При чтении этих произведений прежде всего броса
ются в глаза необыкновенные восприимчивость и впе
чатлительность Алексея Михайловича. Он жадно впиты
вает в себя, «яко губа напояема», впечатления от окру
жающей его действительности. Его занимает и волнует
все одинаково: и вопросы политики, и военные реляции,
и смерть патриарха, и садоводство, и вопрос о том, как
петь и служить в церкви, и соколиная охота, и театраль
ные представления, и буйство пьяного монаха в его лю
бимом монастыре… Ко всему он относится одинаково
живо, все действует на него одинаково сильно: он пла
чет после смерти патриарха и доходит до слез от выхо
док монастырского казначея: «Д о слез стало! видит
чудотворец (Савва), что во мгле хожу», — пишет он
этому ничтожному казначею Саввина монастыря. В ув
лечении тем или иным предметом царь не делает види
мого различия между важным и неважным. О пораже
нии своих войск и о монастырской драке пишет он
62 С рапным одушевлением и вниманием. Описывая своему
двоюродному брату (по матери) А. И. Матюшкину бой
при г. Валке 10 июня 1657’г., царь пишет: «Брат! буди
тебе ведомо: у Матвея Шереметева был бой с немецки
ми людми! И дворяне издрогали и побежали все,
а Матвей остался в отводе и сорвал немецких людей.
/1а навстречю иныя пришли роты, и Матвей напустил
и на тех с небольшими людми, да лошадь повалилась,
так его и взяли! А людей наших всяких чинов 51 чело
век убит да ранено 35 человек. И то благодарю Бога,
что от трех тысяч столько побито, а то все целы, пото
му что побежали; а сами плачют, что так грех учинил
ся!.. А с кем бой был, и тех немец всего было дветысе-
чи; наших и болши было, да так грех пришел. А о Мат
вее не тужи, будет здоров, вперед ему к чести! Радуйся,
что люди целы, а Матвей будет по-прежнему». Царь со
чувствует храброму Шереметеву и радуется, что целы,
благодаря бегству, его «издрогавшие» люди. П озор по
ражения он готов объяснить «грехом» и не только не
держит гнева на виновных, но душевно жалеет их. Ту
же степень внимания, только не сочувственного, царь
уделяет и подвигам помянутого саввинского казначея
Никиты, который стрелецкого десятника, поставленного
в монастыре, зашиб посохом в голову, а оружие, седла
и зипуны стрелецкие велел выметать вон за двор. Царь
составил Никите послание (вместо простой приказной
грамоты) «от царя и великаго князя Алексея Михайло
вича всей Русии врагу Божию и богоненавистцу и хрис
топродавцу и разорителю чюдотворцова дома (т. е. Сав
вина монастыря) и единомысленнику сатанину, врагу
проклятому, ненадобному шпыню и злому пронырливо
му злодею казначею Никите». В этом послании Алексей
Михайлович спрашивал Никиту: «Кто тебя, сиротину,
спрашивал над домом чюдотворцовым да и надо мною,
грешным, властвовать? кто тебе сию власть мимо архи
мандрита дал, что тебе без его ведома стрельцов и мужи
ков моих Михайловских бить?» Так как Никита счел се
бе бесчестьем, что стрельцы расположились у его кельи,
то царь, обвиняя монаха в сатанинской гордости, вос
клицал: «Дорого добре, что у тебя, скота, стрельцы сто
ят! лучше тебя и честнее тебя и у митрополитов стоят
стрельцы по нашему указу!., дороги ль мы пред Богом
с тобою и дороги ль наши высокосердечные мысли, до
коле отвращаемся, доколе не всею душою и не всем
63 сердцем заповеди Его творим?..» За самоуправство
царь налагал на монаха позорное наказание: с цепью
на шее и в кандалах Никиту стрельцы должны были
свести в его келью после того, как ему «пред всем со
бором» прочтут царскую грамоту. А за «роптание спе
сивое» царь грозил монаху жаловаться на него чудо
творцу и просить суда и обороны пред Богом.
Так живо и сильно, доходя до слез и до «мглы» ду
шевной, переживал царь Алексей Михайлович все то,
что забирало его за сердце. И не только исключительные
события его личной и государственной жизни, но и са
мые обыкновенные частности повседневного быта легко
поднимали его впечатлительность, доводя ее порою до
восторга, до гнева, до живой жалости. Среди серьезных
писем к А. И. Матюшкину есть одно, все сплошь посвя
щенное двум молодым соколам и их пробе на охоте.
Алексей Михайлович с восторгом описывает, как он «от
ведывал» этих «дикомытов» и как один из них «безмер
но каково хорошо летал» и «милостию Божией и твоими
(Матюшкина) молитвами и счастием» отлично «зара
зил» утку: «как ее мякнет по шее, так она десятью пе
рекинулась» (т. е. десять раз перевернулась при паде
нии). В деловой переписке с Матюшкиным царь не
упускает сообщить ему и такую малую, например, но
вость: «Да на нашем стану в селе Танинском новый со
кольник Мишка Семенов сидел у огня да, вздремав,
упал в огонь, и ево из огня вытащили; немного не зго-
рел, а как в огонь упал, и того он не слыхал…» Во вре
мя морового поветрия 1654— 1655 гг. царь уезжал от
своей семьи на войну и очень беспокоился о своих род
ных. «Да для Христа, государыни мои, оберегайтесь от
заморнова ото всякой вещи, — писал он своим сест
рам,— не презрите прошения нашего!» Но в то самое
время, когда война и мор, казалось, сполна занимали
ум Алексея Михайловича и он своим близким с тоскою
в письмах «от мору велел опасатца», он не удержался,
чтобы не описать им поразившее его в Смоленске ве
сеннее половодье. «Да будем вам ведомо, — пишет
он, — на Днепре был мост 7 сажен над водою; и на Ф о
миной неделе прибыло столько, что уже с моста черпа
ют воду; а чаю, и поиметь (мост)…» Рассказывают, буд
то бы однажды в докладе царю из кормового дворца бы
ло указано, что квасы, которые там варили на царский
обиход, не удались: один сорт кваса вышел так плох, что рлчве только стрельцам споить. Алексей Михайлович
обиделся за своих стрельцов и на докладе раздраженно
указал докладчику: «Сам выпей!»
Мудрено ли, что такой живой и восприимчивый че
ловек, как царь Алексей, мог быть очень вспыльчив
и подвижен на гнев. Несмотря на внешнее добродушие
и действительную доброту, Алексей Михайлович, по жи
вости духа, нередко давал волю своему неудовольствию,
гневался, бранился и даже дрался. Мы видели, как он
бранил «сиротину» монаха за его грубые претензии.
Почти так же доставалось от «гораздо тихого» царя
и людям высших чинов и более высокой породы.
