Наполеон, заново переживая былые деяния свои на
глухом островке в дальних водах Атлантики, подвел им
итог в широкой мысли о будущих судьбах Европы.
Его целью, так пояснял он своему секретарю Лас-Ка-
зесу, было сконцентрировать народные массы Европы,
искусственно разделенные на множество политических
единиц, и составить из крупных наций европейскую фе
дерацию, с общим конгрессом, по американскому об
разцу или по типу древнегреческой амфиктионии, для
решения общих дел и охраны общего благосостояния.
229 Эта европейская федерация была бы объединена не
только внешними, политическими связями, но также
«единством кодексов, принципов, воззрений, чувств и
интересов», единством правового строя и духовной куль
туры. Он высказывал при этом уверенность, что рано
или поздно такая организация Европы возникнет «си
лой обстоятельств». «Толчок дан, — говорил он, — и я
не думаю, чтобы после моего падения и крушения моей
системы могло существовать иное равновесие Европы
вне концентрации и конфедерации крупных наций».
А Чарторыйский еще в 1806 г. характеризовал полити
ческие планы Наполеона как «федеративную систему,
сторонником которой он себя провозглашает с некото
рых пор и которая превращает его союзников в васса
лов Франции, так что образует одну огромную импе
рию, будущие размеры которой никто не в состоянии
пока определить». Эта «великая федерация» под воен
ной диктатурой Бонапарта должна была получить проч
ную спайку однообразной организацией управления,
господством эгалитарно-индивидуалистического права
французского гражданского кодекса, единством эконо
мической политики в пределах континентальной системы
и повсеместным распространением рационального про
свещения французского типа. В характерном для него
сознании своей зависимости от хода самой жизни и со
здаваемой ею «конъюнктуры обстоятельств», которую
было бы безумно «скручивать» (tordre) применительно
к построенной системе, Наполеон переживал свои
стремления как отклик деятельной воли на объектив
ное течение событий, свои планы, как осмысление его
основных тенденций. Быть может, дальнозоркий видел
слишком даль будущего, быть может, утопичной была
не эта отдаленная перспектива. Но несомненной утопи
ей было представление о путях и средствах достижения
конечной цели, о ее близости и о тех основах, на кото
рых ему мыслилась «европейская федерация». На деле
это была федерация под диктатурой, административное,
экономическое, культурное объединение под господст
вом — французских властей, интересов французской
промышленности и торговли, даже французской школь
ной системы и французской цензуры.
Наполеон сильно преувеличивал устойчивость зало
женных им основ. Не он, впрочем, один. Широкие об
щественные круги и выдающиеся общественные деяте
230 ли ожидали всеобъемлющего преобразования европей
ской политической системы, прочных гарантий общего
мира, — чуть не «возвращения золотого века», по иро
ническому замечанию цинично-умного Фридриха Гент-
ца, меттерниховского сотрудника по части сокрушения
таких иллюзий. Однако и Гентц полагал, что постанов
ления Венского конгресса имеют значение для подго
товки мира к более совершенной политической органи
зации.
Венский конгресс принес много разочарований.
9 июля 1815 г. подписан его заключительный акт, кото
рым закреплены разные реставрации и переделы, плод
деловых соглашений между великими державами, бес
принципные итоги «трезвой» политики, одинаково сво
бодной и от романтического увлечения феодальной
стариной, и от новых идей политического либерализма
или национальных самоопределений.
Александр не мог принять Венских трактатов за
подлинную основу нового устройства Европы. Это для
него — только внешние, условные соглашения. Он ищет,
по-своему, пути к устойчивому объединению Европы —
на иных, однако, основах, чем те, какие рисовались во
ображению Наполеона. Те, французские основы, насле
дие революции и орудие Наполеона, сулят миру новые
потрясения и должны быть подавлены. Союз великих
держав скрепляется заново парижским договором 20
ноября 1815 г. для этой цели. Дело коалиции еще не ис
черпано, так как, по мысли этого трактата, «пагубные
революционные правила, кои способствовали успеху
в последней преступной узурпации, могут снова под
другим видом возмутить спокойствие Франции, а через
то угрожать и спокойствию прочих держав»; поэтому
четыре коалиционные державы решили не только немед
ленно условиться о мерах для охраны «общего спокой
ствия Европы», но и согласились возобновлять в опре
деленные сроки совещания или самих государей, или
полномочных министров о «важнейших общих интере
сах» и мерах, какие признаны будут нужными для «ох
раны спокойствия и благоденствия народов и мира
всей Европы». Франция взята была под строгий и бди
тельный надзор. Оккупационная армия держала ее под
стражей, конференция иностранных послов в Париже
следила за действиями правительства Людовика XVIII
и ходом французской общественной жизни, обращалась
231 км
к его министрам с советами и указаниями, настойчиво
п требовательно. Задача была в том, чтобы укрепить
во Франции «порядок», обеспеченный строем конститу
ционной монархии. Для Александра тут — испытание
консервативной силы законно-свободных учреждений:
сдержать обе крайности — разгул реакции и новый
взрыв революции, — наладить мирное существование
буржуазной монархии, такова программа. Александр
хотел бы придать ей общий, европейский характер, зна
чение основы для замирения взбаламученных нацио
нальных и социальных страстей. Проявления резкой,
непримиримой реакции, которые все нарастают и во
Франции, и в других странах, представляются ему не
менее опасными для мира всего мира, чем выступление
революционных сил. Он ищет компромисса в умерен
ном монархическом либерализме «октроированной»
хартии, в половинчатом конституционализме, понятом
как прием монархического управления.
