Царю Алексею Михайловичу пришлось стоять во
главе Московского государства в сложное время борь
бы различных течений русской жизни, в эпоху перестрой
ки всего ее государственного и общественного уклада,]
ломки привычных воззрений и бытовых навыков. 06-
1СННЫЙ огромной властью, он находился в центре
чиннейших национальных интересов и очередных за-
и 14 внешней и внутренней политики, исключительных
но исторической значительности, бурных столкновений
с ирых традиций с новыми веяниями в жизни церкви
и московского общества. До глубин своих всколыхну
лась в XVII в. Московская Русь в поисках новых путей
нальнейшего исторического развития своей националь
ной силы. Даровитая натура царя Алексея вскормлена
содержанием этих исканий и по-своему чутко на них
шкликалась. Но весь духовный склад царя, более со-
асрцательный и впечатлительный, чем боевой и творче
ский, сделал его типичным представителем тех поколе
ний «переходного» времени, которые плывут по течению,
Нс руководя им, и если не запутываются безнадежно
и противоречиях отмирающей старины и нарастающих
новых явлений в общественной и духовной жизни наро
да, то примиряют их в условном компромиссе личных
иоззрений, проходя мимо наиболее острых проблем пе
реживаемого исторического момента.
Судьба послала царя Алексея из замкнутого быта
царского «верха» на престол в такую пору, когда на
«верху» могло казаться, что власти предстоит мирная
и благодарная задача завершить строительную работу
предыдущего поколения, закончить умиротворение го
сударства. Бури Смуты давно миновали. Государствен
ный порядок восстановлен и успел окрепнуть. Глухие
раскаты отголосков «великой разрухи», постепенно сла
бея, затихли. Царь-юноша спокойно принял власть по
благословению отца и по прежнему крестному целова
нию всех чинов Московского государства, которые, из
брав на престол Михаила Феодоровича, целовали ему
крест и «на детях его, каких ему, государю, Бог даст».
Москва присягнула новому царю наутро по смерти его
отца, 13 июля 1645 г., а царское венчание произошло
28 сентября, с особой торжественностью. По рассказу
Котошихина на это венчание созван был собор, где, кро
ме «всего духовного чина», бояр, окольничих и думных
людей, были все ближние люди и дворцовые чины, мос
ковские служилые люди, гости и сотенные люди торго
вые, а также провинциальные дворяне и дети боярские
и посадские люди «по два из города», и всем собором,
при участии черни — народной толпы московской, —
«обрали» царя Алексея на царство и учинили «короно-
84 85 ванне» в соборной церкви. В осложнении обряда цар
ского венчания торжественным провозглашением царя
его всенародным «обраньем», можно видеть стремлени
закрепить за первым преемником родоначальника новой
династии сочувствие населения и признание нового ди
настического права, но само это право создано не «об
раньем» 1645 г., а избранием 1613 г. Устроителю торже
ства, царскому воспитателю Б. И. Морозову, современ
ники приписывали некоторую спешку с венчанием на
царство своего питомца, так что «не все в стране, кто
желал, могли явиться для присутствия на нем»; но это
суждение Олеария — единственный намек на какое-то
политическое нервничанье государева «верха», не совсем
понятное в данных условиях.
Царь Алексей возложил на себя венец, как государь
прирожденный, и вступил в управление «делом Божиим
и своим государевым и земским» в сознании данного
ему свыше права и в твердой надежде на «милость Все
могущего Бога и свое государское счастье».
Правительствующая среда не претерпела существен
ных изменений с началом нового царствования. Близко
к власти и престолу стали люди, связанные тесными
личными отношениями с кругом деятелей времен царя
Михаила. Первое место занял Б. И. Морозов, ревниво
окружавший царя своими людьми, проводя их и на важ
ные административные должности. Обморок, поразив
ший дочь Федора Всеволожского, когда царь на «смотри
нах» избрал ее своей невестой, был использован, чтобы
отстранить возвышение, по свойству с царем, новых лю
дей; Всеволожскую с родней сослали в Сибирь, обвинив
в сокрытии падучей болезни, и только много позднее,
в 1653 г., позволили им жить в дальних поместьях. Ца
рю нашли невесту в своем кругу — Марию, дочь Ильи
Даниловича Милославского, который приходился пле
мянником влиятельному думному дьяку Ивану Грамо
тину; а вскоре после царского брака Морозов женился
на ее сестре, Анне. Милославские, в согласии с ним, за
няли видное положение при дворе и в администрации.
