К исходу XVIII в. только сложилась Европейская Рос
сия в своих «естественных» границах от моря и до моря.
Закончена вековая борьба за господство на восточном
побережье Балтийского моря (присоединение его север
ного, финляндского края, выполненное Александром I,
имело лишь второстепенное значение упрочения и обо
роны этого господства); закончена была борьба и за Черноморье, оставив в наследие преемникам Екатери
ны II «вопрос о проливах»; разделы Польши закончило
вековую борьбу за Поднепровье, географическую базу
зсего господства над Восточно-Европейской равниной,
хотя и с отступлением от петровского завета русскому
императору — сохранить всю Польшу опорой общеевро
пейского влияния России. Основные вопросы русской
внешней политики были исчерпаны в их вековой, тради
ционной постановке, связанной со стихийным, географи
чески обусловленным стремлением русского племени
и русской государственности заполнить своим господст*
вом великую Восточно-Европейскую равнину, овладеть
ее колонизационными и торговыми путями для прочного
положения в системе международных, мировых отноше
ний Запада и Востока.
Территория Европейской России стала государствен
ной территорией Российской империи. Обширность про
странства, значительное разнообразие областных усло
вий, экономического быта и расселения, племенных типов
и культурных уровней — сильно усложняли задачу ор
ганизации управления. Захват территории был только
первым шагом к утверждению на ней устойчивой и ор
ганизованной народнохозяйственной и гражданской
жизни. Само распределение по ней населения было еще
в полном ходу. Переселенческое движение — столь ха
рактерное явление в быту русских народных масс — раз
вертывалось не только в первой четверти, но и в течение,
большей части XIX в. преимущественно в пределах Ев
ропейской России. На юг, в Новороссию, на юго-восток,
к Прикавказью и Нижнему Поволжью, отливают с се
вера и запада все новые элементы. «Новопоселенные»
в этих областях «сходцы» и «выходцы» составляют зна
чительный, даже преобладающий процент местного на
селения. И на новых местах они оседают не сразу,
а ищут, в ряде повторных переходов, лучших условий
хозяйственного обеспечения и бытового положения. Эта
неизбежная подвижность населения стоит в резком про
тиворечии со стремлением центральной власти к установ
лению повсеместно порядков «регулярного государства»
на основе закрепощения трудовой массы и стройно орга
низованных губернских учреждений. Русское государств
во все еще в строительном периоде. Оно строится в но
вых, расширенных пределах приемами, окрепшими и со
зревшими в Великороссии, — на основе государственного
10* 147 «крепостного устава»*. Процесс закрепощения, завер
шенный для центральных областей первыми двумя ре
визиями XVIII в., систематически проводится в малорос
сийских и белорусских губерниях на основе 4-й и, осо
бенно, 5-й ревизии рядом правительственных указов
в развитие и дополнение основного акта— указа 1783 г.
о прекращении «своевольных переходов», которыми — по
мнению верховной власти — нарушалось «водворяемое
ею повсюду благоустройство». Эта борьба государствен
ной власти со всеми более или менее уцелевшими эле
ментами «вольности»^ составе населения настойчиво
завершалась при Александре I на всей территории импе
рии — в Малороссии, потерявшей характер автономной
провинции, в Новороссии и Белоруссии; завершалась то
ропливо, с назначением краткого — годичного — срока
на подачу исков для «отыскания свободы от подданства
помещикам», по истечении которого все сельское насе
ление закрепощалось по записям в пятой ревизии.
Массовое закрепощение «вольного» люда рассматри
валось как водворение «благоустройства», как основа
государственного строительства. Объединение обширной
территории укреплялось повсеместным насаждением гу
бернской власти, обычной для 36 центральных губерний,
усиленной в форме генерал-губернаторов и военных гу
бернаторств для остальных областей2. Углублялась эта
административная спайка всех частей имперской терри
тории традиционными для центра социально-экономиче
скими связями помещичьего землевладения и крепостной
организации сельского хозяйства. По областям-окраинам
растет и крепнет пе только местное помещичье земле
владение; сильное развитие получает крупное землевла
дение дворянства вельможного, столичного — по связям
его с властным правительственным центром — и в Мало
россии и особенно в областях, захваченных в эпоху поль
ских разделов из состава бывшей Речи Посполитой. Раз
дача крупных населенных имений связывает материаль
ные фамильные интересы правящего общественного слоя
с завоевательной политикой центральной власти, разви
вает и питает в его среде воинственный, наступательный
патриотизм, а затем тенденцию к безусловному подчи
1 Ср. мою статью: Закрепощение в императорской России//Архив истории
труда. Пг., 1922. Кн. 4. С. 14—21.
