«Когда подумаю, как мало еще сделано внутри го
сударства, то эта мысль ложится мне на сердце, как де
сятипудовая гиря; от этого устаю,» —так говорил Алек
сандр в 1824 г., объясняя случайному собеседнику то
впечатление глубокой утомленности жизнью, какое он
производил в последние годы. Он перестал обманывать
себя иллюзиями, которыми прожил всю предыдущую
жизнь. Вигель, острый наблюдатель, сравнивал его
с помещиком, который, наскучив сам управлять имени
ем, сдал все на руки строгого управителя и успокоился
на уверенности, что в таких руках крестьяне не изба
луются. У самого Александра руки опустились; с живым
интересом он относится только к военному делу, как его
понимает, — к внешней фронтовой выправке войск на
смотрах и парадах. Остальное, почти целиком, в руках
Аракчеева. «Продолжительным затмением» назвал по
следние годы Александра один из его современников,
тот же Вигель: «Он был подернут каким-то нравствен
ным туманом».
Глубоко разочарованный, он отрекается от каких-
либо идеологических исканий. Былой либерализм —
грех юности. Впечатление от европейского революцион
ного движения раскрывает ему коренную противополож
ность между той консервативной законностью, опорой
249 сильной правительственной власти, о водворении кото
рой он мечтал, и политической свободой в условиях пра
вового государства, общественного и национального са
моопределения, какого добивались либеральные идео
логи. Отрекается он и от своей «мистики», от попыток
связать с политикой свой идеал в невероисповедной, ин
тернациональной религиозности. Нечего мудрить: «Од
ни лишь беспокойные умы находят отраду в тонкостях»;
«обязанности, возлагаемые на нас, надо исполнять про
сто». В эти последние годы Александр пассивно пере
живает возврат и внешней и внутренней политики свое
го правительства к национально-консервативным нача
лам. Нет больше речи о реформах. Нет больше и
стремления водворить в России религиозно-просвети
тельную идеологию Священного союза.
По возвращении из Лайбаха, Александр получил
как бы подтверждение своей уверенности, что дело Се
меновского полка есть только одно из отражений обще
го европейского революционного движения. Генерал-
адъютанты Васильчиков и Бенкендорф встретили его
докладами о деятельности тайных обществ, о политиче
ском заговоре, охватившем многих офицеров гвардии
и армии. Имена ряда будущих декабристов были извест
ны Александру с 1821 г. Известен рассказ Васильчико-
ва об отзыве Александра на эти разоблачения: «Вы слу
жили мне с начала моего царствования, вы знаете, что
я разделял и поощрял эти иллюзии и эти заблуждения;
не мне применять строгие меры». Заговор казалоя не
опасным, заговор идей, не борьбы и дела. Быть может,
Александр думал, что эти идеологические увлечения
пройдут, как у него, угаснут при встрече с жизньк?? Он
не принял строгих мер, даже никаких не принял. Но су
ровая муштровка войск, которой он по-прежнему увле
кается, на проверку которой отдает, пожалуй, всего
больше времени, продолжается с новой настойчивостью.
Эта система обучения войск и их дисциплинарного вос
питания Отравила вместе с родным ей духом крепост
нического деспотизма и пренебрежения к личности
человеческой быт военных поселений, того из преобра
зовательных начинаний Александра, которое оказалось
наиболее живучим и проводилось руками Аракчеева
с беспощадной, жестокой настойчивостью. Дрессировка
в слепой и покорной исполнительности должна была ис
коренить тонкости беспокойных умов.