На правительственных верхах стала сплоченная группа
дельцов, не блиставшая ни государственными даровани
ями, ни бескорыстием, и омрачила начало нового цар
ствования безудержным служением тому, что царь
Алексей позднее с горечью назвал однажды «злохит-
ренным московским обычаем»: волоките и неправедно
86 му суду, вымогательствам и произволу. При них «дела
мало вершились», а если «вершились», то в пользу тех,
за кого «заступы болыиия» и кто больше посула даст;
челобитчики изнемогали по приказам от «издержек ве
ликих подьячим и людям дьячим и сторожам», чтобы
дойти через них до больших дьяков и бояр; но и этим
надо было платить немалые суммы, ублажая высших
сановников, чем кто любит: кн. А. М. Львова «сижками
свирскими», Б. И. Морозова — лебедями. Словом, жила
и крепла «злохитренная» традиция, на которую так
громко жаловались всякого чина люди на земском со«
боре 1642 г., говоря, что разорены «пуще турских и
крымских бусурманов московскою волокитою и от не
правд и от неправедных судов».
Все громче стал раздаваться народный ропот. В Моск
ве особенно ненавидели клевретов царского тестя —
Траханиотова, ведавшего Пушкарским приказом, дум
ного дьяка Назара Чистого да судью Земского приказа
Леонтия Плещеева, по имени которого москвичи назы
вали разгул чиновничьего произвола «плещеевщиной».
Про молодого царя поговаривали, что он того не веда
ет, что его именем творится, а то и так, что царь «гля
дит все изо рта бояр, они всем владеют: он все видит,
да молчит». Царь Алексей не мог ничего поделать не
только по юности. Привязчивый и доверчивый, он чтил
воспитателя своего как второго отца и невольно стуше
вывался перед ним и своим тестем с их близкими, дове
ренными людьми; позднее, когда он был окружен людь
ми его личного выбора, недовольные повторяли укор,
что царь «не умеет в царстве никакой расправы сам со
бою чинить, люди им владеют»; но тогда властное влия
ние, за исключением царской родни — Милославских,—
находилось в руках и чистых и дельных: царь Алексей
умел чутко расценивать людей и ставить им высокие
нравственные требования и лишь достойных дарил сво
им доверием, когда не был связан личными дворцовы
ми отношениями, перед которыми сдавалась его мягкая
натура. Но в начале царствования свойства правящей
среды были таковы, что должны были стать вразрез и с
потребностями государства и с настроениями государя.
Напряженная работа по восстановлению государст
венного порядка и государственной силы, выполненная
в царствование Михаила Феодоровича, настоятельно
требовала завершения, и есть основания думать, что на
87 соборе, созванном к царскому венчанию, всяких чино
люди били государю челом не только о нуждах свои
и обидах, но и об утверждении крепком его государе
вым уложеньем праведного и безволокитного вершень
всех дел. О таком уложенье по отдельным вопросам н
раз бывали челобитья и на прежних соборах и вне их
от разных общественных групп. Задача пересмотр
и законодательного определения отношений и порядков
сложившихся по мерс успокоения страны от разрухи
Смутного времени, действительно назрела. И такая за
дача, по крайней мере в ее формальной, кодификацион
ной стороне, как нельзя более соответствовала личным
настроениям царя Алексея. Сознательная религиозность
и нравственная вдумчивость внушала ему искреннее
стремление выполнить призвание власти, данной от Бо*
га, — «люди Его, Световы, рассудите вправду, всем рав-5
но», и оно сходилось с эстетическими склонностями его
натуры, требовавшей, чтобы «никакой бы вещи без бла
гочиния и без устроения уряженнаго и удивительнаго
не было», в мечте так «государево царственное и зем
ское дело утвердити и на мере поставити», чтобы «мос
ковская государства всяких чинов людям, от большаго
до меньшаго чину, суд и расправа была во всяких де
лах всем ровна», а государево уложенье о них «впредь
было прочно и неподвижно». Воспитанный в традициях
чинного обряда государевой жизни, комнатной и выход
ной, большой знаток и любитель благолепного чина цер
ковного, царь Алексей находил, что и малая всякая
вещь должна быть «по чину честна, мерна, стройна,
благочинна», для чего надо, чтобы «всякой вещи честь,
и чин, и образец писанием предложен был». Тем более
был он сторонником регламентации по уставному уря-
женью всего быта церковного и государственного. По
добный строй чувств и воззрений в применении к делам ]
правления отвечал, в значительной мере, потребности
утверждения в государственном быту законного поряд
ка и большей определенности отношений, прав II обя-!