1 С 1815 г. в России было 12 генерал-губернаторств и военных губерна
торств, не считая особого управления столиц, а такж е военных управлений
земли Войска Донского и К авказа.
148 нению присоединенных областей, с устранением их мест
ных «привилегий», общему для всего государства шаб
лону не только управления, но и землевладельческих, со
циально-экономических отношений.
Российскую империю строила дворянская, крепостни
ческая Россия. Но развитие внутренних сил страны тре
бовало уже иных, более сложных приемов, не укладывав
шихся в тяжкие традиционные рамки крепостного хозяй
ства и «крепостного устава». Закрепление за империей
черноморского юга принесло решительное углубление
и усиление тяги России к торговым связям с общеевро
пейским, мировым рынком. Конечно, подавляющее зна
чение Балтийского моря в русской внешней торговле
остается в силе в течение всей первой половины XIX в.
Но русская экономическая политика прибегает со вре
мен Екатерины II, с первых моментов утверждения
России в Черноморье, к ряду мер покровительства для
развития южного, черноморского торга. Сама колониза
ция края и систематическое его огосударствование, унич
тожение Запорожской Сечи, подчинение донского каза
чества военной администрации как иррегулярной боевой
силы, упразднение всяческой «вольности» на южных про
странствах империи — связаны не только с организацией
разработки местных почвенных богатств в привычных
формах крепостного хозяйства, но не менее — с насаж
дением в новоустрояемом крае гражданского порядка
и казенного благоустройства как основы для южных тор
говых путей и черноморской заграничной торговли. Им
ператорская Россия, еще Петром возведенная в ранг пер
воклассной европейской державы, усиленно стремится
сохранить, утвердить и развернуть это свое международ
ное значение, закрепляя его политические формы своей
внешней политикой и расширяя его хозяйственную базу
своей политикой экономической. Внутреннее развитие
страны тесно связано с этими ее внешними отношениями.
Возможно большее их расширение и углубление — неиз
бежный путь к росту ее производительных сил, ее мате
риальной и духовной культуры, в частности — расшире
ние торгового обмена. «Отпуск собственных произведе
ний, — говорил первый министр вновь учрежденного
в 1802 г. министерства коммерции граф Н. П. Румян
цев,— оживотворяет труд народный и умножает госу
дарственные силы». Открыть возможно шире для внеш
ней торговли Южный морской путь представлялось де
149 лом крайне заманчкЕым, особенно при тягостном для нее
испытании в континентальной блокаде (1807—1811),
когда и фактически несколько оживилось движение то
варов через южные порты, и сложились планы о порто-
франко для Одессы, Феодосии, Таганрога. С мыслью об
этих южных портах связывались планы об усилении
хлебного экспорта, который занимал весьма незначи
тельное место в тогдашней русской торговле, и даже об
активной роли России в торговом обмене между Евро
пой и азиатским Востоком. Весьма было министерство
торговли озабочено также усилением торга по сибир
ским путям с Китаем, созданием транзитной торговли со
Средней Азией и далее через нее с далекой Индией.
Невелики были результаты всех этих опытов, поры
вов и проектов, по крайней мере, для относительного ве
са России в мировом обороте; 3,7 процента — в начале
XIX в., 3,6 — в его середине: таковы цифры русской до
ли в этом обороте, по известным исчислениям Гулишам-
барова *. Сравнительно незначительным был и рост
русского вывоза за 25 лет александровского царство
вания 2. Русский торговый капитал и русская предпри
имчивость, им обусловленная, были слишком слабосиль
ны для такого размаха. Внешняя торговля остается пре
имущественно пассивной. Не имея своего торгового
флота, сколько-нибудь стоящего такого названия, Рос
сия не только на Балтийском море была по части транс
порта в руках иностранцев, преимущественно англичан,
но и на Черном обходилась греческими и турецкими су
дами, хотя бы часть их плавала под русским флагом.
Ведь даже в Азии русская торговля была почти целиком
в руках армянских, бухарских, персидских купцов.
Конечно, сугубо отражалось на русской торговле поч
ти монопольное вообще господство Англии в мировом
обороте. Единственная — в первой четверти XIX в. —
страна крупного машинного производства, Англия снаб
жала все страны своими изделиями. Для этой промыш
ленности ей нужен был обширный ввоз различного сырья.