250 Исполнительность как принцип всех отношений и су
ровая муштровка в безгласном повиновении олицетво
рена в Аракчееве. В нем и опора реакции в сторону тра
диционных начал политики, одинаково враждебных
н «либеральным» и «мистическим» увлечениям. Консер-
илтивная и националистическая оппозиция ставила их
а а одну скобку, сводила к общему источнику. Столп цер
ковно-православной реакции, пресловутый архимандрит
Фотий, считал сектантские и мистические течения в ре
лигии— источником революционных движений, а пра
воверную церковность — оплотом государственного и
общественного порядка. Адмирал Шишков противопо
ставлял и либерализму и всей политике в духе Священ
ного союза свое ««истинно русское» воззрение, согласно
которому и библейские общества, и мистический пиетизм
гыросли из тех же корней, как конституционные и ра
дикальные политические движения — из враждебного
старым традициям рационализма, из «хаоса чудовищ
ной французской революции»; все это — разные сторо
ны одного направления темных сил, цель которого —
поколебать в России православие и вызвать в ней внут
ренние раздоры для сокрушения ее могущества. Весною
1824 г. А. С. Шишков, поклонник Екатерининской эпо
хи, ее внешней славы и крепких традиций дворянской
монархии, сменил кн. А. Н. Голицына в управлении
и народным просвещением и духовными делами. Но са
мо министерство, объединявшее «веру и ведение», было
при этом разделено на два ведомства: министерство на
родного просвещения и главное управление делами ино
странных исповеданий; полномочия министра по делам
православной церкви достались в наследство синодаль
ному обер-прокурору. Шишков сразу определил задачу
своего министерства как боевую — реакционную: обере
гать юношество от заражения «лжемудрыми умствова
ниями, ветротленными мечтаниями, пухлою гордостью
и пагубным самолюбием», а наукам обучать только
«в меру, смотря по состоянию людей и по надобности,
какую всякое звание в них имеет»; обучать же грамоте
весь народ или хотя бы «несоразмерное» количество
людей признал вредным. При первом же докладе своем
Александру он настаивал на усилении цензурных стро
гостей, на закрытии библейских обществ и других ме
рах для «потушения того зла, которое хотя и не носит
у нас имени карбонарства, но есть точное оное». Алек-
251 сандр воздержался от подписания заготовленного Шиш
ковым рескрипта, сурово осуждавшего всю прежнюю си
стему просвещения и цензуры с поручением новому ми
нистру их решительного преобразования, но оставил
злополучное ведомство в руках Шишкова, который
и подготовил переход русской политики просвещения
к национально- и сословно-консервативной системе Ни
колая I.
Возврат к традиционным началам русской политики
вполне определился и в отношениях международных.
Английский министр иностранных дел, преемник Кэстл-
ри, Каннинг, приветствовал распад «европейского сою
за» после Веронского конгресса словами: «Так дела воз
вращаются рпять к здравому состоянию; каждая нация
за себя, а Бог за всех». По отношению к России это
сказалось особенно ярко в Восточном вопросе. Алек
сандр настаивает на активном вмешательстве в балкан
ские дела, но не с точки зрения «легитимизма» и прав
султанской власти, а чтобы заставить Турцию признать
автономию не только Дунайских княжеств, но и Греции,
а когда Петербургская конференция представителей
России, Австрии, Пруссии и Франции решительно от
клонила это предложение (февраль 1825 г.), он заявил
(в циркулярной ноте от 6 авг. 1825 г.), что возвращает
себе самостоятельность действий в Восточном вопросе
и будет руководиться в отношении к Турции только ин
тересами и престижем России, а затем вступил в сно-
ш|рия по этому вопросу с Англией, опасаясь, что даль
нейшая пассивность России в балканских делах приве-
дет только к окончательному вытеснению ее влияния
в пользу Англии. И тут Александр уступал давлению
русской правящей среды, опиравшейся на настроение
широких общественных кругов, хотя и с меньшим про
тиворечием двоим личным воззрениям в данном вопро
се, но с несомненным разрывом по отношению к поли
тике конгрессов.
Он идет на новые пути почти пассивно, с острым
ощущением, что личная его роль не только сыграна, но
и проиграна. Его окружала атмосфера общего недоволь
ства его правлением различных кругов, осуждавших его
деятельность с самых разных точек зрения. И это по
нятно, так как никакой устойчивой, выдержанной осно
вы в этой деятельности не оказалось. «Проследив все
события этого царствования, что мы видим?— запи
252 сывает в своем дневнике один из сенаторов при получе
нии известия о смерти Александра.— Полное расстрой
ство внутреннего управления, утрата Россией ее влия
ния в сфере международных сношений… Исаакиевская
церковь, в ее теперешнем разрушенном состоянии, пред
ставляет точное подобие правительства: ее разрушили,
намереваясь на старом основании воздвигнуть новый
храм из массы нового материала… это потребовало ог
ромных 8атрат, но постройку пришлось приостановить,
когда почувствовали, как опасно воздвигать здание, не
имея строго выработанного плана. Точно так же идут
и государственные дела: нет определенного плана, все
делается в виде опыта, на пробу, все блуждают впоть
мах…» И автор заключает свой перечень разных проти
воречий и сбивчивых черт в действиях правительства
такими словами: «Объяснить все эти несообразности
довольно трудно, их можно только понять до некоторой
степени, допустив, что они происходили от особенностей
характера Александра I». Объяснение, конечно, недо
статочное, но естественное.
