Царствование Николая I — золотой век русского на
ционализма. Россия и Европа сознательно противопо
ставлялись друг другу как два различные культурно
исторических мира, принципиально разные по основам
их политического, религиозного, национального быта
и характера. В годы Александра I могло казаться, что
процесс «европеизации» России доходит до крайних
своих пределов, Разработка проектов политического преобразования империи как бы подготовляла переход
русского государственного строя к европейским формам
буржуазного государства; эпоха конгрессов вводила
Россию органической частью в «европейский концерт»
международных связей, а ее внешнюю политику — в
рамки общеевропейской политической системы; консти
туционное царство Польское становилось, в намерениях
русского властителя, образцом общего переустройства
империи, и не столько форпостом, отграничивавшим
Россию от Запада, сколько широким мостом их связи:
даже в экономическом отношении соглашение держав
о мерах к облегчению условий обмена между частями
поделенной польской территории получило расширенное
толкование и привело в 1817 г. к такому прорыву систе
мы запретительно-покровительственных пошлин, кото
рый вызвал острую тревогу за судьбы молодой русской
промышленности; наконец, церковно-административная
и религиозно-просветительная политика в духе общеев
ропейской реакции в эпоху Священного союза вела
к своеобразной нивелировке «самобытных» черт русской
жизни и в этой области.
Настойчивая реакция против всех этих тенденций
Александровской эпохи объединяла различные интере
сы и тенденции русской общественности. Вся политика
Александра I, и внутренняя, и внешняя, встречалась
с резкой и раздраженной критикой, с неумолкавшей оп
позицией, которая отражала интересы и требования
разных общественных групп, но объединялась одною
чертою: национально-патриотическим настроением,
враждебным «императору Европы», как его называли.
Голос консервативных элементов этой оппозиции про
звучал всего громче в записке Карамзина «О древней
и новой России». Карамзин одинаково враждебен и кон
ституционным опытам и министерски-бюрократическому
управлению; он отвтаивает старое русское самодержа
вие. «У нас— не Англия, мы столько веков видели
судью в монархе и добрую волю его признавали выш
ним уставом… В России государь есть живой закон:
добрых милует, злых казнит и любовь первых приобре
тает страхом последних… В монархе российском соеди
няются все власти, наше правление есть отеческое, пат
риархальное». «Самодержавие есть палладиум России».
Министры, поскольку они нужны, «долженствуют быть
единственно секретарями государя по разным делам»,
269 Не в чиновничестве должен император искать опоры
своей власти, а в дворянстве, родовом, постоянном, не
том мнимом, подвижном, которое приобретается по про
изводству в чины; в руках этого дворянства должны
быть должности по управлению. Дворянство и духовен
ство, Сенат и Синод как хранилища традиций, а над ни
ми государь-законодатель, источник всякой власти:
«Вот основание российской монархии». Идеал Карамзи
н а— дворянская монархия XVIII в.; она для него на
циональная святыня. Самодержавная власть — сила
охранительная для дворянского государства. Государь
должен быть главою дворянства, в нем и только в нем
видеть опору своего престола. Письмо, которое Алек
сандр получил по заключении ненавистного дворянству
Тильзитского мира и которое, по-видимому, следует
приписать тому же Карамзину, выразило то же воззре
ние не менее отчетливо: единение с дворянством одно
разрешит задачи, поставленные реформами первых лет
царствования, — единство в управлении и замену про
извола законностью; «в сей-то взаимной доверенности
государя к дворянству и дворянства к своему государю
вы найдете способы дать нам правление сосредоточен
ное и совокупное, которого члены были бы оживлены
тем же духом и труды бы их устремлены к одной це
ли»,— читаем тут с одобрением (весьма лукавым) го
сударю, который начал правление с того, что «самого
себя подчинил спасительной власти законов» и восста
новил нарушенные права «первых столбов престола»
(дворянства и хранителя его прав Сената), а себя окру
жил «правителями, назначенными всеобщим движени
ем», т. е. общественным мнением того же дворянства.
Так и должен действовать правитель. Если он хочет
быть национальным и популярным, пусть изгонит «силу
иноплеменников» и проникнется «неограниченной дове
ренностью к собственной своей нации», пусть рассчиты
вает только на «настоящих россиян»; только тогда пра
вительство станет сильным и достигнет того «единства
намерений в плане и той счастливой согласности в под
робностях исполнения, без которой величайшие гении
не могут ничего выгодного предпринять для спасения
государства».