В 1658 г., недовольный князем И. А. Хованским за его
местническое высокомерие и за ссору с А. Л. Ординым-
Нащокиным, Алексей Михайлович послал сказать ему
царский выговор с такими, между прочим, выражения
ми: «Тебя, князя Ивана, взыскал и выбрал на эту служ
бу великий государь, а то тебя всяк называл дураком,
и тебе своею службою возноситься не надобно… вели
кий государь велел тебе сказать имянно, что за непо
слушание и за Афанасия (Ордина-Нащокина) тебе
и всему роду твоему быть разорену». В другой раз
(1660), сообщая Матюшкину о поражении этого своего
«избранника» князя Хованского Тараруя, царь виною
поражения выставлял «ево безпутную дерзость» и с го
рем признавался, что из-за военных тревог сам он «не
ходил на поле тешиться июня с 25 числа июля по 5
число, и птичей промысл поизмешался». Несмотря, од
нако, на беспутную дерзость и «дурость» князя Хован
ского, Алексей Михайлович продолжал его держать
у дел до самой кончины: вероятно, «тараруй» (т. е. бол
тун) и «дурак» обладал и положительными деловыми
качествами. — Надобно вспомнить, что в ужасные дни
стрелецкого бунта 1682 г. правительство решилось по
ставить именно этого тараруя во главе Стрелецкого
приказа. Еще крепче, чем Хованскому, писал однажды
царь Алексей Михайлович «врагу креста Христова и но
вому Ахитофелу князю Григорью Ромодановскому». За
малую, по-видимому, вину (не отпустил вовремя к вое
воде С. Змееву) царь послал ему такие укоры: «Воздаст
тебе Господь Бог за твою к нам, великому государю,
прямую сатанинскую службу!.. И ты дело Божие и на
ше государево потерял, потеряет тебя самого Господь
Бог!.. И сам ты, треокаянный и безславный ненавистникА
6—482 65 рода христианскаго— для того, что людей не послал,—
и нам верный изменник и самого истиннаго сатаны сын
и друг диаволов, впадешь в бездну преисподнюю, из не
яже никто не возвращался… Вконец ведаем, завистниче
и верный наш непослушниче, как то дело ухищренным
и злопронырливым умыслом учинил… Бог благословил
и передал нам, государю, править и разсуждать люди
свои на востоке и на западе, и на юге и на севере вправ
ду; и мы Божии дела и наши государевы на всех стра
нах полагаем — смотря по человеку, а не всех стран де
ла тебе одному, ненавистнику, делать, для того: невоз
можно естеству человеческому на все страны делать,
один бес на все страны мещется…» Но, отругав на этот
раз князя Г. Г. Ромодановского, царь в другое время
шлет ему милостивое «повеление» в виде виршей:
«Рабе Божий! дерзай о имени Божии
И уповай всем сердцем: подаст Бог победу
И любовь и совет великой имей с Брюховецким,
А себя и людей Божих и наших береги крепко» и т. д.
Стало быть, и Ромодановский, как Хованский, не
всегда казался царю достойным хулы и гнева. Вспыль
чивый и бранчливый, Алексей Михайлович был, как ви
дим, в своем гневе непостоянен и отходчив, легко и ис
кренно переходя от брани к ласке. Даже тогда, когда
раздражение государя достигало высшего предела, оно
скоро сменялось раскаянием и желанием мира и покоя.
В одном заседании боярской думы, вспыхнув от бес
тактной выходки своего тестя боярина И. Д. Милослав-
ского, царь изругал его, побил и пинками вытолкал из
комнаты. Гнев царя принял такой крутой оборот, конеч
но, потому, что Милославского по его свойствам и вооб
ще нельзя было уважать. Однако добрые отношения
между тестем и зятем от того не испортились: оба они
легко забыли происшедшее. Серьезнее был случай со
старым придворным человеком, родственником царя по
матери, Родионом Матвеевичем Стрешневым, о котором
Алексей Михайлович был высокого мнения. Старик от
казался, по старости, от того, чтобы вместе с царем «от
ворить» себе, кровь. Алексей Михайлович вспылил, пото
му что отказ представился ему высокоумием и гордостью,
и ударил Стрешнева, а потом не знал, как задобрить
и утешить почитаемого им человека, просил мира и слал
ему богатые подарки. 11о не только тем, что царь легко прощал и мирился,
доказывается его душевная доброта. Общий голос со-
ипсменников называет его очень добрым человеком.
Царь любил благотворить. В его дворце, в особых пала
тах, на полном царском иждивении жили так называе
мые верховые (т. е. дворцовые) богомольцы, верховые
шпцие и юродивые. Богомольцы были древние старики,
почитаемые за старость и житейский опыт, за благочес-
тие и мудрость. Царь в зимние вечера слушал их рас
сказы про старое время — о том, что было «за тридцать
и за сорок лет и больше». Он покоил их старость так
же, как чтил безумие Христа ради юродивых, делавшее
их неумытными и бесстрашными обличителями и проро
ками в глазах всего общества того времени. Один из
таких юродивых, именно Василий Босой, или Уродивый,
играл большую роль при царе Алексее, как его советник
и наставник. О «брате нашем Василии» не раз встреча
ются почтительные упоминания в царской переписке.
Опекая подобный люд при жизни, царь устраивал бо
гомольцам и нищим торжественные похороны после их
кончины и в их память учреждал «кормы» и раздавал
милостыню по церквам и тюрьмам. Такая же милосты
ня шла от царя и по большим праздникам; иногда он
сам обходил тюрьмы, раздавая подаяние «несчастным».
В особенности пред «великим» или «светлым» днем
св. Пасхи, на «страшной» неделе, посещал царь тюрьмы
и богадельни, оделял милостынею и нередко освобождал
тюремных «сидельцев», выкупал неоплатных должников,
помогал неимущим и больным. В обычные для этой
рутинные формы «подачи» и «корма» нищим Алексей
Михайлович умел внести сознательную стихию любви
к добру и людям.
Не одна нищета и физические страдания трогали ца
ря Алексея Михайловича. Всякое горе, всякая беда на
ходили в его душе отклик и сочувствие. Он был спосо
бен и склонен к самым теплым и деликатным дружес
ким утешениям, лучше всего рисующим его глубокую
душевную доброту. В этом отношении замечательны его
знаменитые письма к двум огорченным отцам: князю
Никите Ивановичу Одоевскому и Афанасию Лаврентье
вичу Ордину-Нащокину — об их сыновьях. У кн. Одо
евского умер внезапно его первенец, взрослый сын, князь
Михаил, в то время, когда его отец был в Казани. Царь
Алексей сам особым письмом известил отца о горькой
5* 67 потере. Он начал письмо похвалами почившему, причем I
выразил эти похвалы косвенно — в виде рассказа о том,
как чинно и хорошо обходились князь Михаил и его
младший брат князь Федор с ним, государем, когда го
сударь был у них в селе Вешнякове. Затем царь описал
легкую и благочестивую кончину князя Михаила: после ]
причастия он «как есть уснул; отнюдь рыдания не было, ]
ни терзания». Светлые тоны описания здесь взяты бы- •]
ли, разумеется, нарочно, чтобы смягчить первую печаль!