А сырьем ее снабжала в значительных размерах, нарав
не с британскими колониями, Россия. Она же, также на
1 К ак н для конца XIX в., всего 3,4 %. См. статью: Внешняя торговляII
Знцикл. словарь/Брокгауз — Ефрон. Спб., 1899. Т. 64. (Р аздел «Россия»),
2 С 75 на 85 млн руб. золотом примерно. Цифры в ассигнациях — с 63
на 207 млн, приводимые Н. Н. Фирсовым в его очерке *Зарождение капита
лизма в первый приступ к революции в России в первой четверти XIX в».,—
зависят от падения курса и потому непоказательны. равне с колониями, являлась значительным рынком сбы
та произведений английской промышленности. В таком
обмене Англия даже не теряла, если торговый баланс
оказывался в пользу России: этим только увеличивалась
покупательная сила контрагента. По всему складу рус
ского социально-экономического быта этим контраген
том Англии было, преимущественно, русское крупное зем
левладение. Дворяне-помещики сбывали за границу про
дукты своего хозяйства, а из Англии получали сукно
и тонкое полотно, мебель и посуду, украшения быта
и писчебумажные принадлежности, всю обстановку бар
ской жизни. Зарождавшаяся русская фабрично-завод«
ская промышленность работала английскими машинами,
а свои полуфабрикаты сбывали опять-такн в Англию,
вывозившую, например, много русского железа, чтобы
сбывать на русском же рынке свои законченные изделия
Англомания, широко распространенная в высших слоях
русского общества начала XIX в., имела значительную
материальную основу — экономическую и бытовую —
в интересах, вкусах и привычках русского дворянства,
Подобно тому как в начале XVIII в. Голландия служила
образцом — почти воплощенным идеалом — страны с вы-
соким уровнем народного богатства, техники и экономя
ки, общественной и духовной культуры, так, и в ещ<*
большей мере, Англия стала, к исходу XVIII в., обето
ванным краем высокой культуры и политического благо
устройства для наиболее влиятельных, крупноземлевла-
дельческих групп руского дворянства. В той же сред®
весьма были популярны политические идеи Монтескье,
сквозь призму которых наши англоманы обычно смотре
ли и на английские учреждения. В применении новых по
литических представлений к русской деятельности боль
шую роль играло различение, согласно Монтескье, между
деспотизмом и монархией: задачей желаемого преобра
зования русского государственного порядка ставилось,
устранение «самовластия» и утверждение начал «истин
ной монархии», что означало, в их понимании, устране
ние личного произвола с подчинением действий верхов
ной власти основным действующим законам империи
(в том числе жалованной грамоте дворянству 1785 г., ко
торой его привилегии были утверждены «на вечные вре
мена и непоколебимо») под активным контролем Прави
тельствующего Сената, полномочия которого должны
быть также оформлены «основным» законом, а полита
151 ческое влияние усилено не только несменяемостью сена
торов, но и их избранием из состава «знатного сословия»,
не столько вообще дворянства, сколько его вельможных
слоев — правящих групп высшей дворянской бюрокра
тии. Этот своеобразный, весьма умеренный конституцио
нализм российских ториев был по заданиям своим глу
боко консервативен, имел целью закрепить в формах по
литической организации и «основного» законодательства
достигнутое в XVIII в. преобладание дворянства над го
сударственной властью и вводил в свою идеологию эле
мент некоторого формального ограничения самодержав
ной власти, отнюдь не пытаясь ослабить по существу эту
свою опору, пока она послушно обслуживает данные
классовые интересы; он был европеизированным на ан
глийский манер и с помощью французской теории о дво
рянстве как основе «истинной монархии», о парламен
тах как контрольном аппарате закономерности в деле
государственного управления (туг их роль переносилась
на Сенат), плодом традиций XVIII в., подобно тому, как
в начале века те же притязания искали опоры в усвое
нии форм шведской аристократической конституции.
