Современники искренно любили царя Алексея М и
хайловича. Самая наружность царя сразу говорила в его
60 пользу и влекла к нему. В его живых голубых глазах
светилась редкая доброта; взгляд этих глаз, по отзыву
современника, никого не пугал, но одобрял и обнадежи-
1шл. Лицо государя, полное и румяное, с русою бородой,
Пило благодушно-приветливо и в то же время серьезно
и важно, а полная (потом чересчур полная) фигура его
сохраняла величавую и чинную осанку. Однако царствен
ный вид Алексея Михайловича ни в ком не будил стра
ха: чувствовалось, что не личная гордость царя создала
»ту осанку, а сознание важности и святости сана, кото
рый Бог на него возложил.
Привлекательная внешность отражала в себе, по об
щему мнению, прекрасную душу. Достоинства царя
Алексея с некоторым восторгом описывали лица, вовсе
от него не зависимые, — именно далекие от царя и от
Москвы иностранцы. Один из них, например, сказал,
что Алексей Михайлович — «такой государь, какого же
лали бы иметь все христианские народы, но немногие
имеют» (Рейтенфельс). Другой поставил царя «наряду
с добрейшими и мудрейшими государями» (Коллинс).
Третий отозвался, что «царь одарен необыкновенными
талантами, имеет прекрасные качества и украшен ред
кими добродетелями»; «он покорил себе сердца всех
своих подданных, которые столько любят его, сколько
и благоговеют перед ним» (Лизек). Четвертый отметил,
что, при неограниченной власти своей в рабском обще
стве, царь Алексей не посягнул ни на чье имущество, ни
на чью жизнь, ни на чью честь (Мейерберг). Эти отзывы
получат еще большую цену в наших глазах, если мы
вспомним, что их авторы вовсе не были друзьями и по
клонниками Москвы и москвичей. Совсем согласно
с иноземцами и русский эмигрант Котошихин, сбросив
ший с себя не только московское подданство, но даже
и московское имя, по-своему очень хорошо говорит о ца
ре Алексее, называя его «гораздо тихим».
По-видимому, Алексей Михайлович всем, кто имел
случай его узнать, казался светлою личностью и всех
удивлял своими достоинствами и приятностью. Такое
впечатление современников, к счастью, может быть про
верено материалом более прочным и точным, чем мне
ния и отзывы отдельных лиц, — именно письмами и со
чинениями самого царя Алексея. Он очень любил пи
сать и в этом отношении был редким явлением своего
времени, очень небогатого мемуарами и памятниками
61 частной корреспонденции. Царь Алексей с необыкновен
ною охотой сам брался за перо или же начинал дикто-
ивть спои мысли дьякам. Его личные литературные по
пытки не ограничивались составлением пространных,
литературно написанных писем и посланий. Он пробо
вал сочинять даже вирши (несколько строк, «которые
могли казаться автору стихами», по выражению
В. О. Ключевского). Он составил «Уложение сокольничья
пути», т. е. подробный наказ своим сокольникам. Он на
чинал писать записки о польской войне. Он писал’дело
вые бумаги, имел привычку своеручно поправлять текст
и делать прибавки в официальных грамотах, причем не
всегда попадал в тон приказного изложения. Значи
тельная часть его литературных попыток дошла до нас,
и притом дошло по большей части то, что писал он во
времена своей молодости, когда был свежее и откровен
нее и когда жил полнее. Этот литературный материал
замечательно ясно рисует нам личность государя и впол
не позволяет понять, насколько симпатична и интересна
была эта личность. Царь Алексей высказывался очень
легко, говорил почти всегда без обычной в те времена
риторики, любил, что называется, поговорить и пофило
софствовать в своих произведениях.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.
Наступна: Общая характеристика – 3