отца. А потом следовали слова утешения, пространные,!
порою прямо нежные слова. В основе их положена та ;
мысль, что светлая кончина человека без страданий, -!
«в добродетели и в покаянии добре», есть милость Гос- |
подня, которой следует радоваться даже и в минуты ес- ]
тественного горя. «Радуйся и веселися, что Бог совсем
свершил, изволил взять с милостию своею; и ты прини
май с радостню сию печаль, а не в кручину себе и не ;
в оскорбление». «Нельзя, что не поскорбеть и не про
слезиться, — и прослезиться надобно, да в меру, чтоб
Бога наипаче не прогневать!» Не довольствуясь словес
ным утешением, Алексей Михайлович пришел на по
мощь Одоевским и самым делом: принял на себя и по
хороны: «На все погребалныя я послал, — пишет он, — \
сколько Бог изволил, потому что впрямь узнал и прове- |
дал про вас, что, опричь Бога на небеси, а на земли
опричь меня, никово у вас нет», — между тем несомнен- .
но, что семья Одоевских далеко не была бедной. В конце з
утешительного послания царь своеручно приписал по
следние ласковые слова: «Князь Никита Иванович! не
оскорбляйся, токмо уповай на Бога и на нас будь наде
жен!»
Горе А. Л. Ордина-Нащокина, по мнению Алексея
Михайловича, было горше, чем утрата кн. Н. И. Одоев
ского. По словам царя, «тебе, думному дворянину, бол-
ше этой беды вперед уже не будет: болше этой беды на
свете не бывает!» У Ордина-Нащокина убежал за гра
ницу сын, по имени Воин, и убежал, как изменник, во
время служебной поездки, с казенными деньгами, «со
многими указами о делах и с ведомостями». На просьбу
пораженного отца об отставке царь послал ему «от нас,
великаго государя, милостивое слово». Это слово было
не только милостиво, но и трогательно. После многих
похвальных эпитетов «христолюбцу и миролюбцу, нище-
любцу и трудолюбцу» Афанасию Лаврентьевичу царь
68 тепло говорит от своем сочувствии не только ему, Афа
насию, но и его супруге в «их великой скорби и туге».
Об отставке своего доброго «ходатая и желателя» он не
хочет и слышать, потому что не считает отца виноватым
и измене сына. Царь и сам доверял изменнику, как до
верял ему отец: «Будет тебе, верному рабу Христову
н нашему, сына твоего дурость ставить в ведомство
н соглашение твое ему! и он, простец, и у нас, великаго
государя, тайно был, и не по одно время, и о многих де
лах с ним к тебе приказывали, а такова простоумышлен
ного яда под языком его не видали!» Царь даже пыта
ется утешить отца надеждою на возвращение не изме
нившего якобы, а только увлекшегося юноши. «А тому
мы, великий государь, не подивляємся, что сын твой
сплутал: знатно то, что с малодушия то учинил. Он че
ловек молодой, хощет создания Владычня и творения
руку Его видеть на сем свете; якоже и птица летает се
мо и овамо и, полетав довольно, паки ко гнезду своему
прилетает: так и сын ваш вспомянет гнездо свое телес
ное, наипаче же душевное привязание от Святаго Духа
во святой купели, и к вам вскоре возвратится!» Какая
доброта и какой такт диктовали эти золотые слова уте
шения в беде, больше которой «на свете не бывает»!
И царь оказался прав: Афанасьев «сынишка Войка»
скоро вернулся из дальних стран во Псков, а оттуда
в Москву, и Алексей Михайлович имел утешение напи
сать А. Л. Ордину-Нащокину, что за его верную и раде
тельную службу он пожаловал сына его, вины отдал,
велел свои очи видеть и написать по московскому списку
с отпуском на житье в отцовские деревни.
Живая, впечатлительная, чуткая и добрая натура
Алексея Михайловича делала его очень способным
к добродушному веселью и смеху. Склонностью к юмо
ру он напоминает своего гениального сына Петра; оба
они любили пошутить и словом, и делом. Среди писем
к Матюшкину есть одно, написанное «тарабарски», не
легким для чтения шифром, и сочиненное только затем,
чтоб подразнить Матюшкина шутливым замечанием, что
когда его нет, то некому царя покормить плохим хлебом
«с закалою». «А потом будь здрав», — милостиво за
ключает царь свой намек на какую-то кулинарную оп
лошность его любимца. Другое письмо к Матюшкину
все сплошь игриво. Царь пишет из «похода» и начинает
поручением устроить маленький обман его сестер-царе-
69 нен: «Нарядись в ездовое (дорожное) платье да съезди
к сестрам, будто ты от меня приехал, да спрошай о здо-
ровьи». Матюшкину, стало быть, приказано просто лгать
царевнам, что он лично прибыл в Москву из того под
московного «потешнаго» села, где тогда жил государь.
Вслед за этим поручением царь Алексей сообщает Ма
тюшкину: «Тем утешаюся, что столников беспрестани
купаю ежеутр в пруде… за то: кто не поспеет к моему
смотру, так того и купаю!» Очевидно, эта утеха не была
жестокою, так как стольники на нее, видимо, напраши
вались сами. Государь после купанья в отличие звал их
к своему столу: «У меня купальщики те ядят вдоволь, —
продолжает Алексей, — а иные говорят: мы-де нароком
не поспеем, так де и нас выкупают, да и за стол поса
дят. Многие нароком не поспевают». Так тешился «го
раздо тихий» царь, как бы преобразуя этим невинным
купаньем стольников жестокие издевательства его сына
Петра над вольными и невольными собутыльниками.
Само собою приходит на ум и сравнение известной «кни
ги, глаголемой Урядник сокольничья пути», царя Алек
сея с не менее известными церемониалами «всешутейша-
го собора» Петра Великого. Насколько «потеха» отца
благороднее «шутовства» сына и насколько острый ци
низм последнего ниже целомудренной шутки Алексея
Михайловича! Свой шутливый охотничий обряд, «чин»
производства рядового сокольника в начальные, царь
Алексей обставил нехитрыми символическими действия
ми и тарабарскими формулами, которые не многого сто
ят по наивности и простоте, но в основе которых лежит
молодой и здоровый охотничий энтузиазм и трогатель
ная любовь к красоте птичьей природы. Тогда как у ца
ря Петра служение Бахусу и Ивашке Хмельницкому
приобретало характер культа, в «Уряднике» царя Алек
сея «пьянство» сокольника было показано в числе вин,
за которые «безо всякие пощады быть сослану на Ле
ну». Разработав свой «потешный» чин производства
в сокольники и отдав в нем дань своему веселью, царь
Алексей своеручно написал на нем характерную оговор
ку: «Правды же и суда и милостивыя любви и ратнаго
строя николиже позабывайте: делу время и потехе час!»