К этому времени слагается у Александра свое осо
бое представление и о той духовной основе, которая
долл<на сменить традиции Великой революции иной
культурной атмосферой, иным мировоззрением, господ
ство которого обеспечит мирное и властям покорное со
стояние общества. Буржуазный либерализм сходился
с реакционным клерикализмом в отрицании принципов
революции, хотя и по разным основаниям. Если для
де Местра в этих принципах проявляется дух сатанин
ский, то для Бентама они — ложные выводы из оши
бочных предпосылок. Но не эти отрицания — роман
ские и английские — дали новую опору идеологии Алек
сандра, а немецкий романтизм в его политическом
применении, в том возрождении средневековых понятий
о государстве, которое, несколько позднее, нашло себе
законченное выражение в политических теориях Луд
вига Галлера и Адама Мюллера. Еще ранее союзного
трактата — именно в сентябре 1815 г. — Александр
подписал вместе с австрийским императором и прус
ским королем знаменитый «Акт Священного союза».
Этот акт выражал «непоколебимую решимость» участ
ников союза руководствоваться в управлении государ
ствами и в международных отношениях — заповедями
святой веры, «вечным законом Бога Спасителя», так
как применение этих заповедей отнюдь не должно ог
раничиваться частною жизнью, а, напротив, должны они
232 ■гг
«Непосредственно управлять волею царей» и всеми их
Лічіннями. Таков принцип, в котором — единственное
средство утвердить «человеческие постановления» на
прочном основании и «восполнить их несовершенства».
Примкнувшие к союзу монархи будут впредь «соедине
ны узами действительного и неразрывного братства»,
признавая себя «как бы единоземцами», а своих под
данных — «как бы членами единого народа христиан
ского». А внутри своих владений государи будут уп
равлять «подданными и войсками своими», как «отцы
семейств». А этим подвластным, так характерно поде
ленным на подданных и армию, рекомендуется «с неж-
нсіішим попечением» одно: «Со дня на день утверждать
ся в правилах и деятельном исполнении обязанностей»;
деятельно упражняться в исполнении обязанностей,
♦ преподанных Божественным Спасителем», чтобы на
слаждаться миром, который создается доброй совестью
и один только прочен.
Этот акт вызвал своим странным стилем и необыч
ным содержанием немало недоумений. Кто отнесся к
нему как к бессодержательной болтовне (таково было
первое впечатление, например, Меттерниха), а кто —
и с большой опаской. В ном увидали попытку возро
дить старинную идою союза всех сил христианской Ев-
роїи.і против мусульманского Востока, прямую угрозу
‘Гурпии, і ем более что Александр возбуждал на Венс
ким к <пгроесс вопрос о вмешательстве европейских дер
жан па защиту христианских подданных султана, осо
бенно сербов, от «турецких зверств» во имя «священно
го закона» — этого палладиума политического порядка,
по имя которого «вожди европейской семьи» постано
вили отмену торговли неграми и борьбу с нею всеми
международными силами. Пришлось Александру офи
циально разъяснять, что акт Священного союза чужд
агрессивных задач. Ближе к реальному содержанию
этого акта было опасение, что в нем звучит прямая уг
роза для стремления народов к национальному самооп
ределению, так жестоко поруганному в постановлениях
Венского конгресса, и для всяких порывов к политиче
ской свободе, которым тут противопоставлялась пат
риархальная власть монархов. Действительно, отрица
ние национального принципа выдержано тут весьма оп
ределенно: акт Священного союза знает только одну
нацию — «христианскую», он по идее своей космополи-
233 тичен на религиозной основе. Столь же определенно
отрицание общественной самодеятельности и полити
ческой активности населения: в составе «христианской»
нации он видит только носителей власти и их поддан
ных, вне «частной жизни» признает только «волю ца
рей».
Акт Священного союза написан рукою Александра
и получил некоторое значение только благодаря ему,
как его личное дело. Поэтому естественно, что и объяс
нить этот акт пытаются из личных настроений Александ
ра, причем его содержание представляется обычно
настолько противоречащим всему воспитанию Александ
ра и всему его мировоззрению молодых лет, что тут на
ходят черты какого-то перелома во всей его психике.
.Чтобы иметь какой-нибудь опорный пункт при решении
вопроса о том, как это воспитанник Лагарпа стал «ми
стиком», приводят рассказ о том, что осенью 1812 г.
императрица Елизавета Алексеевна впервые дала ему
в руки Библию, в текстах которой он стал искать уте
шения от тяжелых переживаний, особое значение при
дают его мистическому флирту с баронессой Крюднер,
которая выступает его нимфой Эгерией, вдохновитель
ницей Священного союза и т. п. Во всем этом много лю
бопытного для подробной личной биографии Александ
ра. Но типические черты его деятельности и его воз
зрений едва ли выяснимы анекдотическим методом,
а натура Александра, способная к большим колебани
ям, едва ли обладала тою мощною цельностью пережи
ваний и глубиной увлечений, какая необходима, как
психологическая предпосылка, для внезапных и потря
сающих коренных перерождений всего мировоззрения
и мироощущения. Во всяком случае, исторически суще
ственно отметить прецеденты той идеологи — церковно
политической и теоретической, — которая отразилась
в акте Священного союза. А таких прецедентов было
немало и на русской почве. Их влияние подготовило
Александра к тому направлению мысли, которое офор
милось в нем под воздействием немецкой реакционно-
пиетической атмосферы, столь сильной в близком ему
Берлине.