Восприимчивый к различным течениям жизни, мыс
ли и настроений, традиций и исканий, Александр сам
был сыном своего времени, оказавшимся не в силах
преодолеть, хотя бы для себя, их разнородных и проти
воречивых влияний и требований. Пирлннг, так внима
тельно присмотревшийся, в частности, к его религиоз
ным интересам, приходит к выводу: «Что особенно
заметно, так это — склонность к эклектизму; его бес
покойный и нерешительный ум мучительно не хотел за
пираться в какую-либо определенную догму». Отзывчи
вый на самые различные течения мысли и чувства,
«Александр прекрасно чувствует себя в этом удивитель
ном смешении принципов и не дает увлечь себя этому
круговороту». Что в религии, то и в политике: удиви
тельное смешение принципов, круговорот разнородных
интересов, с постоянным исканием их компромиссного
синтеза, но без цельного увлечения и без сильной воли,
которые одни могли бы дать выход к синтезу определен
ному и устойчивому.
Таков Александр, судя по всему, что о нем знаем,
и в личной жизни, в отношении к людям: неустойчивый,
неуловимый. Сам Аракчеев говаривал про него: «Вы
знаете его — нынче я, завтра вы, а после опять я». Са
молюбивый и недоверчивый, занятый своей ролью, он
253 пользуется людьми, умеет играть в откровенность и до
верчивость, но они для него средства, и всегда не
очень надежные. «Занимаясь вещами, пренебрегают
людьми», — заметил про него Сперанский. Он всего ис
креннее, по-видимому, тогда, когда заявляет, что никому
не верит. И прожил Александр свою жизнь, по сущест
ву, очень одиноко. Семейные отношения, полные взаим
ной подозрительности, оглядки и притворства, наложи
ли неизгладимую печать на все его отношения к людям.
По воцарении, он роль императрицы в большом дворце
оставляет за матерью, покушения которой на политиче
ское влияние его тяготят и заставляют быть постоянно
начеку, вступать в объяснения, даже защищаться. Же
на — Елизавета Алексеевна — в тени, не сотрудница
императору и не играет существенной роли в личной его
жизни. Частая усталость от напряжений императорства
заставила его особенно дорожить связью с М. А. На
рышкиной, урожд. Четвертинской, которая дала ему
(с 1804 г.) суррогат семейной жизни, жизни вне дворца
и политики: ей был строгий запрет касаться обществен
ных дел и политических тем; смерть их 18-летней доче
ри в 1824 г. Александр пережил как большое горе, ко
торое подкосило его и без того расшатанные силы. Утом
ление ролью правителя и всей напряженностью
связанных с нею отношений часто звучит в беседах
Александра с молодых лет и все нарастает; в его по
вторных заявлениях о намерении отказаться от вла
сти — не одни слова в духе сантиментального века:
в них, надо это признать, звучит с трудом преодолевае
мое сознание непосильности для него огромной роли,
какая выпала ему на долю. Моменты самокритики,
и острой, у него бывали, но их одолевали большое са
молюбие и личное увлечение этой самой ролью. Но оса
док от них оставался — в подозрительной оглядке на
окружающих, в повышенной чувствительности к каждо
му суждению о себе, в щекотливости к любой наслышке.
Это настроение, повышенное физическим недостатком—
ослаблением слуха, — придавало особую остроту его
общему пессимистическому мнению о людях, какое он
вынес из общения с придворной средой.
Тяжким кошмаром прошла над ним кровавая ночь
с 11 на 12 марта 1801 г. Пережитого в те дни он никог
да не забывал. Эти воспоминания входили в его поли
тические расчеты, влияли на оценку им людей и поло- жсний. «Мне Пален не нужен, — вырывается у него в от*
и.1ве о проделках за его спиной министра полиции Ба-
лашева, — он хочет завладеть всем и всеми, это мна
нравиться не может». Но он готов использовать тех, ко
го называет «злодеями», для интриги, для того, чтобы
иметь повод избавиться от докучных людей.
Окружающие считают Александра склонным и спо
собным к интриге, к намеренной сплетне, сознательной
клевете. Он мелочно подозрителен, боится интриг и впу
тывается в них, сам их создает, охотно слушает доносы,
требует от своих сотрудников, чтобы они следили друг
аа другом. Совет Наполеона — ссорить между собой ми
нистров и генералов, чтобы они выдавали друг друга,
поддерживать вокруг себя безграничную зависть таким
обращением с окружающими, чтобы то один, то другой
считал себя предпочтенным и никто не был бы никогда
уверен в его расположении, совет, о котором сам Алек
сандр рассказывал г-же де Сталь, не пропал даром
и попал на подходящую почву.
Эти приемы составили бытовую подкладку выполне
ния советов Лагарпа: пользуясь министрами и други
ми сотрудниками, все направлять и все решать самому.
Александр не желал быть только главою правительст
ва, зависеть от группы сотрудников, связанных установ
ленной программой, «запереться в определенную догму».