Уменье соединять дело и потеху заметно у царя Алек
сея и в том отношении, что он охотно вводил шутку
в деловую сферу. В его переписке не раз встречаем
юмор там, где его не ждем. Так,^сообщая в 1655 г. свое
70 му любимцу «верному и избранному» стрелецкому го
лове А. С. Матвееву разного рода деловые вести, Алек
сей Михайлович, между прочим, пишет: «Посланник
приходил от шведского Карла короля, думный человек,
а имя ему Уддеудла. Таков смышлен: и купить его, то
дорого дать что полтина, хотя думный человек; мы, ве
ликий государь, в десять лет впервые видим такого
глупца посланника!» Насмешливо отозвавшись вообще
о ходах шведской дипломатии, царь продолжает: «Тако
нам, великому государю, то честь, что (король) прислал
обвестить посланника, а и думнаго человека. Хотя и глуп,
да что же делать? така нам честь». В 1656 г. в очень
серьезном письме сестрам из Кокенгаузена царь сооб
щал им подробности счастливого взятия этого крепкого
города и не удержался от шутливо-образного выраже
ния: «А крепок безмерно: ров глубокой — меншой брат
нашему кремлевскому рву, а крепостию — сын Смолен-
ску-граду: ей, чрез меру крепок!» Частная, не деловая
переписка Алексея Михайловича изобилует такого рода
шутками й замечаниями. В них нет особого остроумия
и меткости, но много веселого благодушия и наклонно
сти посмеяться.
Такова была природа царя Алексея Михайловича,
впечатлительная и чуткая, живая и мягкая, общитель
ная и веселая. Эти богатые свойства были, в духе того
времени, обработаны воспитанием. Алексея Михайлови
ча приучили к книге и разбудили в нем умственные за
просы. Склонность к чтению и размышлению развила
светлые стороны натуры Алексея Михайловича и созда
ла из него чрезвычайно привлекательную личность. Он
был один из самых образованных людей московского
общества того времени: следы его разносторонней начи
танности, библейской, церковной и светской, разброса
ны во всех его произведениях. Видно, что он вполне овла
дел тогдашней литературой и усвоил себе до тонкости
книжный язык. В серьезных письмах и сочинениях он
пюбит пускать в ход цветистые книжные обороты, но
вместе с тем он не похож на тогдашних книжников-
риторов, для красоты формы жертвовавших ясностью
и даже смыслом. У царя Алексея продуман каждый его
цветистый афоризм, из каждой книжной фразы смотрит
живая и ясная мысль. У него нет риторического пусто
словия: все, что он прочел, он продумал; он, видимо,
привык размышлять, привык свободно и легко выска
71 зывать то, что надумал, и говорил притом только то,
что думал. Поэтому его речь всегда искренна и полна
содержания. Высказывался он чрезвычайно охотно,
и потому его умственный облик вполне ясен.
Чтение образовало в Алексее Михайловиче очень
глубокую и сознательную религиозность. Религиозным
чувством он был проникнут весь. Он много молился,
строго держал посты и прекрасно знал все церковные
уставы. Его главным духовным интересом было спасе
ние души. С этой точки зрения он судил других. Всяко
му виновному царь при выговоре непременно указывал,
что он своим проступком губит свою душу и служит са
тане. По представлению, общему в то время, средство
ко спасению души царь видел в строгом последовании
обрядности, и поэтому очень строго соблюдал все обря
ды. Любопытно прочесть записки дьякона Павла Алепп
ского, который был в России в 1655 г. с патриархом Ма
карием антиохийским и описал нам Алексея Михайло
вича в церкви и среди клира. Из этих записок всего
лучше видно, какое значение придавал царь обрядам
и как заботливо следил за точным их исполнением. Но
с бр’яд и аскетическое воздержание, к которому стреми
лись наши предки, не исчерпывали религиозного созна
ния Алексея Михайловича. Религия для него была не
только обрядом, но и высокой нравственной дисципли
ной: будучи глубоко религиозным, ! 1рь думал вместе
с тем, что не грешит, смотря комедию и лаская немцев.
В глазах Алексея Михайловича театральное представле
ние и общение с иностранцами были не грехом и пре
ступлением против религии, но совершенно позволитель
ным новшеством — и приятным и полезным. Однако при
этом он ревниво оберегал чистоту веры и, без сомнения,
был одним из православнейших москвичей; только его
ум и начитанность позволяли ему гораздо шире пони
мать православие, чем понимало его большинство его
современников. Его религиозное сознание шло, несом
ненно, дальше обряда: он был философ-моралист, и его
философское мировоззрение было строго религиозным.
Ко всему окружающему он относился с высоты своей
религиозной морали, и эта мораль, исходя из светлой,
мягкой и доброй души царя, была не сухим кодексом от
влеченных нравственных правил, суровых и безжизнен
ных, а звучала мягким, прочувствованным, любящим
словом, сказывалась полным ясного житейского смысла теплым отношением к людям. Склонность к размышле
нию и наблюдению, вместе с добродушием и мягкостью
природы, выработала в Алексее Михайловиче замеча
тельную для того времени тонкость чувства; поэтому
и его мораль высказывалась иногда поразительно хоро-
| хшоод, итлеопсльо кио гсои-мнпиабтуидчь ноу,т еошсоабтеь.н ноВ тыосгодкаи, й коогбдра аеземцу эптроий
трогательной морали представляет упомянутое выше
ппсьмо царя к князю Н. И. Одоевскому о смерти его
старшего сына, князя Михаила. В этом письме ясно ви
ден человек чрезвычайно деликатный, умеющий любить
и понимать нравственный мир других, умеющий и гово
рить, и думать, и чувствовать очень тонко. Та же тон
кость понимания, способность дать нравственную оценку
своему положению и своим обязанностям, сказывается
и замечательном «статейном списке», или письме, Алек
сея Михайловича к Никону, митрополиту новгородскому,
с описанием смерти патриарха Иосифа. Вряд ли Иосиф
пользовался действительною любовью царя и имел в его
глазах большой нравственный авторитет. Но царь счи
тал своею обязанностью чтить святителя и относиться
к нему с должным вниманием. Поэтому он окружил
больного патриарха своими заботами, посещал его, при
сутствовал даже при его агонии, участвовал в чине его
погребения и лично самым старательным образом пере
писал «келейную казну» патриарха, — «с полторы неде
ли ежедень ходил» в патриаршие покои как душепри
казчик. Во всем этом Алексей Михайлович и дает доб
ровольный отчет Никону, предназначенному уже в
патриархи всея Руси. Надобно прочитать сплошь весь
царский «статейный список», чтобы в полной мере усво
ить его Своеобразную прелесть. Описание последней бо
лезни патриарха сделано чрезвычайно ярко, с большою
реальностью, причем царь сокрушается, что упустил
случай по московскому обычаю напомнить Иосифу о не
обходимости предсмертных распоряжений. «И ты меня,
грешнаго, прости, — пишет он Никону, — что яз ему не
поспомянул о духовной и кому душу свою прикажет».