Не следует, прежде всего, упускать из виду, что акт
Священного союза был политическим манифестом и
что Александр был, прежде всего, политиком, чьи рели
гиозные «искания» неотделимы от политических планов.
234 Пссь так называемый «мистицизм» Александра ело*
жился в обстановке сложной политической борьбы,
и, каковы бы ни были его личные, интимные пережива
ния, их направление и результаты определялись, по су
ществу, условиями политического момента, которыми
ему необходимо было овладеть.
Представление о религии как одном из орудий вла
ствования над общественной массой, о церковной орга
низации как органе государства в управлении страной
унаследовано им от XVIII в. Такое назначение церкви
в государстве получило твердую постановку в синодаль
ной реформе Петра Великого, который, в значительной
мере под прямым влиянием протестантских воззрений
на роль светской власти в религиозном быту населения,
окончательно ввел церковное управление в ряд прави
тельственных учреждений империи. А эта петровская
церковная реформа получила полное свое развитие имен
но в начале царствования Александра I, с тех пор как
он назначил своего статс-секретаря кн. А. Н. Голицына
на должность синодального обер-прокурора и сделал
его своим докладчиком по церковным делам. «Царский
наперсник» — вопияли тогда церковные иерархи —
стал править всеми делами церкви, и «все утихло, а дух
монарха водворится в Синоде». Александр обсуждал
с Голицыным и Сперанским планы коренных преобразо
ваний н русской церкви, с целью поднять положение
белого духовенства, освободить его от зависимости по
отношению к прихожанам, поднять его материальное
обеспечение и уровень его образования. Реформа
духовных училищ проведена Голицыным и Сперанским
вне влияния Синода, а заведование ими возложено на
особую комиссию; состав самого Синода определялся
очередными вызовами архиереев, по представлениям
обер-прокурора, т. е. в полной зависимости от него.
Бюрократизация церковного управления захватила не
только «ведомство православной церкви», но также «ино-
славных» — с учреждением в 1810 г. главного управ
ления духовных дел иностранных исповеданий, под ве
дением того же обер-прокурора. Это делало его органом
государственного управления не только господству
ющей церковью, русской и православной, но религиоз
ным бытом населения вообще. Так еще в первой поло
вине царствования Александра были заложены основы
всей его дальнейшей церковной политики. Принцип
235 этой политики — вероисповедный индифферентизм госу
дарства. Его крайним организационным выражением
явилось учреждение в 1817 г. министерства духовных
дел и народного просвещения (в соответствии такому
же министерству царства Польского), первый департа
мент которого делился на 4 отделения: 1) по делам
греко-российского исповедания, 2) по делам исповеда
ний римско-католического, греко-униатского и армяно-
григорианского, 3) по делам всех протестантских испо
веданий и 4) по делам еврейским, магометанским и всех
прочих нехристианских религий.
Вероисповедный индифферентизм был, прежде все
го, принципом полицейского государства. Власти прос
вещенного абсолютизма, подчиняя себе организацию
всего быта подчиненного населения, в частности и на
родного просвещения, видели в разноголосице испове
даний лишь досадное препятствие для планомерного
воспитания общества, согласно своим предначертани
ям, а в их суетливых раздорах — ненужное и вредное
нарушение общего успокоения на полной покорности
государству. Но дело не только в этом. В духовной
культуре русского общества накопилось к началу XIX в.
немало веяний, которые вели к тому же результату. Ра
ционализм с его учением о «естественной» религии,
единой, в основе, для всего человечества, и с его преодо
лением теизма в пользу отвлеченного философского де
изма сходился с реакцией в пользу прав «чувства и ве
ры» и с масонством, искавшим самоусовершенствова
ния «на стезях христианского нравоучения», но при
освобождении людей «от предрассудков их родины и ре
лигиозных заблуждений их предков», от фанатизма и
суеверия, от всех причин международной вражды, ка
кие мешают слиянию человечества в «одно семейство
братьев, связанных узами любви, познания и труда».
Александр вырос в атмосфере не только екатеринин
ского двора, вольнодумного и рационалистического, но
и гатчинского дворца, с его симпатиями к масонству,
его немецкой, не чуждой пиетизма закваской. Его друг
А. Н. Голицын, ставший из светского вольнодумца ре
лигиозным человеком в годы своего обер-прокурорства,
однако, не втянулся в православную церковность, но
признавал, что все исповедания, все религии и секты —
«явления одного и того же духа Христова».
Характер того религиозного просвещения, которое
236 Александр готов был признать основой желательной
л.пн него общественности, хорошо выражало «Библей
ское общество» — международная организация для
рпопространения Священного Писания. В январе 1813 г.
отделение этого общества открыто в Петербурге и затем
развернуло свою деятельность по провинции. Показа
тельны для него и состав первого собрания, и определе
ние его назначения. Для общего религиозно-просвети
тельного дела сошлись в доме А. Н. Голицына: два
православных иерарха, ректор духовной академии, ду
ховный цензор, католический митрополит, три пастора
п несколько светских лиц, а задачу свою — распростра
нение Библии — они поясняли тем, что в чтении этого
Священного Писания «подданные научаются познавать
свои обязанности к Богу, государю и ближнему, а мир
и любовь царствуют тогда между вышними и нижними».