занностей населения. Но жизнь русская, терзаемая;
внутренними противоречиями, так резко сказавшимися!
в Смуту и еще не побежденными с подавлением «разру- ]
хи», нуждалась не только в уставном итоге выполненной |
строительной работы. Она требовала серьезных и ко
ренных преобразований в области государственного хо
зяйства и управления, социальных отношений, требова- г
‘и развития национальных средств, материальных и
| ультурных. Однако сознание, что состояние страны
настоятельно требует значительного расширения твор
ческих задач власти, лишь постепенно пробуждалось
и государственных деятелях XVII в., и правительство
царя Алексея пришло к опытам преобразования в от
дельных вопросах управления только путем практичес
кого опыта, откликаясь на очередные нужды, указанные
самою жизнью. Во главе этого правительства стоял го
сударь, отнюдь не созданный для роли деятельного
п смелого преобразователя, а окружавшие его вершите
ли судеб Московского государства шли к новым прие
мам управления ощупью, попутно разрешая затрудне
ния, встреченные на практике. Одним из главных источ
ников сведений о положении дел и нуждах государства
служили соборные «сказки» и челобитные, с какими об
ращались к верховной власти различные общественные
группы. Всего ярче раскрывали эти ходатайства глубо
кое расстройство финансовой системы, крайнюю нерав
номерность обложения по «сошному письму», устарело
му, не согласованному ни с экономической действитель
ностью, ни с назревшей потребностью единства в
государственном хозяйстве и управлении. Еще при ца
ре Михаиле на земских соборах не раз делались указа
ния на крайнюю необходимость финансовой реформы,
для уравнения податной тяготы, для установления ее
равномерности и всеобщности. Указано было и средст
во: обложение всякого чину людей, владевших землей,
не по «сошному письму», а по количеству крестьянских
хозяйств каждого имения «поворотно» или «подворно».
Этим достигалось бы, с одной стороны, освобождение
плательщиков от «навальнаго сошнаго письма» за участ
ки земли, лежащие «в пусте», с другой — большая
«ровность» разверстки с усилением обложения крупных
землевладельческих хозяйств, лучше обеспеченных
крестьянским трудом. Служилые землевладельцы мел
кие и средней руки давно хлопотали о таком уравнении
тягла, соединяя с ним требование отмены «урочных лет»
для сыска беглых крестьян и стремление к полному при
креплению всего земледельческого населения к тем по
местьям и вотчинам, где оно записано по переписи; для
податной реформы, следовательно, предстояло выяснить
состав крестьянской рабочей силы каждого имения
и закрепить его законодательным актом общего значе
89 ния. В 1646 г. правительство царя Алексея приступило
к новой переписи — подворной, обещая землевладель
цам установить, что «по тем переписным книгам кресть
яне и бобыли и их дети и братья и племянники будут
крепки и без урочных лет». Перепись была закончена
в два года, и отмена урочных лет, как и закрепление по
поместьям и вотчинам, по дворцовым селам и черным
волостям всего сельского люда, были осуществлены
Уложением 1649 г. Но податная реформа на основании
новых переписных книг не осуществилась; подворное
обложение восторжествовало только в связи с финансо
выми преобразованиями 1679—1681 гг., а пока прави
тельство использовало его лишь для раскладки новых
экстренных сборов, не взамен, а сверх старого тягла по
сошному письму. Тем временем, в том же 1646 г., оно
увлеклось мыслью увеличить свой доход и разрешить
задачу равномерного и всеобщего обложения иным спо
собом: сделана была попытка заменить дробные и за
путанные прямые налоги одним косвенным, именно
крупным налогом на соль; рассчитывали, что «та соля
ная пошлина всем будет ровна и в избылых никто не
будет», а «платить всякий станет без правежу, собою».
На деле повышение раза в полтора цены одного из про
дуктов первой необходимости легло несносной тяготой
на беднейшие разряды населения; соляная пошлина
не оправдала надежд и была отменена через два года,
только усилив общую нужду и народное раздражение.
Издавна накоплялось это раздражение против «вла-
дущнх», питаемое памятью о том их «безвремянии»,
когда оии «от своих раб разорени быша». Громко раз
давались жалобы на «сильных» людей во все царство
вание царя Михаила, доходя подчас, как на земском со
боре 1642 г., до протеста против усиления приказной
власти и сожалений о минувшей старине, когда местное
управление было в руках выборных людей. В 1648 г.