Царь пожалел пугать Иосифа, не думая, что он уже так
плох: «Мне молвить про духовную-ту, и помнит: вот-де
меня избывает!» Здесь личная деликатность заставила
царя Алексея отступить от жестокого обычая старины,
когда и самим царям в болезни их дьяки поминали «о ду
ховной». Умершего патриарха вынесли в церковь,
73 и царь пришел к его гробу в пустую церковь в ту мину
ту, когда можно было глазом видеть процесс разложе
ния в трупе («безмерно пухнет», «лицо розно пухнет»).:
Царь Алексей испугался. «И мне прииде, — пишет он,—
помышление такое от врага: побеги де ты вон, тотчас!
де тебя, вскоча, удавит!.. И я, перекрестясь, да взял за
руку его, света, и стал целовать, а во уме держу то сло
во: от земли создан, и в землю идет; чего боятися?.|
Тем себя и оживил, что за руку-ту его с молитвой взял!»
Во время погребения патриарха случился грех: «Да та-;
кой грех, владыко святой: погребли без звону!., а преж-;
них патриархов с звоном погребали». Лишь сам царь
вспомнил, что надо звонить, так уж стали звонить пос
ле срока. Похоронив патриарха, Алексей Михайлович
принялся за разбор личного имущества патриаршего
с целью его благотворительного распределения; кое-что
из этого имущества царь и распродал. Самому царю
нравились серебряные «суды» (посуда) патриарха, и он,
разумеется, мог бы их приобрести для себя: было бы
у него столько денег, «что и вчетверо цену ту дать», по
его словам. Но государя удержало очень благородное
соображение: «Да и в том меня, владыко святый, про
сти, — пишет царь Никону, — немного и я не покусился
иным судам, да милостию Божию воздержался и ваши
ми молитвами святыми. Ей-ей, владыко святый, ни ма
ленькому ничему не точен!.. Не хочу для того: се от Бо
га грех, се от людей зазорно, а се какой я буду прика-
щик: самому мне (суды) имать, а деньги мне платить
себе ж!» Вот с какими чертами душевной деликатности,
нравственной щекотливости и совестливости выступает
перед нами самодержец XVII в., боящийся греха от
Бога и зазора от людей, подчиняющий христианскому
чувству свой суеверный страх.
То же чувство деликатности, основанной на нравст
венной вдумчивости, сказывается в любопытнейшем вы
говоре царя воеводе князю Юрию Алексеевичу Долго
рукову. Долгорукий в 1658 г. удачно действовал против
Литвы и взял в плен гетмана Гонсевского. Но его ус
пех был следствием его личной инициативы: он действо
вал по соображению с обстановкою, без спроса и ведома
царского. Мало того, он почему-то не известил царя во
время о своих действиях, и, главным образом, об от
ступлении от Вильны, которое в Москве не одобрили.
Выходило так, что за одно надлежало Долгорукого хва-
74 І лить, а за другое порицать. Царь Алексей находил нуж
ным официально выказать недовольство поведением
Долгорукого, а неофициально послал ему письмо с мяг
ким и милостивым выговором. «Похваляєм тебя без ве-
| ін (т. е. без реляции Долгорукого) и жаловать обеща
емся»,— писал государь, но тут же добавил, что это
похвала только частная и негласная: «И хотим с мило-
I тивым словом послать и с иною нашею государевою
милостию, да нельзя послать: отписки от тебя нет, не-
иедомо, против чего писать тебе!» Объяснив, что Дол-
I горукий «сам то себе устроил безчестье», царь обраща-
| стся к интимным упрекам: «Ты за мою, просто молвить,
милостивую любовь ни одной строки не писывал ни
о чем! Писал ко друзьям своим, а те — ей-ей! — про те
бя же переговаривают да смеются, как ты торопишься,
как и иное делаешь…» «Чаю, что князь Никита Ивано
вич (Одоевский) тебя подбил; и его было слушать на
прасно: ведаешь сам, какой он промышленник, послуша
ешь, как про него поют на Москве… Но одновременно
с горькими укоризнами царь говорит Долгорукому и
ласковые слова: «Тебе бы о сей грамоте не печалиться:
любя тебя, пишу, а не кручинясь; а сверх того, сын твой
скажет, какая немилость моя к тебе и к нему…» «Жаль,
конечно, тебя: впрямь Бог хотел тобою всякое дело
в совершение не во многие дни привести… да сам ты от
себя потерял!» В заключение царь жалует Долгорукого
тем, что велит оставить свой у г о в о р в тайне: «А про
чтя сию нашу грамоту и запечатав, прислать ее к нам
с тем же, кто к тебе с нею приедет». Очень продуманно,
деликатно и тактично это желание царя Алексея добрым
интимным внушением смягчить и объяснить официаль
ное взыскание с человека хотя и заслуженного, но фор
мально провинившегося.