Это не было списано с акта Священного союза, а ему
предшествовало почти на год.
Существенно также вспомнить, что сохранился до
кумент, собственноручно писанный Александром еще
в 1812 г., если не ранее, свидетельствующий о весьма от
четливом и продуманном его знакомстве с мистической
литературой. Это — записка «О мистической словесно
сти», составленная им для сестры, Екатерины Павловны.
Тут писания мистиков, литература «внутренней церк
ви», распределены на три разряда, по степени переве
са и них «отвлеченных теорий» или практического нра
воучения, с решительным предпочтением тех, которые,
не предаваясь никаким теориям, занимаются единствен
но «нравственным образованием». Явно, что Александр
немного нового мог узнать из общения с баронессой
Крюденер и другими адептами мистических учений.
Он вступил в 1813 г. на европейскую сцену с достаточно
определенным отношением к тем религиозным течениям,
какие его там встретили. Где же источник такой осве
домленности Александра в мистической литературе?
Вспомним, что это — та самая литература, изучением
которой занят с 1804 по 1810 г. Сперанский, пользуясь
библиографическими указаниями Лабзина, притом
в тех же французских переводах, какие известны Алек
сандру. Вспомним, что это — годы близости Александ
ра со Сперанским, их долгие беседы над прочитанными
книгами, и трудно будет допустить, чтобы такое совпа
дение было случайным. Самое отношение записки Алек
237 сандра к разным авторам-мистикам с уклоном от под
линного мистицизма к практическому нравоучению, как
и методичность классификации, живо напоминает мане
ру Сперанского, тот рационализм, ту систематичность
и ту логическую отчетливость, которые он вносил всю
ду, в том числе и в свои занятия мистической литерату
рой. Не мистика, в точном смысле, привлекала обоих,
а религиозно-нравственная основа этой литературы,
причем Сперанский, прочитав в ссылке акт Священного
союза, узнал в нем осуществление своего давнего «ме
чтания о возможности усовершенствования правитель
ства и о приложении учения Богочеловека к делам об
щества», мечтания, эпоху приложения которой он счи
тал «еще всегда отдаленной!» *.
Подчиняя крепче прежнего русскую церковь своей
правительственной власти и сооружая в то же время
широкую систему правительственных учебных заведе
ний, Александр приобретал два крупнейших орудия для
укрепления ^одной из основ «силы правительства» —
воспитания «в своих видах» русского общества. В эпоху
первых своих исканий на путях к широким преобразова
ниям он увлекся было пропагандой тех либеральных
идей, какими сам был занят, но разочарование в воз
можности разыграть роль самодержца-благодетеля,
который ведет подвластное население к общему благу
по своей мысли, при сознательном сочувствии поддан
ных, пробудило иные инстинкты самодержца, стремле
ние к переработке общественных воззрений и настрое
ний, «согласно с видами правительства», принимает
совсем иной уклад. К вольнодумному рационализму
XVIII в. Александр усвоил и сохранил отрицательное
отношение с юных лет, с ним он связывал ту распущен
ность, которую так жестко осуждал в екатерининском
обществе. Это суждение он сохраняет и позднее, по ад
ресу русского высшего дворянства. «К сожалению, —
говорил он в 1812 г., — лишь немногие из окружающих
меня лиц получили надлежащее воспитание и отлича
ются твердыми правилами, двор моей бабки испортил
воспитание во всей империи, ограничив его изучением
французского языка, французского ветрогонства и по-
1 Ср. мою статью: Идеология Священного союза//Анналы. Пб„ 1923. № 3.
С. 72—81. В письме к Р. А. Кошелеву, масону, Александр упоминает (в ян
варе 1813 г.), что он уже несколько лет ищет пути, на который всту
пил, и их сдуховные» беседы относятся, по меньшей мере, к началу 1811 г.
238 ■
I I – к ов и, в особенности, азартных игр». Светская дво
рянская культура, русско-французская, представлялась
ему в лучшем случае пустой, в худшем — опасной и в
обоих — развращенной до корня. Но не менее чужд ему
русский консерватизм — националистический, дворянс
кий, православно-церковный, как и на Западе ему чуж-
дм реакционный аристократизм и католический клери
кализм роялистских кругов Парижа и Вены. Зато креп
ки его прусские симпатии — в прусской дисциплине,
г аполитизме пиетистических кругов немецкого мещан
ства, в монархизме протестантского юнкерства находит
он отражение тех устоев «порядка» и «мирного благопо
лучия», каких ищет.