Однако, нарастающее усложнение жизни обширной
страны повело значительно дальше брожение новых по
литических идей в русской правящей среде. Чем напря
женнее работала правительственная машина страны, во
влеченной в расширенный экономический и политический
оборот Европы, чем сложнее становились задачи управ
ления, государственного хозяйства и экономически раз
росшейся империи, тем ощутительнее становились ко
ренные противоречия между все нараставшими потреб
ностями обширного государства и дозревавшим в его
недрах вековым строем самодержавной власти и крепост
ного хозяйства. Несоответствие этим потребностям уров
ня материальных и культурных средств — эта неизбыв
ная, поистине трагическая черта всей русской историче
ской жизни — рано выдвинула тройственный лозунг
новой политики, новых исканий: торговлю, промышлен
ность, просвещение. Бесплодные, по существу, попытки
Петра I и Екатерины II «создать» на Руси сильную и ак
тивную городскую буржуазию, организовать из русских
посадских настоящий класс «третьего чину людей» бес
пощадно разбивались о крепостной уклад русского на
родного хозяйства; медленно нарастал сколько-нибудь
значительный торговый капитал на основе помещичьей
152 и крестьянской торговли; более крупные коммерческие
предприятия, ориентированные на заграничный сбыт,
искали опоры в крупных землевладельцах, если не были
прямо ими организованы, требовали казенной поддерж
ки в виде монополий и разных привилегий и попадали
в зависимость от иностранного купечества. «Оживотво-
рение труда народного» внешней торговлей, о котором
толковал министр коммерции, сказывалось постепенным
перерождением крепостного хозяйства в предприятие,
работающее на рынок, деятельным участием помещиков
и их оброчных крестьян («крестьян-капиталистов», как
означали их в некоторых барских конторах) в развитии
торговли и промышленности. Внешняя торговля ставила
русской промышленности ее наиболее устойчивые задачи,
ограничивая ее рост непосильностыо конкуренции с ино
странным ввозом, несмотря на покровительственную по
литику правительства. Русская промышленность росла
и крепла, с трудом пуская корни в крепостнической на
роднохозяйственной почве, сохраняя зависимость от го
сударственного и помещичьего хозяйств, которые и под
держивали и тормозили ее самостоятельное развитие.
В такой социально-экономической обстановке туго при
ходилось и государственным финансам; общая доход
ность народного хозяйства непрерывно отставала от рос
та их запросов; фискальный мотив определял в первую
очередь экономическую политику власти, искавшую рас
ширенной и более выносливой базы для государственно
го хозяйства, чем крепостническая сельскохозяйственная
экономика страны. Подъем материальных и культурных
ее средств до уровня западноевропейских стран стал за
ветной руководящей мыслью правительственной власти,
проникшейся идеалом «просвещенного абсолютизма»
и сознававшей себя передовой, творческой силой в отста
лой и косной общественной среде. Преобразовать эту
среду в «новую породу людей», пробудить ее силы разум
ным просвещением — казалось делом возможным и на
сущным; но и в этой сфере проектов и опытов создания
системы всенародного образования «от азбуки до уни
верситета включительно», как писала имп. Екатерина
одному из своих заграничных корреспондентов, на пер
вых же шагах пробуждалось сознание, что подобные за
теи утопичны без коренной перестройки всего социаль
ного фундамента империи.
Богатые возможности роста производительных сил,
153 разработка природных богатств страны, лежащих втуне,
развитие трудовой и творческой энергии населения, по
давленной порабощенностыо масс и косной распущенно
стью господствующего класса, представлялись благодар
ной задачей «просвещенного» правительства, вооружен
ного неограниченной властью для реорганизации сил
и средств страны на новых, более рациональных осно
ваниях. Но русские деятели, мечтавшие о такой широ
кой творческой деятельности правительственной власти,
скоро излечились — на примере Екатерины Великой —
от наивной веры в «просвещенного» государя-философа,
благодетеля человечеству. Мысль таких людей, передо
вых в правящей среде, пошла по пути конституционных
размышлений, близких к идеологии консерваторов-ан-
гломанов, но с иным, отчасти, уклоном в понимании
реальных задач преобразования. Это—люди более моло
дого поколения, сверстники Александра, из среды кото
рых составился и первый кружок его советников — зна
менитый «негласный комитет» первых лет его правления.