Во всех посланиях царя Алексея Михайловича, по
добных приведенному, где царю приходилось обсуждать,
а иногда и осуждать поступки разных лиц, бросается
в глаза одна любопытная черта. Царь не только обна
руживает в себе большую нравственную чуткость, но
он умеет и любит анализировать: он всегда очень про
странно доказывает вину, объясняет, против кого и про
тив чего именно погрешил виноватый и насколько силь
но и тяжко его прегрешение. Характернейший образец
подобных рассуждений находим в его обращении к кня
зю Григорию Семеновичу Куракину с выговором за то,
75 что он (в 1668 г.) не поспешил на выручку гарнизонам
Нежина и Чернигова. Царь упрекнул Куракина в недо
мыслии, в том, что он «притчею не промыслит, что бу
дет» следствием его промедления. «То будет (объясня
ет царь воеводе): первое— Бога прогневает… и кровь
напрасно многую прольет; второе — людей потеряет
и страх на людей наведет и торопость; третье — от ве-
ликаго государя гнев примет; четвертое — от людей
стыд и срам, что даром людей потерял; пятое — славу
и честь, на свете Богом дарованную, непристойным де
лом отгонит от себя и вместо славы укоризны всякия
и неудобныя переговоры восприимет. И то все писано
к нему, боярину (заключает Алексей Михайлович), хо
тя добра святой и восточной церкви и чтобы дело Бо-
жие и его государево свершалось в добром полководст-
ве, а его, боярина, жалуя и хотя ему чести и жалея его
старости!» Наблюдения над такими словесными упраж
нениями приводят к мысли, что царь Алексей много
и основательно размышлял. И это размышление состоя
ло не в том только, что в уме Алексея Михайловича по
слушно и живо припоминались им читанные тексты
и чужие мысли, подходящие внешним образом к данно
му времени и случаю. Умственная работа приводила его
к образованию собственных взглядов на мир и людей,
а равно и общих нравственных понятий, которые состав
ляли его собственное философско-нравственное достоя
ние. Конечно, это не была система мировоззрения в со
временном смысле; тем не менее в сознании Алексея
Михайловича был такой отчетливый моральный строй
и порядок, что всякий частный случай ему легко было
подвести под его общие понятия и дать ему категоричес
кую оценку. Нет возможности восстановить, в общем
содержании и системе, этот душевный строй прежде все
го потому, что и сам его обладатель никогда не заботил
ся об этом. Однако для примера укажем хотя бы на то,
что, исходя из религиозно-нравственных оснований,
Алексей Михайлович имел ясное и твердое понятие
о происхождении и значении царской власти в Москов
ском государстве как власти богоустановленной и на
значенной для того, чтобы «рассуждать людей вправду»
и «безпомощным помогать». Уже были выше приведены
слова царя Алексея князю Г. Г. Ромодановскому: «Бог
благословил и предал нам, государю, править и раз-
суждать люди своя на востоке, и на западе, и на юге,
76 п па севере, вправду». Для царя Алексея это была не
случайная красивая фраза, а постоянная твердая фор
мула его власти, которую он сознательно повторял всег
да, когда его мысль обращалась на объяснение смысла
н цели его державных полномочий. В письме к князю
II. И. Одоевскому, например, царь однажды помянул
О том, «как жить мне, государю, и вам, боярам», и на
эту тему писал: «А мы, великий государь, ежедневно
просим у Создателя… чтобы Господь Бог… даровал нам,
иеликому государю, и вам, боляром, с нами единодуш
но люди его, Световы, разсудили вправду, всем равно».
Взятый здесь пример имеет цену в особенности потому,
что для историка в данном случае ясен источник тех
фраз царя Алексея, в которых столь категорически на
шла себе определение, впервые в Московском государст
ве, идея державной власти. Свои мысли о существе цар
ского служения Алексей Михайлович черпал, по-види
мому, из чина царского венчания или же непосредствен
но из главы 9-й «Книги Премудрости Соломона». Не
менее знаменательным кажется и отношение царя к во
просу о внешнем принуждении в делах веры. С замет
ною твердостью и смелостью мысли, хотя и в очень
сдержанных фразах, царь пишет по этому вопросу мит
рополиту Никону, которого авторитет он ставил в те
годы необыкновенно высоко. Он просит Никона не то
мить в походе монашеским послушанием сопровождав
ших его светских людей: «Не заставливай у правила
стоять: добро, государь владыко святый, учить премуд
р а — премудре будет, а безумному — мозолие ему есть!»
Он ставит Никону на вид слова одного из его спутни
ков, что Никон «никого-де силою не заставит Богу ве
ровать». При всем почтении к митрополиту, «не в при
мере святу мужу», Алексей Михайлович, видимо,
разделяет мысли несогласных с Никоном и тер
певших от него подневольников-постников и молит
венников. Нельзя силою заставить Богу веровать —•
это, по всей видимости, убеждение самого Алексея Ми
хайловича.
При постоянном религиозном настроении и напря
женной моральной вдумчивости Алексей Михайлович
обладал одною симпатичною чертою, которая, казалось
бы, мало могла уживаться с его аскетизмом и наклон
ностью к отвлеченному наставительному резонерству.
Царь Алексей был замечательный эстетик — в том смыс*
71 ле, что любил и понимал красоту. Его эстетическое чув-
ство сказывалось ярче всего в страсти к соколиной охо
те, а позже — к сельскому хозяйству. Кроме прямых
ощущений охотника и обычных удовольствий охоты
с ее азартом и шумным движением, соколиная потеха
удовлетворяла в царе Алексее и чувству красоты.
В «Уряднике сокольничья пути» он очень тонко рассуж
дает о красоте разных охотничьих птиц, о прелести
птичьего лёта и удара, о внешнем изяществе своей охо
ты. Для него «его государевы красныя и славныя птичьи
охоты» урядство или порядок «уставляет и объявляет
красоту и удивление»; высокого сокола лёт — «красно-
смотрителен и радостен»; копцова (т. е. копчика) добы
ча и лёт — «добровиден». Он следит за красотою со-
кольничьего наряда и оговаривает, чтобы нашивка на
кафтанах была «золотная» или серебряная, «к какому
цвету какая пристанет»; требует, чтобы сокольник дер
жал птицу «подъявительно к видению человеческому
и ко красоте кречатьей», т. е. так, чтобы ее рассмотреть
было удобно и красиво. Элемент красоты и изящества
вообще играет не последнюю роль в «урядстве» всего
охотничьего чина царя Алексея. То же чувство красоты
заставляло царя увлекаться внешним благочестием цер
ковного служения и строго следить за ним, иногда даже
нарушая его внутреннюю чинность для внешней красо
ты. В записках Павла Алеппского можно видеть много
примеров тому, как царь распоряжался в церкви, наво
дя порядок и красоту в такие минуты, когда, по нашим
понятиям, ему надлежало бы хранить молчание и бла
гоговение. Не только церковные церемонии, но и парады
придворные и военные необыкновенно занимали Алек
сея Михайловича с точки зрения «чина» и «урядства»,
т. е. внешнего порядка, красоты и великолепия. Он, на
пример, с чрезвычайным усердием устраивал смотры
и проводы своим войскам перед первым литовским похо
дом, обставляя их торжественным и красивым церемо
ниалом. Большой эстетический вкус царя сказывался
в выборе любимых мест: кто знает положение Саввина-
Сторожевского монастыря в Звенигороде, излюбленного
царем Алексеем Михайловичем, тот согласится, что
это— одно из красивейших мест всей Московской гу
бернии; кто был в селе Коломенском, тот помнит, конеч
но, прекрасные виды с высокого берега Москвы-реки
в Коломенском.. Мирная красота этих мест — обычный
78 пні великорусского пейзажа — так соответствует ха
рактеру «гораздо тихого» царя.