Два течения в германском протестантизме привлек
ли сочувственное внимание Александра, как пригодные
для идеологического увенчания и практического укреп
ления возводимой им политической системы: разложе
ние догматики и подчинение религиозной общественнос
ти светским властям. Корни обоих исконные — в самой
сущности Реформации XVI в. Протестантский идеал
субъективной религиозности искал у светской власти
защиты от деспотизма духовной иерархии, какой бы то
пи было, что неотделимо от падения силы авторитетной
догмы. В развитии сектантства — естественного продук
та Реформации — разлагалось значение церкви как об
щественной и политической силы, разлагалась и ее иде
ология, иоилощенная в догматах и в организованном
культе. Протестантские круги отдавали «епископскую»
класть в руки светского государства, в расчете купить
на эту цену полную веротерпимость при равнодушии
власти к различиям исповеданий. От христианской ре
лигии оставался только «закон Христов» — стремление
жить по нравственным заповедям Евангелия, без всяко
го противопоставления церковной общественности свет
скому государству. А такой скромной (в политическом
смысле) религиозностью государственная власть весь
ма даже дорожила, как надежным средством против
распространения революционных идей и настроений.
Благочестие — залог законопослушности, а неверие,
по отзыву Александра, — «величайшее зло, которым
надо заняться», чтобы его искоренить.
Акт Священного союза не был случайным явлением,
которое было бы вызвано теми или иными личными пе
реживаниями Александра или сторонними влияниями на
239 него. Идеология этого акта была подготовлена опреде
ленными течениями мысли на русской почве и в то же
время имела опору в традициях и отношениях немецко
го культурного мира, с которым Александр вошел в тес
ное общение. Она указывала ему ту общественно-пси
хологическую почву, на которой, будь она реальна, он
мог бы осуществить свои политические планы. Она со
блазняла его своей мнимой широтой, соответствующей
размаху его интернациональных планов, и своей гаран
тией политической благонадежности общественной мас
сы. Де Местр передает свою беседу с Александром по
поводу «христианской конвенции», как он называет акт
Священного союза, вскоре после его появления. Он
спросил Александра, не добивается ли тот «смешения
всех вероисповеданий»? И получил такой ответ:
«В христианстве есть нечто более важное, чем все веро
исповедные различия (и в то же время он поднял руку
и обвел ею кругом, словно строил собор всеобщей церк
ви): вот вечное. Начнемте преследовать неверие,
вот — в чем величайшее зло, которым надо заняться.
Проповедуем Евангелие, это довольно великое дело.
Я вполне надеюсь, что когда-нибудь все вероисповеда
ния соединятся, я считаю это вполне возможным, но
время еще не пришло». Такова «химера», по выраже
нию де Местра, которая должна была лечь в основу
братского единения всех правительств и покорных им
смиренномудрых народов в Священном союзе.
Александр пытался сделать идеологию Священного
союза принципиальной основой «европейской федера
ции». Все христианские правительства Европы были
призваны присоединиться к «христианской конвенции».
Дело не вполне удалось. Правитель Англии, принц-ре
гент, уклонился от официального признания акта, ссы
лаясь на неодолимые конституционные препятствия, на
невозможность представить подобный акт парламенту,
и ограничился личным письмом, в котором выражал
готовность содействовать влиянию христианских истин
на утверждение мира и благоденствия народов. Рим
ский папа, глава католической церкви, также отклонил
приглашение примкнуть к Священному союзу. В Риме
теократическая окраска «христианской конвенции» не
могла не вызвать возмущения, как попытка Александра
выступить в роли главы (хотя бы и не единоличного, а
триединого) и руководителя христианского мира от име
240 ни божественного провидения, да еще на некатоличе
ской религиозной основе. Недаром представитель
папского престола на Венском конгрессе, кардинал Кон-
сальви, заявил, при заключении конгресса, торжествен
ный протест против отказа держав восстановить тра
диционный «центр политического объединения» Ев
ропы — католическую Священную Римскую империю.
В скором времени римская курия еще яснее убедилась,
насколько политика Александра, построенная на нача
лах подчинения церкви государству и превращения ре
лигии в орудие политической дисциплины, противоре
чит принципам и интересам католической церкви: на
возражения папы против его церковно-административ
ных мероприятий по управлению «иностранными испо
веданиями» в России Александр ответил в личном пись
ме к Пию VII указанием на свою твердую решимость
устранить всякое вмешательство в эти вопросы со сто
роны власти, «не совместимой с системой покровитель
ства, единения и братства, под знаменем которой мир
но существуют все христианские церкви на всем про
странстве России».
«Императором Европы» прозвали Александра патри
отически настроенные русские люди с укоризной за то,
что он поглощен в годы «эпохи конгрессов» европей
скими делами, фактически отстранившись от прямого
управления Россией, которое оставил на Комитете ми
нистров под руководством Аракчеева. А сам Александр,
на широкой европейской арене, ищет применения своих
планов переустройства Европы на им намеченных осно
вах, чтобы затем вернуться к преобразованию своей
империи на тех же началах, которые казались ему га
рантией мира, гражданского и международного. Наме
тив содержание своей политической и духовно-куль
турной программы в акте Священного союза и пытаясь
придать ей значение международной, общепринятой ди
рективы, он не считает ее реакционной, так как обма
нывает себя мыслью, что она согласима с господством
умеренного конституционализма как формы сотрудни
чества сильной монархической власти, патриархальной
по духу и либеральной по приемам, с народным пред
ставительством благодарного и скромного в своем
благонамеренном благочестии населения. Он как бы
предвосхищает сентиментальную формулу славянофи
лов о единении царя с народом при разделе между ни-
16-482 241 ми функций: царю — сила власти, народу — сила мне
ния. То же начало единодушия и мирного единения
стремится Александр провести в организации европей
ских международных отношений.
