цар
ский престол. Инокиня М арфа ведет переговоры с по
сольством земского собора, свидетельствующие, что она
со своими советниками сумела вполне понять положе
ние и овладеть им. Она выясняет все трудности, какие
21 встретит новое правительство на своем пути, вызывает
представителей «совета всей земли» на ряд обещаний,
которые руководители юного царя затем обратили в
обязательства, требуя от земского собора деятельной
государственной работы для восстановления сил и
средств верховной власти. Ее воля решает согласие Ми
хаила принять венец царский, и недаром читаем мы
в грамотах, оповещавших о вступлении на престол но
вого государя, что он «учинился на великих государст
вах по благословению матери своей, великия государы
ни, старицы инокини Марфы Ивановны». Ее опекающее
руководство имело большое значение в жизни Михаила
Феодоровича не только до 1618 г., когда ему удалось
«батюшку своего из Литвы к Москве здраво выручить»,
но и позднее. Влияние «великой старицы» охватывало,
однако, лишь узкую сферу дворцового быта и личных
придворных отношений, только косвенно отражаясь на
более глубоких государственных интересах. Собственно
руководство делами правления осталось вне кругозора
инокини Марфы, и если современникам казалось, что
она стоит в центре нового правительства, «поддерживая
царство со своим родом», то лишь потому, что ее воля
царила первые годы в царском дворце и определяла
состав правящей среды покровительством ее родне
и близким людям Романовского круга. Старица М арфа
стала «великой государыней». Ее имя, как позднее имя
патриарха Филарета, появляется в царских грамотах
рядом и вместе с именем ее царственного сына, по ф ор
муле: «Божией милостью мы, великий государь, и мать
наша, государыня великая, старица инокиня М арфа»;
жалованные грамоты дает «великая старица» и особо,
своим именем. Быстро слагается новый придворный
круг своих людей, укрепляет свое положение должност
ными назначениями и земельными пожалованиями.
В его центре — любимые племянники Марфы Иванов
ны, Салтыковы, за ними другие родичи, свойственники
и приятели. Эта среда и стала во главе возрождавшей
ся администрации в соединении с приказными дельца
ми, руководителями текущих дел правления. Предоста
вив доверенным людям ведать государство, старица
М арфа Ивановна крепко держала дворец, его быт и ин
тересы, выступая подлинно государыней. Еще с пути
к столице царь указал приготовить к своему приезду
Золотую палату царицы Ирины Федоровны, а для ма-
22 терн своей — бывшие хоромы супруги царя Василия
Шуйского. Н о московское разоренье сделало царский
указ неисполнимым: указанные хоромы оказалось «вско
ре поделати не мочно и нечем; денег в государеве каз
не нет и плотников мало, а полаты и хоромы все без
кровель, и мостов в них, и лавок, и дверей, и окон нет,
делать все наново, а леса такова, каков на ту поделку
пригодится, ныне вскоре не добыть». Так доносили из
Москвы и пока распорядились по-своему. Для государя
изготовили старые царские хоромы, где живал царь
Иоанн Васильевич и где был терем царицы Анастасии
Романовны, а для государыни — матери царской — хо
ромы, где живала царица М арфа Нагая, в Вознесенском
монастыре. В Москве, видно, полагали, что «великой
старице» надо приготовить монастырское помещение;
и старица М арфа осталась жить в нем, хотя первона
чально отвечено было, что в этих хоромах царской ма
тери жить негоже, придав всему своему быту характер
ную двойственность. Связь с монастырем оттеняла ее
принадлежность к «чину ангельскому», но, как великая
государыня, М арфа Ивановна стояла вне монастырско
го начала, окруженная людным штатом боярынь и при
служниц— мирянок и стариц — инокинь. К ней пере
шло все, что осталось из казны и ценной рухляди преж
них цариц, а работа восстановленной царицыной
магн’рс ко;! пллаты и ее ремесленных слобод скоро вос
становила дворцовый обиход государевой матери.
С большим трудом и понятной постепенностью воз
рождалось из полной разрухи благолепие царского
дворца. Вскоре приступлено было к сооружению новых
больших государевых хором; постройка закончена в
1614 г., следующий год пошел на внутреннюю отделку
их росписью работы иконописцев братьев Моисеевых;
литой вызолоченный потолок парадной Серебряной па
латы был готов только в 1616 г., и тогда царь справил
свое новоселье. Этот дворец оказался недолговечным
и почти погиб в пожаре 1619 г.; отстроенный в 1619 г.