За этими воззрениями стояли преимущественно ин
тересы высшего дворянского слоя, вельможного и круп
ноземлевладельческого, мечтавшего об утверждении «на вечные времена и непоколебимо» своих социальных
привилегий и политических отношений Российской им
перии XVIII в. Но политика Александра вызвала в том
же дворянском обществе, в других его слоях, оппозицию
иного рода, сложившуюся в последние годы его царст
вования и завершенную в движении декабристов. Эта
оппозиция была менее цельной, более сложной по моти
вам и тенденциям и стала колыбелью ряда обществен
ных течений, далеко разошедшихся в позднейшем раз
витии. Но во всех программных вариантах этого движе
ния общей основной чертой было стремление к
обновлению русской жизни, к ее преобразованию на но
вых началах гражданской свободы для масс и полити
ческого влияния для средних общественных слоев, к ши
рокому развитию промышленности, торговли и просве
щения — словом, к основам западноевропейского
буржуазного строя, а другой столь же общей их чертой
было национально-патриотическое настроение в проти
вовес александровскому космополитизму. Движение,
которое можно бы назвать национал-либеральным, по
рывало с традициями старого феодального дворянства
и с самодержавием.
Развилось оно преимущественно в дворянской поме
щичьей среде, и притом в офицерских кругах, где со
средоточены были наиболее интеллигентные элементы
русского общества тех времен. Оно шло к захвату вла
сти путем военного переворота, избегая массового ре
волюционного движения, и заключилось драматическим
эпизодом 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади.
Влияние обоих этих общественных течений Александ
ровской эпохи на Николая было весьма сильно. Он
встретился с ними лицом к лицу: с первым — в крутом
повороте правительственной деятельности от прежних
путей за последние годы александровского царствова
ния, со вторым — в драматичной обстановке своего
вступления на престол.
При жизни брата Николай стоял в стороне от актив
ной политической жизни; он только командовал гвар
дейской дивизией и управлял военно-инженерной ча
стью. Вращаясь в военно-служебной и придворно-слу
жилой среде, в так называемом «высшем» обществе,
Николай хорошо его знал со всей его пустотой и распу
щенностью, дрязгами и интригами. Он находил потом,
что время, затраченное на толкотню в дворцовых перед
271 них н секретарских дежурных комнатах, не было поте
ряно: оно послужило «драгоценной практикой для по
знания людей и лиц», и он тут «многое видел, многое
понял, многих узнал — и в редком ошибся». В салонах
этой среды творилось то, что тогда в Петербурге счита
лось общественным мнением; это было мнение высшего
дворянства и бюрократии, — и Николай знал ему цену.
К этому обществу у него было не больше симпатии
и уважения, чем у Павла или Александра. Дворянство
для него, прежде всего, — служилая среда, которую он
стремится дисциплинировать и удержать в положении
покорного орудия власти. В моменты, трудные для вла
сти и опасные для ее носителя, — официальные акты
и личные речи Николая звучали по-карамзински, обра
щались к дворянству как «ограде престола», говорили
о правительстве как оплоте его интересов. Он умеет,
при случае, назвать себя «первым дворянином» и при
числиться к «петербургским землевладельцам». Но он
слишком «командир», чтобы выдерживать такой тон
в отношении к высшему классу, и слишком остры про
тиворечия русской жизни в эпоху разложения крепост
ного хозяйства и роста торгово-промышленных интере
сов страны, чтобы Николай мог твердо стоять в поло
жении «дворянского царя». Само дворянское общество,
переживавшее сложный внутренний кризис, не давало
правительству достаточной уверенности в нем как в си
ле консервативной, как в опоре установившегося в им
перии порядка. Командуя гвардейскими частями (брига
дой, затем дивизией), Николай был крайне недоволен
«распущенным, испорченным до крайности» порядком
службы и настроением гвардии, вернувшейся из загра
ничного похода. «Подчиненность исчезла, — пишет он
в своих заметках по поводу события 14 декабря, —
и сохранялась только во фронте; уважение к начальни
кам исчезло совершенно, и служба была — одно слово,
ибо не было ни правил, ни порядка, а все делалось со
вершенно произвольно и как бы поневоле». Быть может,
задним числом, но Николай отмечает, что он почуял,
как за этим «крылось что-то важное», что «дерзкие го
воруны», разрушавшие дисциплину — эту школу полити
ческой благонадежности, «составляли как бы цепь че
рез все полки и в обществе имели покровителей». На
такие впечатления Николай откликнулся сугубой муш
тровкой, тем усиленным «солдатством», в котором Алек
272 сандр Бестужев уловил «дань политике». Впечатление
от декабрьских событий 1825 г. было для Николая тем
сильнее, что заговор и восстание возникли в военной
среде, которая дала лишь сконцентрированное выраже
ние настроению, широко разлитому в общественной мас
се. Розыски и расправа по делу декабристов стали пер-
пым правительственным актом императора Николая. Он
пошел лично во все детали, сам разыграл роль ловкого
допросчика и тюремщика, который умеет то жестоким
мапугиванием, то притворным великодушием развязы
вать языки; во всем руководил следственной комиссией,
сам рассудил через подставной «верховный уголовный
суд» и осудил подсказанным суду приговором, заранее
наметив некоторое его изменение при своем утвержде
нии. 14 декабря глубоко врезалось в его память. С этим
днем он связал свое вступление на престол, в его годов
щину отпраздновал 25-летие своего царствования, а по
минал его ежегодно и в беседах с окружающими и в
письмах: «Какая годовщина!» На всю жизнь остался
он и тюремщиком декабристов: следил за каждым их
движением в далекой ссылке, получал донесения о под
робностях их быта, решал лично— и всегда сурово —
вопросы, касавшиеся судьбы их самих и их семей.