Тут мысль его в том, чтобы расширить и упрочить
организацию союзной власти, намеченную Парижским
союзным трактатом от 20 ноября 1815 г., до размеров
и устойчивости органа международной федерации ей*
ропейских держав. Предположенные там периодические
конгрессы должны принять в свой состав представите
лей всех держав «христианской Европы» и получить
широкую компетенцию в улаживании и предотвращении
международных конфликтов, в борьбе с непорядками
и бедствиями международного значения, а их совеща
ния должны стать средством объединения внутренней
политики всех государств на общих началах Священно
го союза. Властная гегемония четырех коалиционных
держав должна перейти в «братский и христианский
союз» всех. Гегемония сильных не может дать прочную
гарантию общего мира. Она навлекает упрек в новом
захвате «всемирного владычества» союзом четырех
держав и рискует повторить историю Наполеона, с од-‘
ной стороны, и освободительных войн и национальных
восстаний — с другой, когда государства, оставшиеся
вне этого союза, заключат для самозащиты новую коа
лицию. Общему миру грозят две опасности: революция
и насилие завоевателей. Это, по пониманию Александ
ра и советников, разрабатывавших его мысли (теперь
эта роль выпала на долю преимущественно Поццо ди
Борго), две родственных силы: «Ведь каждая револю
ция, — рассуждают они, — будучи олицетворенною,
есть не что иное, как завоеватель, посягающий на закон
ную собственность и право, государи-завоеватели, равным
образом, — не более не менее как революция, покрытая
королевскою мантиею». Александр, в увлечении паци
фистской своей мечтой о всеобщем умиротворении,
ставит за одну скобку и революцию, и реакцию, и между
народные захваты, ведущие к борьбе коалиций. Обще
му спокойствию Европы угрожают опасности от рево
люционеров и от самих правительств, поскольку они
держатся прежней политики — произвола во внутрен
нем управлении и сепаратных союзов в международ
ных отношениях. Такую теорию всеобщего мира внесло
русское правительство па первый же европейский кон-
242 гросс (в Аахене, осенью 1818 г.). Тут представители
России отстаивали идею «всеобщего союза», который
лмменил бы союз четырех, и «всеобщей гарантии» уста
новленного в Европе порядка. Тут и потерпела свое
первое и решительное крушение излюбленная утопия
Александра. «Союз» был только тем расширен, что в не
го была официально включена Франция: тетрархия
стала пентархией, и только. Да и то весьма условно:
недоверие к прочности бурбонского режима и опасение
перед возможностью новых взрывов французской рево
люционной и национальной энергии побудили 4 держа
ны «секретно» подтвердить свой особый союз 1815 г.
«на случай войны с Францией». Весьма платоническим,
как показал дальнейший ход событий, оказалось про
веденное Россией постановление конгресса, ограничи
вавшее международный деспотизм пентархии, о том,
что вопросы, касающиеся других держав, стоящих вне
основного союза, могут быть поставлены на обсуждение
конгресса не иначе как по формально заявленному же
ланию их самих и при их участии. Александр видел
п этом шаг к утверждению за конгрессами значения
высшего учреждения, направляющего ход мировых
отношений к охране «порядка и справедливости» в миро
вом масштабе, притом без нарушения «законного су
веренитета» каждой страны, без насильственной интер
венции в ее дела. Но чем шире развертывалась пробле
ма организации солидарности, тем острее и резче
выступали конкретные антагонизмы. В поддержке Рос
сией самостоятельности и прав внесоюзных держав
другие, а прежде всего Австрия и Англия, Меттерних
и Кэстлри, видели ее стремление сохранить и усилить
свое международное влияние за счет остальных «вели
ких держав» и проявление традиционной ее политики —
поддерживать мелкие германские государства против
Австрии и Пруссии, объединять морские державы про
тив английского морского господства. Так русский про
ект образования международной морской силы для си
стематической борьбы против торговли неграми и
пиратства — сорван возражениями английского прави
тельства, зато английский проект вмешательства дер
жав в борьбу Испании с восставшими колониями и ее
умиротворения путем посредничества — сорван возра
жениями России и Франции, из опасения усилить то
английское влияние и в колониях, и в Испании, с кото
16* 243 рым их дипломатия и так неустанно боролась, по мере
сил, хотя и с малым успехом. И в ряде вопросов выяв
лялась нараставшая противоположность между рус
ской и австрийской, русской и английской политикой.
Однако не только разрозненность и соперничество вели
кодержавных интересов членов союза подрывали и раз
лагали намеченную было «федеративную солидарность».