и только что отделанный заново, он опять сгорел в по
жаре 1626 г., пришлось в третий раз «рубить государю
новые деревянные хоромы». Огромный московский по
ж ар 1626 г. имел большое влияние на дальнейший ход
строительного дела в столице. Сравнительно быстро
идет с тех пор развитие каменного строительства, но
состояние казны государевой позволило только в 30-х гг.
23 приступить к сооружению каменных жилых покоев для
царской семьи, так называемого Теремного дворца, от
делка которого была закончена в 1637 г.
Поустроившись, насколько позволяли средства разо
ренной столицы, соответственно достоинству царского
дворцового чина и обихода, М арфа Ивановна не замед
лила отдаться иной, важнейшей заботе. Ее царственно
му сыну «приспело время сочетаться законным браком».
Дело было вдвойне важное: предстояло упрочить новую
династию и притом ввести в семью царскую новый эле
мент, который необходимо было сохранить в согласии
с дворцовой средой, подобранной по воле и хотению
«великой старицы». М арфа Ивановна остановила свой
выбор на Марье Ивановне Хлоповой, из семьи, близкой
Романовым, когда они еще жили ссыльными в своей
Юрьевской вйтчине, в Клину, да и по матери Хлопова
была из рода их сторонников, Желябужских. В 1616 г.
Хлопова взята на житье к старице Марфе, а затем ее
объявили царской невестой и переименовали — согласно
допускавшемуся тогда изменению имени — Анастасией
в память покойной царицы. С царской невестой возвы
шалась ее родня: Хлоповым велено служить при госуда
ре и «быть при нем близко». На этой почве разыгралась
тяжелая драма царской избранницы. Милостивое отно
шение царя Михаила, видимо привязавшегося к невесте
и ее близким, вызвало ревность Салтыковых; с дядей
невесты, Гаврилой Хлоповым, у Михайлы Салтыкова
вышла ссора в присутствии царя, и царицыны племянни
ки поспешили воспользоваться случайным нездоровьем
Марьи Ивановны, чтобы приписать ей какую-то неизле
чимую болезнь, злонамеренно скрытую ее родичами.
Царскую невесту со всей семьей сослали в Тобольск,
отняв данное ей почетное имя. Дело это было пересмот
рено в 1623 г. патриархом Филаретом; Салтыковы по
платились опалой и ссылкой за то, что «государевой ра
дости и женитьбе учинили помешку», а Марья Иванов
на снова стала царской невестой Анастасией, но не
надолго. Крушение Салтыковых так огорчило старицу
М арфу Ивановну, что она наотрез отказала в своем со
гласии на брак сына, и бывшая невеста осталась в Н иж
нем Новгороде в почетной ссылке на царском иждиве
нии.
Дело царского брака сильно затянулось. Патриарх
Филарет увлечен был мыслью о женитьбе сына на ино-
24 ■ і |ч і ■111 о і і принцессе. Мысль о том, что государю надле-
і їм исіипїї супругу и рііішой себе среде владетельных
фамилий, ;і иг среди поддпниых, была, как известно, до-
ІІОЛМЮ популярнії II ІІІ.К пюм обществе московском еще
и XVI п ; дпже Орик царя Иоанна с Апастасней Захарь-
Н1Н>(| цм инів и снос премя нарекания среди знатного бо
яр* і пи, носклицаншего: «Как нам своей сестре служити».
11о индпмому, и патриарх Филарет считал нужным
(Уин,ик с пыделение царского рода из боярской среды.
Он начал переговоры о женитьбе сына на одной из пле
мянниц датского короля Христиана, затем на сестре ко
ролем.! іпіісдской, бранденбургской принцессе Екатери
не. По с московской стороны настаивали не только на
прнпятпп невестою православия, а и на совершении над
нею вновь св. крещения, согласно с воззрениями на
этот вопрос самого патриарха Филарета, не признавав
шего силы таинства крещения по католическому или
протестантскому обряду, так как «у иных вер вместо
крещения обливают и миром не помазывают». Такие
требования оборвали переговоры в самом начале.
Во всех этих планах роль самого царя Михаила бы
ла, по-видимому, совершенно пассивна. Современники
передают, что он был сильно огорчен делом Хлоповой
и на родительские проекты иного брака отвечал: «Об
ручена ми сі м, царица, кроме ее иные не хощу пояти»,
по, несмотря даже на желание отца-патриарха, чтобы
пот брак состоялся, верх взяла воля великой старицы
Марфы, и царь «презре себе Бога ради, а матерня люб-
ве не хоте презрети», смирился перед нею и послал
в Нижний Новгород извещение, что Марью Хлопову
государь «взять за себя не изволили».