Соединение глубокой религиозности и аскетизма
с охотничьими наслаждениями и светлым взглядом на
жизнь не было противоречием в натуре и философии
Алексея Михайловича. В нем религия и молитва не ис
ключали удовольствий и потех. Он сознательно позво
лял себе свои охотничьи и комедийные развлечения, не
( читал их преступными, не каялся после них. У него
н на удовольствия был свой особый взгляд. «И зело по
теха сия полевая утешает сердца печальныя, — пишет
он в наставлении сокольникам, — будите охочи, забав
ляйтеся, утешайтеся сею доброю потехою… да не одо
леют вас кручины и печали всякие». Таким образом,
п сознании Алексея Михайловича охотничья потеха есть
противодействие печали, и подобный взгляд на удоволь
ствия не случайно соскользнул с его пера: по мнению
царя, жизнь не есть печаль, и от печали нужно лечить
ся, нужно гнать ее — так и Бог велел. Он просит князя
Одоевского не плакать о смерти сына: «Нельзя, что не
поскорбеть и не прослезиться, и прослезиться надоб
но— да в меру, чтоб Бога наипаче не прогневать». Но
если жизнь — не тяжелое, мрачное испытание, то она
для царя Алексея и не сплошное наслаждение. Цель
жизни — спасение души, и достигается эта цель хоро
шею, благочестивою жизнью; а хорошая жизнь, по мне
нию царя, должна проходить в строгом порядке: в ней
все должно иметь свое место и время; царь, говоря
о потехе, напоминает своим сокольникам: «Правды же
и суда и милоетивыя любве и ратнаго строя николиже
позабывайте: делу время, и потехе час». Таким образом
страстно любимая царем Алексеем забава для него все-
таки только забава и не должна мешать делу. Он убеж
ден, что во все, что бы ни делал человек, нужно вносить
порядок, «чин». «Хотя и мала вещь, а будет по чину
честна, мерна, стройна, благочинна, — никтоже зазрит,
никтоже похулит, всякий похвалит, всякий прославит
и удивится, что и малой вещи честь и чин и образец по
ложен по мере». Чин и благоустройство для Алексея
Михайловича — залог успеха во всем: «Без чина же
всякая вещь не утвердится и не укрепится; безстройство
же теряет дело и восставляет безделье», — говорит он.
Поэтому царь Алексей Михайлович очень заботился
о порядке во всяком большом и малом деле. Он только
79 тогда бывал счастлив, когда на душе у него было свет
ло и ясно и кругом все было светло и спокойно, все на
месте, все по чину. Об этом-то внутреннем равновесии
и внешнем порядке более всего заботился царь Алексей,
мешая дело с потехой и соединяя подвиги строгого ас
кетизма с чистыми и мирными наслаждениями. Такая
непрерывно владевшая царем Алексеем забота позво
ляет сравнить его (хотя аналогия здесь может быть
лишь очень отдаленная) с первыми эпикурейцами, ис
кавшими своей «атараксии», безмятежного душевного
равновесия, в разумном и сдержанном наслаждении.
До сих пор царь Алексей Михайлович был обращен
к нам своими светлыми сторонами, и мы ими любова
лись. Но были же и тени. Конечно, надо счесть показ
ным и неискренним «смирением паче гордости» тот от
зыв, какой однажды дал сам о себе царь Никону: «А про
нас изволишь ведать, и мы, по милости Божии и по ва
шему святительскому благословению, как есть истинный
царь христианский наричюся, а по своим злым мерзким
делам недостоин и во псы, не токмо в цари!» Злых
и мерзких дел за царем Алексеем современники не зна
ли, однако они иногда бывали им недовольны. В годы
его молодости, в эпоху законодательных работ над Уло
жением (1649), настроение народных масс было на
столько неспокойно, что многие давали волю языку.
Один из озлобленных реформами уличных озорников
Савинка Корепин болтал на Москве про юного госуда
ря, что «царь глуп, глядит все изо рта у бояр Морозова
и Милославскаго: они всем владеют, и сам государь псе
это знает, да молчит; чорт у него ум отнял». Мысль, что
царь «глядит изо рта» у других, мелькает и позднее.
В поведении коломенского архиепископа Иосифа (1660-—
1670) вскрывались не раз его беспощадные отзывы о ца
ре Алексее и боярах. Иосиф говаривал про великого го
сударя, что «не умеет в царстве никакой расправы сам
собою чинить, люди им владеют», а про бояр, что «боя
ре — Хамов род, государь того и не знает, что они де
лают». В минуты большого раздражения Иосиф обзы
вал Алексея Михайловича весьма презрительными бран
ными словами, которых общий смысл обличал царя
в полной неспособности к делам. Встречаясь с такими
отзывами, не знаешь, как следует их истолковать и как
их можно примирить со многими свидетельствами о ра
зуме и широких интересах Алексея Михайловича. «Го
80 раздо тихий» царь был ведь тих добротою, а не смыс
лом; это ясно для всех, знакомых с историческим мате
риалом. Только пристальное наблюдение открывает
н натуре царя Алексея две такие черты, которые могут
осветить и объяснить существовавшее недовольство им.
При всей своей живости, при всем своем уме царь
Алексей Михайлович был безвольный и временами ма
лодушный человек. Пользуясь его добротою и безволи
ем, окружавшие не только своевольничали, но забира
ли власть и над самим «тихим» государем. В письмах
царя есть удивительные этому доказательства. В 1652 г.
он пишет Никону, что дворецкий князь Алексей Михай
лович Львов «бил челом об отставке». Это был возмути
тельный самоуправец, много лет безнаказанно сидевший
п приказе Большого Дворца. Царь обрадовался, что
можно избавиться от Львова, и «во Дворец посадил
Василья Бутурлина». С наивною похвальбою он сооб
щает Никону: «А слово мое ныне во дворце добре страш
но, и (все) делается без замотчанья!» Стало быть, та
кова была наглость князя Львова, что ему не страшно
казалось и царское слово, и так велика была слабость
государя, что он не мог сам избавиться от своего дво
рецкого! После этого примера становится понятным,
что около того же времени и ничтожный приказный че
ловек Л. Плещеев мог цинично похваляться, что «про
меня де ведает государь, что я зернщик (т. е. игрок) !..
у меня-де Москва была в руке вся, я-де и боярам ука
зывал!». В упоминании государя Плещеевым мелькает
тот же намек на отсутствие страха пред государевым
именем и словом, как и в наивном письме самого госу
даря. Любопытно, что придворные и приказные люди
не только за глазами у доброго царя давали себе волю,
но и в глаза ему осмеливались показывать свои настрое
ния. В походе 1654 г. окружавшие Алексея Михайлови
ча, по его словам в письме кн. Трубецкому, «едут с на
ми отнюдь не единодушием, наипаче двоедушием, как
есть облака: иногда благопотребным воздухом и благо
надежным и уповательным явятся; иногда зноем, и яро
стью, и ненастьем всяким злохитренным, и обычаем
московским явятся; иногда злым отчаянием и погибель
прорицают, иногда тихостью и бедностью лица своего
отходят лукавым сердцем… А мне уже, Бог свидетель,
каково становится от двоедушия того, отнюдь упования
нет!». При отсутствии твердой воли в характере царя
6-482 81 Алексея он не мог взять в свои руки настроение окру*
жающих, не мог круто разделаться с виновными, про
гнать самоуправца. Он мог вспыхнуть, выбранить, даже
ударить, но затем быстро сдавался и искал примирения.