Глубже и грознее была другая опасность для пацифи
стской утопии Александра. Общий мир, говорил один из
русских дипломатов, нуждается в опекающей его силе;
если не допустить, чтобы этой силой стала демократия,
надо взять ее в руки великих держав. Тщетной и бес
сильной была попытка Александра разрешить неразре
шимую задачу: вырвать знамя «свободы, права и спра
ведливости» у сил революционных, сохранить абсолю
тизм, облекши его господство в формы законности,
избежать реакции, подавляя самочинные проявления
общественного движения. Неустойчивой оказывалась но
вая система международных отношений из-за не разре
шенных, а только прикрытых ею державных антагониз
мов, но она поддерживалась не столько потребностью
сохранить внешний мир после стольких лет изнуритель
ных войн, сколько страхом власть имущих перед смя
тым временно, но не угасшим стремлением обществен
ных сил к свободной самодеятельности. В Англии,
стране относительно зрелого промышленного капита
лизма и нараставшего рабочего движения, парламен
тарный строй государственной власти обеспечивал бур
жуазии иные пути к завершению своего преобладания
над пережитками феодально-аристократических сил; ее
представитель Кэстлри возражал против рискованной
политики союза правительств для подавления народов,
и Меттерних вынужден убедиться, что нечего рассчи
тывать на участие в активной реакции власти, «столь
связанной в своих формах», как английское правитель
ство. На континенте — дело иное. Тут далеко не закон
ченной оказывалась борьба буржуазного либерализма
против сил «старого порядка», которые не только упор
но отстаивали свои расшатанные, но еще крепкие
позиции, но и стремились, в союзе с монархической вла
стью, вернуть утраченное господство. Из государствен
ных деятелей того времени Меттерних всего ярче ощу
щал подъем революционной волны. Революционный
порядок во Франции сломлен коалицией и Реставраци- см, но революционный дух лишь усилился, нарастает
и распространяется все шире и шире. В борьбе с ним
сложилось своеобразное воззрение Меттерниха на всю
политическую и общественную жизнь как на арену
борьбы двух начал — положительного и отрицательного,
охранительного и разрушительного. Подавлять всеми
доступными средствами движение, рвущееся к новому,
неизвестному, и охранять, по мере сил, существующий
строй — вот и вся программа Меттерниха. Подводя итог
своему житейскому опыту, он чувствует себя «подобно
человеку, который уцелел бы, стоя на острове во время
всемирного потопа»: вся его работа только в том, чтобы
«класть камень на камень и, где можно, стать еще вы
ше», отдалить роковой момент, когда подъем жизненных
волн, ему чуждых, захлестнет последнее убежище, вы
рвет из-под ног последнюю почву. Компромиссы Алек
сандра казались ему смешными и жалкими по существу,
а на деле — опасной игрой: «То, что я хотел сделать
с 1813 г., этот ужасный император Александр всегда пор
тил» — таков его отзыв.
Он сделал то, что хотел, помимо Александра,
в 1819 г., знаменитыми «карлсбадскими постановлени
ями», которые возвели для всей Германии в систему
безудержную реакцию.
Таков был ответ Меттерниха на акт Священного со
юза, только полицейским террором можно если не по
давить, то сдерживать жизнь, готовую вырваться из-
под опеки «законных» властей. Александру на это нече
го было возразить. На русской почве опыт насаждения
«начал Священного союза», проделанный его минис
терством духовных дел и народного просвещения с це
лью водворить «постоянное и спасительное согласие
между верою, ведением и властью», привел к тому же
результату, что и карлсбадские постановления Меттер
ниха, — к разгулу полицейского и цензурного произвола.
Александр сдался не сразу. В инструкциях своим
представителям при иностранных державах он продол
жает развивать свои излюбленные мысли о том, что «со
временные правительства вовсе лишены опоры в сочув
ствии общества, тогда как, напротив, вся их сила долж
на бы состоять в силе тех либеральных учреждений,
какими они предоставят пользоваться своим народам»,
что «время, в какое мы живем, требует, и требует на
стоятельно, чтобы правительства, и особенно те, кото рые прошли через революционные кризисы, сами, по
своей воле, приняли на себя обязательство управлять
на основаниях, точно определенных, и в формах, твердо
установленных». Союз великих держав не может иметь
«нелепые интересы неограниченной власти», но для не-
го возможно только отрицательное отношение к поли
тическим нововведениям, которые были бы навязаны
правительствам революционным путем или вырваны
у их слабости, как вынужденные уступки. Меттерних,
не сочувствуя «законным революциям», тем «революци
ям сверху», о которых Александр отзывался более чем
сочувственно, готов был, однако, согласиться, что кон
ституционные реформы, исходящие от самого прави
тельства, «вообще говоря, не оправдывают иностранно
го вмешательства», тогда как революция «незаконная»
вызывает «общую опасность», а потому оправдывает
«иностранную интервенцию». Эти утверждения и были
приняты на конгрессе в Троппау (окт. — дек. 1820 г.),
признал их и Александр, настаивая притом, что основа
нием всей политики союзных правительств должен слу
жить акт Священного союза и что в этом акте надо ви
деть основание и для вмешательства во внутренние
отношения государств, потрясенных смутой. Так свер
шилась естественная судьба Священного союза. Отпал
на деле утопический либерализм Александра, а реаль
ным содержанием «христианской конвенции» стали —
«карлсбадские постановления». Тщетно протестовал
Кэстлри, представитель Англии, против превращения
союза в какую-то «общеевропейскую полицию», против
«учреждения в Европе своего рода общего правительст
ва с верховной директорией, разрушительною для пра
вильных понятий о суверенности отдельных стран», про
тив опасного отделения правительств от их народов
и основания прочности этих правительств на иностран
ной интервенции. Революции Неаполя и Пьемонта окон
чательно разбили возможность компромиссной политики
в духе Александра, вскрывая противостояние в евро
пейской жизни реакции и революции; испанская рево
люция и греческое восстание выявили общеевропейский
характер их борьбы. Конгрессы в Лайбахе (янв. — апр.
1821 г.) и Вероне (окт. 1822 г.) берут на себя опреде
ленно роль «директории» той общеевропейской поли
ции, которую предвидел Кэстлри, и доводят «пентар.