«Класс, который в России должен всего более при
влекать внимание, — пишет П. А. Строгонов по поводу
обсуждаемых в этом комитете преобразований, — крес
тьяне; этот многочисленный класс состоит нз людей, ко
торые в большей части одарены значительным разумом
и предприимчивым духом, но, связанные лишением прав
свободы и собственности, осуждены на прозябание и не
дают на пользу общества того вклада их труда, на ка
кой каждый из них был бы способен; они лишены проч
ного положения, лишены собственности». Так преобразо
вательная мысль, в поисках выхода из тягостного бесси
лия русских противоречий, неизбежно наталкивалась на
отрицание основ данного социального строя, на требова
ние свободы труда и собственности — перехода к бур
жуазному порядку, торжествовавшему свои победы в За
падной Европе. Столь же неизбежно наталкивалась она
и на отрицание самодержавия, на требование перехода
к конституционному строю. Тот же Строгонов в той же
записке так рассуждает о конституции: «Конституция
определяет признание законом прав нации и формы, в ко
торых она их осуществляет; чтобы, далее, обеспечить
прочность этих прав, должна существовать гарантия, что
сторонняя власть не сможет воспрепятствовать дейст
вию этих прав; если такой гарантии не существует, утра
чена будет цель этих прав, которая в том, чтобы препят
154 ствовать принятию какой-либо правительственной меры
в противность подлинному народному интересу». Стар
шему поколению так называемые «молодые друзья»
Александра казались слишком смелыми, так как шли,
по-видимому, дальше их в вопросах социальной рефор
мы и ограничения самодержавия. Но только — по-види
мому. И Строгонов основой русской «конституции»
признает установление сословных прав в 2 хартиях — жа
лованных грамотах дворянству и городам, а сводит кон
ституцию к охране приобретенных сословных прав уста
новлением определенного и неизменного порядка издания
законов, который устранил бы всякую возможность про
извола. Конечно, его мысль шире и идет дальше —
к определению и установлению сословных прав крестья
нства, на помянутых началах свободы и собственности,
однако, с безнадежной осторожностью, так как задача
состоит, по его мнению, в том, чтобы достигнуть этой це
ли «без потрясения, а без этого условия лучше ничего не
делать»; и поясняет: «Необходимо щадить владельцев,
довести их до цели рядом распоряжений, которые, не
раздражая их, произвели бы улучшение в положении
крестьянства и довели бы его с незаметной постепенно
стью до намеченного результата». Такая безнадежная
связанность правящей среды с интересами господствую
щего сословия делала ее беспомощной перед задачей
сколько-нибудь широких преобразований. Интересы,
с возможно широким удовлетворением которых были по
существу связаны весьма реальные потребности государ
ственной жизни, — интересы торговли, промышленности
и просвещения, — имели лишь весьма ограниченную
и притом искаженную в условиях крепостного строя об
щественную опору. Получался неисходный «ложный
круг»; задачи, представлявшиеся очередными и насущ
ными, требовали перестройки социальной основы всего
государственного здания, а разрешимы были только на
обновленной, переродившейся в существенных интере
сах своих общественной почве. Обычный парадокс кри
тических периодов исторической жизни.
В такие моменты особым кредитом пользуется иллю
зия всемогущества государственной власти. Недаром
Карамзин писал имп. Александру в известной своей ано
нимной записке: «Народы всегда будут то, чем угодно
правительству, чтоб они были»; топорно и упрощенно он
выразил мысль XVIII в. — идею «просвещенного» абсо
153 лютизма. Век «великих преобразователей», активной эко
номической и просветительной политики, обслуживав
шей подъем буржуазных сил и буржуазных форм обще
ственных отношений, повсюду ставил монархическую
власть в противоречие с традициями безусловного клас
сового господства дворянства, но нигде не довел этих
противоречий до полного разрыва с прошлым, до пол
ного преображения всего строя без революционной
встряски. Покровительством развитию торговли и про
мышленности правительственная власть вскармливала
в недрах старого режима новые общественные силы,
вводила в круг своих мероприятий элементы крестьян
ской реформы, содействуя процессу приспособления по
мещичьего землевладения к новым условиям торгового
обмена и производства, ускоряя этот процесс под дав
лением государственных интересов, требовавших новой
социально-экономической базы для своего обеспечения.
В России эти внутренние противоречия старого режима
были вскрыты для правящей среды в Екатерининскую
эпоху. Сознательная продолжательница дел Петра Ве
ликого, Екатерина капитулировала в своей политике пе
ред дворянским засильем. Сын ее не хотел быть «дво
рянским царем». Неумело и суетливо пытался он, в по
рывах нервического личного деспотизма, пробить брешь
в крепости дворянских привилегий, свод которых дворя
не зачисляли в состав «основных» законов империи, про
бовал властно вмешаться в отношения помещиков
к крестьянам, всех сравнять в одинаковом бесправии пе
ред своей самодержавной властью, по формуле: «У меня
велик только тот, с кем я говорю и пока с ним говорю».