«смятение в мире» прорвалось наружу, прежде всего
в Москве. 2 июня толпа окружила царя, возвращавше
гося с богомольного похода к Троице, била ему «всею
землею» челом на земского судью Плещеева за «вели
кую налогу» от его «разбойных и татиных дел», а затем,
когда царь «того дни всей земле его, Левонтья, не вы
дал», поднялась на «заступников» Плещеева, боярина
Морозова, окольничего Траханиотова, думного дьяка
Чистого и на многих их единомышленников; «домы их
90 миром разбили и разграбили», а Чистого «до смерти
прибили». Три дня бушевала Москва; стрельцы отказа
лись ударить на толпу, волновались и другие служилые
люди; чтобы удержать от бунта военную силу, царь ве
лел и тем и другим выдать двойное денежное и хлеб
ное жалованье. Уступили толпе Плещеева и Траханио-
това; первого царь велел вести на казнь, но толпа отня
ла его и сама умертвила; второго сначала выслали из
Москвы, а потом вернули и казнили. К народу москов
скому царь выслал популярных бояр, дядю своего Ни
киту Ивановича Романова и кн. Д. М. Черкасского с ду
ховенством, обещая отстранить от всех дел Морозова
и других ненавистных народу «владущих», но мир уто
лился только после личных объяснений царя, который
со слезами умолял толпу пощадить его дядьку, с тем
чтобы ему впредь и всему роду его, Морозовым, у госу
даревых дел не бывать. «И на том государь царь к Спа-
сову образу прикладывался», и на том «всею землею
государю царю челом ударили и в том во всем догово-
рилися».
Прямой бунт улегся, но тревожные толки не прекра
щались. Чуялось, что «весь мир качается». Беспокойные
головы мечтали найти вождей и покровителей в Н. И. Ро
манове и кн. Черкасском, выдвинуть их в делах правле
ния против постылой морозовской клики. Подымаясь
бунтом против лихих царских советников, москвичи са
мого царя Алексея мыслили солидарным со своей «прав
дой». «Нынеча, — толковали они, — государь милостив,
сильных из царства выводит». Московские события не
замедлили найти отклик и в провинции. Проснулась на
дежда, что есть, наконец, управа против насильников.
В Сольвычегодске, в Устюге народ поднялся боем и раз
граблением на воевод. Неспокойно прошли 1648 и
1649 гг. А в начале 1650-го возникли и еще более серь
езные беспорядки в Пскове и Великом Новгороде. Пско
вичи увидали явную «измену» бояр в посылке крупного
хлебного и денежного транспорта в Швецию, хотя от
правлялся этот транспорт по соглашению о переселен
цах из-за рубежа, которых царское правительство не
считало возможным выдать; народ погромил его, не слу
шая ни в чем воеводу, выбрал себе «начальных людей»;
подняли и новгородцев, которые также устроили у себя
выборное управление, мимо своего воеводы и митропо
лита Никона. К царю восставшие послали челобитья на …………..ком бояр м приказных; заступника и предстате
ли . ( (и’ они искали в том же боярине Н. И. Романове, про
шли ому поручить сыск по их делу, били через него че-1
лом о восстановлении прежнего порядка, когда воеводы
и дьяки судили по правде с земскими старостами и вы
борными людьми. Раздражение против приказных зло
употреблений разрасталось в протест против усиленной
бюрократизации управления.
В Москве челобитчики получили суровую отповедь; |
«Холопы де государевы и сироты великим государям
никогда не указывали… а того никогда не бывало, чтоб
мужики с боярами, окольничими и воеводами у рас-
правных дел были, и впредь того не будет». На усмире
ние Новгорода и Пскова отправили ратную силу с кн.
И. Н. Хованским. Новгород смирился без сопротивле
ния, отчасти благодаря энергии митрополита Никона, но
псковичи покорились только после безнадежной попыт
ки сопротивления. Правительство действовало осторож
но, видя в происшедшем признак «шатости» не только
местной. Псковское дело было в июле 1650 г. сообщено
собору, на котором участвовали служилые люди мос
ковские и городовые, торговые люди — гости, старосты
сотен гостиной и суконной, сотские от сотен черных.
Как высказалось общественное мнение столицы, мы не
знаем — приказное делопроизводство не сберегло этих
соборных «сказок», но, насколько настроение и тут не
было спокойным, видно из царского указа, сказанного
сотским сотен московских в Посольском приказе тотчас
после собора, чтобы они без утайки извещали государю
о всяких «воровских» речах, какие проявятся в народе.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.
Попередня: Общая характеристика – 3
Наступна: II. Власть и население – 2