хию» до распада: Англия отреклась от союза, Франция использовала его для своего вмешательства в испанские
дела, но не пошла слепо за политикой Меттерниха.
В эти годы родилось то разделение Европы на два ла
геря, та противоположность тройственного союза старых
монархий политике двух конституционных государств,
которая определяет европейскую политику 30-х гг., что
бы затем, когда новые течения охватят всю Западную
Европу, создать роковую изоляцию России Николая I.
Александр уже в Троппау приехал сильно изменив
шимся, готовым подчиниться «консервативной системе»
Меттерниха. В интимной беседе с ним он выражал со
жаление «обо всем, что говорил и делал между 1815
и 1818 годами», признавал, что Меттерних вернее его
судил об «обстоятельствах положения», высказывал
готовность исполнять предначертания австрийского
премьера. Это была капитуляция идеолога-дилетанта
перед политиком-практиком. Но это была также капи
туляция русского императора перед австрийским мини
стром. Александр терял силу и возможность противо
действовать торжеству австрийской политики в Герма
нии и Италии; под флагом принципиальной защиты
«старого порядка» и борьбы с революционным движе
нием Австрия водворяла свою гегемонию в этих странах,
парализовала русскую политику в Восточном вопросе.
Рухнула фантастическая утопия о построении европей
ской федерации на консервативных началах, рухнула
п вся утопическая идеология Александра. Внутренние
ее противоречия, противоречия попытки согласовать не-
согласимые политические принципы и отраженные в них
интересы — раскрылись с неодолимой силой. Подводя
итог положению политического мира после Веронского
конгресса в «циркулярной ноте» от 14 декабря 1822 г.,
Александр признает силу революционного движения,
охватившего европейские страны: «Современность про
исшествий не дозволяет сомневаться в однородстве на
чал и причин оных», союз монархических правительств
должен сосредоточить свои усилия на одной «великой
цели»: на защите общими средствами своей власти как
«священного залога», в сохранности которого им при
дется дать отчет потомству; «всякие иные побуждения»
надо устранить из их политики.
Революции Неаполя и Испании носили характер во
енных «пронунциаменто». Революционность регулярных
войск производила на Александра, питомца гатчинской
247 ■
школы, особо потрясающее впечатление. В Троппау он
получил донесение о беспорядках в лейб-гвардии Семе
новском полку, состоявших в массовом протесте солдат
против мелочной требовательности и чрезмерной стро
гости полкового командира. Александр сразу решил, что
«не кто иной, как радикалы, устроили все это, чтобы
застращать его и принудить вернуться в Петербург»,
так что даже Меттерниху пришлось возражать, указы
вая, насколько невероятно, чтобы в России «радикалы»
уже могли располагать целыми полками. Однако Алек
сандр остался при своем мнении. В письме к Аракчееву
он настаивает, что тут было «внушение» со стороны,
притом «не военное», он приписывает это «внушение» —
агитации «тайных обществ, которые, по доказательст
вам, которые мы имеем, состоят в сообщениях между
собою и коим весьма неприятно наше соединение и ра
боты в Троппау». Дело Семеновского полка для Алек
сандра — одно из проявлений международной револю
ции, направленной против международного союза «за
конных» властей. Мнение это поддерживалось сознанием,
что протест семеновцев — не случайность, что в его ос
нове — общее осуждение мелочного и жестокого воен
ного режима, распространенное, прежде всего, в офи
церской среде, и влияние на военную среду новых гума
нитарно-либеральных веяний, распространенных в
обществе: «Заражение умов есть генеральное», — гово
рил Константин Павлович.
Покаянный тон, каким Александр заговорил с Мет-
тернихом в Троппау, дал естественное выражение отре
чению его от «заражения умов», поскольку сам он был
к нему причастен. В тронной речи при открытии осенью
1820 г. второго польского сейма Александр еще не от
рекался от мечты о согласовании либеральных учрежде
ний с полнотою монархической власти на общей кон
сервативной задаче охраны «порядка». Он говорил
полякам: «Еще несколько шагов, направленных благора
зумием и умеренностью, ознаменованных доверенностью
и правотою, и вы достигнете цели моих и ваших на
дежд», он пока не забросил занятий проектом общеим
перской конституции, хотя, видимо, уже без веры в ее
осуществимость. Но в той же речи он уже подчеркивает
значение конституции как произвольного дара с высоты
престола, говорит о «духе зла», который «парит над
частью Европы», и предупреждает о необходимости
248 t ильных средств для его подавления. Александр уехал,
раздраженный проявлением оппозиции против прави-
тгльственных законопроектов, со словами сейму при его
закрытии: «Вы задержали развитие дела восстановления
пашей отчизны, на вас ляжет тяжелая ответственность
ап это», и дал Константину carte blanche в приемах
охраны покорности и порядка. На очередь стало не раз-
питие конституционных начал в Польше и в империи,
а стремление обезвредить их рядом ограничительных
стеснений в царстве Польском с фактическим отказом
от мысли дать им применение в общеимперском масшта
бе. Лично для Александра настало время последнего
кризиса; с отречением от общеевропейской роли и от
роли преобразователя империи на тех же «европейских»
началах, на которых строились все его планы, он теря
ет почву под ногами. Гаснет в нем сила и охота к жизни,
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.
Наступна: 7. Последний кризис