Царю Михаилу исполнилось уже 29 лет, когда мать
выбрала для него новую невесту, княжну Марью Вла
димировну Долгорукову, дочь князя Владимира Тимо
феевича; тот же летописец сообщает московское мнение,
что царь вступил в этот брак «аще и не хотя, но матери
не преслушав». В июне 1623 г. состоялся сговор, и в
сентябре, во время брачных торжеств, молодая царица
занемогла, а в январе 1624 г. скончалась. В МоСкве, под
свежим впечатлением дела Хлоповой, заговорили, что
царицу Марью Владимировну «испортили» и что произо
шло это от «зверообразных человек», которые не хоте
ли «в послушании пребывати» у своего государя, а стре
мились «своевольни быть». Так тяжко складывалась
25 судьба царского брака. Быть может, эти перипетии при
вели к тому, что новый выбор невесты для государя
произошел, по преданию, в форме «смотрин», на кото
рых царь Михаил избрал Евдокию Лукьяновну Стреш
неву, дочь незначительного рядового дворянина, Лукья
на Степановича. 5 февраля 1626 г. состоялось царское
бракосочетание, создавшее наконец личную семью царя
Михаила. Но и эта новость в царском быту не умалила
дворцового господства великой старицы Марфы Иванов
ны. Царица-невестка, видимо, подпала под полную за
висимость от свекрови. При ней состоял тот же духов
ник, что при старице М арфе, ее делами ведает дьяк
«великой старицы», при внуках-царевичах и внучках-ца-
ревнах — боярыни-мамки по выбору старицы Марфы.
Мать государева сопровождала царя и царицу на всех
их «богомольных походах» или ездила одна с царицей
по монастырям. В дворцовом обиходе по-прежнему всю
ду чувствуется ее твердая рука.
В начале 30-х гг. государев «верх» вдруг осиротел.
Великая старица М арфа Ивановна давно носила в себе
серьезную болезнь; из горьких испытаний Смуты она
вышла бодрая духом, но подверженная каким-то болез
ненным припадкам. Тем не менее кончина постигла ее
неожиданно для окружающих 27 января 1631 г., а через
три года, 1 октября 1634 г., сошел в могилу и патриарх
Филарет Никитич. После стольких тяжелых впечатлений
детства и юности, мягкая натура царя Михаила не мог
ла не быть удручена этими потерями. Н о ими не кончи
лись испытания, назначенные ему судьбой. В семейной
жизни царь испытал еще ряд ударов. 17 марта 1629 г.
родился, после нескольких детей женского пола, желан
ный первенец: царевич Алексей; в 1634-м — второй сын,
Иван, но он умер пятилетним ребенком, и в том же
1639 г. скончался, «немного пожив», новорожденный
царевич Василий. Следующие годы были отравлены ос
ложнениями, какие вызвал проект брака старшей доче
ри царской, Ирины Михайловны, с Вольдемаром, прин
цем датским, третьим сыном короля Христиана. Принца
вызвали в Москву в 1643 г., хотя знали, что король ста
вит неприемлемые условия: свободу вероисповедания
для королевича и его двора, сохранение западных быто
вых навыков иноземной свиты, какую он сохранит при
себе. Пошли долгие пререкания о перемене веры, при
чем царь Михаил пытался лично убедить Вольдемара,
26 ч го ему необходимо вторично принять св. крещение.
Тщетно просил принц отпустить его домой, пытался да
ла’ бежать: его отпустил только царь Алексей Михайло
вич летом 1645 г.
Царь Михаил Феодорович скончался в ночь с 12 на
13 июля 1645 г., оставив о себе память необычайно мяг
кого и доброго человека, который был так милостив
к окружающим, что «любляше и миловаше их и вся по-
даваше им, яко они прошаху», хотя за добро ему часто
платили заносчивой непокорностью и своеволием; пре
дание сохранило одну черту, дополняющую этот облик:
большую любовь к цветам. Царь Михаил много тратил
казны на выписку из-за границы редких растений для
своего сада; для него впервые ввезены в Россию садо
вые розы, красота и аромат которых не были до него
у нас известны. Видно, что крутая энергия родителей,
как часто бывает, наложила печать мягкой, созерцатель
ной пассивности на его натуру. К тому же царь Михаил
никогда не отличался крепким здоровьем, а вторую по
ловину жизни так «скорбел ножками», что часто не мог
ходить, а возили его в возке. От «многого сиденья» ор
ганизм слабел, нарастала лимфатическая вялость. Под
конец жизни царя врачи отмечали в нем «меланхолию,
снречь кручину».
В «государевом и земском деле» московский царь
Михаил ие был личным участником. Восстановление го
сударства из «великой разрухи» творилось при нем
энергией его отца-патриарха и трудами деятелей, окру
жавших престол, которые и завершили большое дело
в дни царя Алексея.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.