Он терпел князя Львова у дел, держал около себя свое
го плохого тестя Милославского, давал волю безмерно
му властолюбию Никона — потому, что не имел в себе
силы бороться ни с служебными злоупотреблениями, ни
с придворными влияниями, ни с сильными характера
ми. Не истребить зло с корнем, не убрать непригодного
человека, а найти компромисс и паллиатив, закрыв гла
за и спрятав, как страус, голову в куст, — вот обычный
прием Алексея Михайловича, результат его маловолия
и малодушия. Хуже всего он чувствовал себя тогда,
когда видел неизбежность вступить открыто в какое-
либо неприятное дело. Малодушно он убегал от ответст
венных объяснений и спешил заслониться другими людь
ми. Сообщив Никону в письме о неудовольствиях на
него, существующих среди его окружающих, царь сей
час же оговаривается: «И тебе бы, владыко святый, по
жаловать — сие писание сохранить и скрыть втайне!..
Да будет и изволишь ему (жалобщику) говорить, и ты,
владыко святый, говори от своего лица, будто к тебе
мимо меня писали (о его жалобах)». Желание стать
в стороне стыдит, по-видимому, самого Алексея Михай
ловича, и он предлагает Никону отложить объяснение
с недовольным на него боярином до Москвы: «Здесь бы
передо мною вы с очей на очи переведались», предлага
ет он, разумеется, в надежде, что время до очной став
ки уничтожит остроту неудовольствий и смягчит врагов.
Душевным малодушием доброго государя следует объ
яснить его вкус к письменным выговорам: за глаза мож
но было написать много и сильно, грозно и красиво; а в
глаза бранить — трудно и жалко. В глаза бранить ко
го-либо царю Алексею было можно только в минуты
кратковременных вспышек горячего гнева, когда у него
вместе с языком развязывались и руки.
Итак, слабость характера была одним из теневых
свойств царя Алексея Михайловича. Другое его отрица
тельное свойство легче описать, чем назвать. Царь Алек
сей не умел и не думал работать. Он не знал поэзии
и радостей труда и в этом отношении был совершенною
противоположностью своему сыну Петру. Жить и на
слаждаться он мог среди «малой вещи», как он назы- ммл свою охоту и как можно назвать все его иные поте
хи. Вся его энергия уходила в отправление того «чина»,
Который он видел в вековом церковном и дворцовом
обиходе. Вся его инициатива ограничивалась кругом
приятных «новшеств», которые в его время, но незави
симо от него стали проникать в жизнь московской знати.
Управление же государством не было таким делом, ко
торое царь Алексей желал бы принять непосредственно
иа себя. Для того существовали бояре и приказные лю
пи. Сначала за царя Алексея правил Борис Иванович
Морозов, потом настала пора князя Никиты Ивановича
Одоевского; за ним стал временщиком патриарх Никон,
правивший не только святительские дела, но и царские;
аа Никоном следовали Ордин-Нащокин и Матвеев. Во
всякую минуту деятельности царя Алексея мы видим
около него доверенных лиц, которые правят. Царь же,
так сказать, присутствует при их работе, хвалит их или
спорит с ними, хлопочет о внешнем «урядстве», пишет
письма о событиях — словом, суетится кругом действи
тельных работников и деятелей. Но ни работать с ними,
ни увлекать их властною волею боевого вождя ой не
может. Малый пример из нашей современности нагляд
но покажет, что и такие люди могут считаться нужны
ми. Нам довелось видеть, как по овражистым берегам
Быстрой Сосны везли большой тяжести машину в сель
скую экономию. Везли кони, и с ними билось на подъ
емах и тащило груз много народа. И народ спрашивал:
«А кто ж нам кричать будет?» Необходим казался крик
из праздного горла, чтобы давать ритм общей мускуль
ной работе. Вот в общем государственном деле XVII в.
царь Алексей и был таким человеком, который сам на
работал, а своею суетою и голосом давал ритм для тех»
кто трудился.
Добродушный и маловольный, подвижный, но не
энергичный и не рабочий, царь Алексей не мог быть
бойцом и реформатором. Между тем течение историчее«
кой жизни поставило царю Алексею много чрезвычайн®
трудных и жгучих задач и внутри и вне государства?,
вопросы экономической жизни, законодательные и цер
ковные, борьба за Малороссию, бесконечно-трудная, – •
все это требовало чрезвычайных усилий правительстве»*
ной власти и народных сил. Много критических минуя
пришлось тогда пережить нашим предкам, и все-так®
бедная силами и средствами Русь успела выйти победи*
6* 83 тельницей из внешней борьбы, успевала кое-как справ
ляться и с домашними затруднениями. Правительство^
Алексея Михайловича стояло на известной высоте во
всем том, что ему приходилось делать: являлись способ
ные люди, отыскивались средства, неудачи не отнима
ли энергии у деятелей: если не удавалось одно средст
во — для достижения цели искали новых путей. Шла,;
словом, горячая, напряженная деятельность, и за всеми
деятелями эпохи во всех сферах государственной жизни
видна нам добродушная и живая личность царя Алексея.
Чувствуется, что ни одно дело не проходит мимо него:,
он знает ход войны; он желает руководить работой дип-|
ломатии; он в думу боярскую несет ряд вопросов и ука-|
заний по внутренним делам; он следит за церковной ре
формой; он в деле патриарха Никона принимает дея
тельное участие. Он везде, постоянно с разумением дела,
постоянно добродушный, искренний и ласковый. Но ни-;
где он не сделает ни одного решительного движения, ни
одного резкого шага вперед. На всякий вопрос он от-<
кликнется с полным его пониманием, но устранится от
его разрешения; от него совершенно нельзя ждать той
страстной энергии, какою отмечена деятельность его ге-|
ниального сына, той смелой инициативы, какой отличал-1
ся Петр.
Вот почему мы не вполне согласимся с отзывом се-:
натора князя Якова Долгорукого, который, по преда
нию, сказал однажды Петру Великому: «Государь!
в ином отец твой, в ином ты больше хвалы и благодаре-1
ния достоин. Главные дела государей — три: первое
внутренняя расправа и главное дело ваше есть правосу-!
дие; в сем отец твой больше, нежели ты, сделал!..» Петр,]
конечно, сделал очень много; Алексей же только по-сво-1
ему помогал делать тем, кого своею властью ставил}
к делам.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.
Попередня: Общая характеристика – 2
Наступна: II. Власть и население – 1