Он органически не годился в конституционные госуда
ри. В министрах ему нужны исполнители, способные
уловить его мысль, разработать его планы, выполнить
его намерения. Самостоятельность и разногласия быст
ро вели к расхождению. Так было с негласным коми
тетом, так было со Сперанским. Загадка «падения Спе
ранского» совсем не так загадочна, как о ней много
писали. Александр разошелся с ним по существу. Разо
чаровался в его «плане всеобщего государственного
образования», которым не разрешалась искомая задача
соглашения самодержавия с законно-свободными уч
реждениями и работа над которым была лишь этапом
его личной политической идеологии. Разочаровался и в
финансовом плане Сперанского. А занятое Сперанским
положение первого министра тяготило, как отдаление
от власти. Несомненно, что Александр испытал ощуще
ние захвата слишком большой доли влияния чужими
руками. В этом и было «преступление» Сперанского,
осознанное обоими: Александр знал, по-видимому, что
255 Сперанский им тоже недоволен как сотрудником в де
лах правления за то, что он «все делает наполовину»,
и за то, что он «слишком слаб, чтобы управлять, и слиш
ком силен, чтобы быть управляемым». Призрак таинст
венности придан этой истории приемами Александра,
чтсбы найти повод для разлуки, и не простая отставка,
а опала и высылка лица, накануне всемогущего. Но от
ставной Сперанский был бы невозможен в столице имен
но как вчерашний полудержавный властелин, а колеба
ния Александра и его самолюбивая подозрительность
могли найти выход только в «падении» этого своего ро
да соперника. Сознание, чте получился эффектный по
литический жест накануне разрыва с Францией, пришло,
по-видимому, только потом, под впечатлением общего
раздражения против павшего деятеля. Презрительно от
зываясь о людях, которые вчера угодничали перед вре
менщиком, а теперь кидали в него грязью, Александр,
однако, находил оправдание своей меры в общем, как
казалось, ее одобрении.
Человеком, на которого нельзя положиться, считали
Александра наиболее близкие люди. За недоверие
платили ему недоверием. Упомянутый отзыв Арак
чеева был, возможно, не без горечи; даже он, личный
друг, не всегда чувствовал себя прочным: по-видимому,
он знал, что у Александра и за ним есть наблюдение.
И тою же чертой Александра — ревностью к единолич
ной власти в связи с недоверчивостью к людям — все
го, по-видимому, естественнее объясняется странное де
ло о престолонаследии. Младшие братья, Николай
и Михаил, иной раз жаловались, что Александр держит
их только военными командирами. Намеченный в пре
емники, Николай не только не был объявлен наследни
ком, но не получил и подготовки к будущей роли пра
вителя ни постановкой его образования, ни участием
в государственных делах. Александр держал братьев
в строю и в строгой субординации. Отречение Констан
тина было оформлено только келейно, между членами
императорской семьи, а заготовленным актам о престо
лонаследии придан небывалый характер посмертных
распоряжений, которые будут опубликованы, только
когда их автор ляжет в могилу и, стало быть, переста
нет быть носителем власти. Этот государственно-право
вой парадокс, который можно назвать политической бес
тактностью, не смущал Александра. В состоянии
256 моральной депрессии, в каком он доживал последние го
ды, он готов был откладывать крупные и требовавшие
решимости действия до времени, когда не ему придется
их совершать. Так в деле будущих декабристов, так
и деле о престолонаследии. А черты этой моральной де
прессии явственны в его закате. Он точно места себе не
находит. Потеряв устои своей европейской роли, он от
дает, характерно, много времени поездкам по России.
Эти продолжительные поездки, иногда по дальним об
ластям и севера, и востока империи, не связаны с каки
ми-либо правительственными задачами и не приводят
к каким-либо мероприятиям. От них остается впечатле
ние погони за новыми впечатлениями, за отдыхом от
правительственных дел, за тревожным уклонением от
запросов власти, потерявшей для ее носителя личный
смысл с крушением прежних планов и внешней и внут
ренней политики. Почва для наивной легенды о старце
Федоре Кузьмиче, с которой научно-критически покон
чил только в наши дни К. В. Кудряшев, была подготов
лена всем поведением Александра в последние годы его
жизни. Силы ему изменяли — и духовные, и физические.
Былой интерес к религиозным течениям, некогда свя
занный с широкими политическими планами, переходил
в попытку найти успокоение и утешение в личной на
божности и беседах с духовниками, носителями «высше
го» авторитета.
В одну из дальних поездок, в далеком Таганроге,
угасла жизнь Александра, пережившего все свои иллю
зии и все свои разочарования. Настала новая, Николаев
ская эпоха, с ее резким утверждением самодержавия,
решительным противопоставлением России и Европы,
«порядка» и «революции», без всякого, хотя бы услов
ного, компромисса с «новыми идеями».
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.
Попередня: 6. «Император Европы»