Этот «принцип» (а это был принцип) нашел яркое вы
ражение в уродливых и жестоких формах гатчинской во
инской дисциплины, которую Павел пытался распрост
ранить и на двор свой, и на весь быт Петербурга, и, по
возможности, на всю свою империю. Его планы государ
ственного преобразования проникнуты крайней напря
женностью державного своевластия, не связанного обя
зательными формальностями и действующего через
рабски послушных доверенных лиц, по своей царской ми
лости и царской справедливости, по личному усмотрению
венценосца. От подчиненных властей Павел требует
строгого исполнения законов, но сведенных к «высочай
шим повелениям» и зависимым от перебоев личного на
строения властителя. Милитаризируя и придворный быт,
156 и все управление, Павел в новой форме воскрешал ста
родавнее, средневековое, личное, вотчинное властвова
ние; оно лишь обострено слиянием с военным командо
ванием по прусскому образцу. Недаром Павел в конце
концов увлекся Наполеоном, с которым готов был раз
делить власть над Европой: ему Наполеон был понятен,
как правитель, утверждавший, что «править надо в бот
фортах». Многое в личности и действиях Павла может
быть предметом индивидуальной патологии. Но общее
содержание его правительственной деятельности ярко
отразило парадоксальность положения русской импера
торской власти к исходу XVIII в. Попытка выйти из по
ложения, при котором «дворянство через правительство
управляло страной», расшатывала социальные корни
самодержавия, не давая ему другой общественной опо
ры. Увлечение его своим самодовлеющим значением об
острено и омрачено свежей памятью о ряде дворцовых
переворотов, когда престол стал игрушкой гвардейских
сил дворянства. Для Павла «основные» законы империи
сводились к закону о престолонаследии и положению об
императорской фамилии. Самодержавие выступило при
нем в полном обнажении своей сущности, несовместимой
ни принципиально, ни практически с утопией «истинной
монархии», примиряющей монархический абсолютизм
с кое-какими конституционными гарантиями правового
государства.
Дворянский конституционализм на рубеже XVIII—
XIX вв. не шел дальше осторожного упорядочения дея
тельности верховной власти установлением некоторых
гарантий законности ее действий. Его предпосылкой бы
ло сохранение всей полноты государственного абсолю
тизма в руках монарха и высших правительственных уч
реждений, сопричастных делу законодательства и вер
ховного управления. Сперанский метко вскрыл коренное
противоречие этой мысли в проекте 1803 г., определив
задачу преобразования как сохранение самодержавия,
только прикрытого формами, относящимися к иному,
т. е. конституционному, порядку. Мотивы, которые вели
политическую мысль этих поколений, заработавшую по-
новому под влиянием знакомства с западными теориями
и западной практикой, к такому уклончивому результа
ту, были различны у разных групп. Острая память о не
давно пережитой пугачевщине побуждала к усилению
центральной власти и ее полицейско-административныж
157 сил как опоры помещичьего господства и того процесса
закрепощения масс по окраинным областям, который
был реальной основой всего государственного строитель
ства империи. С другой стороны, брожение преобразова
тельных идей в правящей среде вызывало в одних груп
пах стремление связать верховную власть «основными»
законами дворянского господства, а в других — органи
зовать ее работу, не оставляя ее самостоятельности в де
ле необходимых преобразований, вне тормозов дворян
ского консерватизма, но в то же время с гарантией
умеренности и постепенности реформ, чтобы избежать
«потрясения» и охранить интересы землевладельческого
класса. Дальше этих оттенков не шли разногласия
в среде влиятельных групп начала XIX в., нашедшие
наиболее яркое выражение в борьбе между старшим по
колением вельможных сенаторов и «негласным комите
том» молодых друзей — советников Александра I за пер
вые годы его правления. В лице имп. Павла державная
власть резко противопоставила всем подобным тенден
циям утверждение своей «абсолютности» и ищет опоры
в безусловной покорности бюрократических органов
управления и безгласной, дисциплинированной в суровой
муштровке воинской силе.
Павел погиб 11 марта 1801 г. под ударами придвор
ной и гвардейской среды, раздраженной не только его
личным самодурством, но и порывистыми проявлениями
его власти в делах внутренней и внешней политики, кото
рые грозили серьезной опасностью существенным инте
ресам господствующего класса. На престол вступил
молодой император, воспитанный в самой гуще накопив
шихся противоречий, под перекрестным действием раз
нородных течений и влияний. Он получил весьма слож
ное наследство как во внутренних отношениях правящей
среды, так и в общем состоянии государственных дел
и в международном положении России.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.
Попередня: Александр I
Наступна: 2. Между Петербургом и Гатчиной