«Друзья-декабристы» вспоминались ему при каждом
тревожившем его проявлении критики и оппозиции. И в
этой остроте впечатлений от первой встречи с политиче
ской деятельностью крылось нечто более существенное,
чем простая нервная память об испытанной опасности
и пережитой тревоге. Николай вслушивался и вчитывал
ся в показания декабристов, вникал в столь ему чуж
дый строй мысли и чувства и всматривался в раскрытую
тут картину русской жизни, ее противоречий и недостат
ков. Правителю дел следственной комиссии поручено
было составить сводку суждениям о различных сторо
нах положения дел в государстве, какие декабристы
высказывали в своих показаниях и которыми они пояс
няли общее недовольство, вызвавшее их на попытку пе
реворота. Записка этого чиновника кончалась поучи
тельным выводом, сколько трудных задач предстоит но
вому правительству разрешить: «Надобно даровать
ясные положительные законы, водворить правосудие
учреждением кратчайшего судопроизводства, возвысить
нравственное образование духовенства, подкрепить дво
рянство, упавшее и совершенно разоренное займами
18-482 273 п кредитных учреждениях, вос!фесить торговлю и про
мышленность незыблемыми уставами, направить про
свещение юношества сообразно каждому состоянию,
улучшить положение земледельцев, уничтожить унизи
тельную продажу людей, воскресить флот, поощрить
частных людей к мореплаванию — словом, исправить
неисчислимые беспорядки и злоупотребления». Перо,
излагавшее вины «преступников», составило, по пове
лению той же власти и словами декабристов, характе
ристику положения государства, до такой степени рас
шатанного «неисчислимыми беспорядками и злоупо
треблениями», что не остается иного выхода, кроме
коренного изменения всей правительственной системы,
а стало быть, и основ государственного строя.
Сами декабристы в своих письмах-завещаниях Нико
лаю как бы передавали ему в руки свое недоделанное
дело. По свидетельству Кочубея (председателя Государ
ственного совета), сводка их замечаний и суждений бы
ла постоянно под рукой у Николая и он часто ее про
сматривал, а копии с нее дал Кочубею и цесаревичу
Константину. «Друзья-декабристы» вдвойне отравили
сознание самодержца: опасливым недоверием к общест
ву, которое казалось готовым взяться за революцион
ные средства против власти, тормозящей рост русской
жизни, и пониманием, что «всеобщего недовольства»,
о котором так много тревожных толков, нельзя свести
к идейным «заблуждениям», что для него имеются объ
ективные основания в запросах этой жизни, перераста
ющей сковавшие ее формы социально-политического
строя.
Один из иностранных наблюдателей тогдашней пе
тербургской жизни отметил как повод к особой тревоге
правительства, что настойчивая мысль о необходимости
преобразований, о том, что опасно пребывать в непод
вижности, а необходимо, хотя бы с умеренной постепен
ностью, «идти за веком» и готовиться к «более реши
тельным переменам», проникла в сознание «людей са
мых благоразумных».
Краткий, но выразительный вывод из всех этих слож
ных впечатлений сделан был в манифесте, который об
народован Николаем по завершении расправы над де
кабристами. Восстание вскрыло «тайну зла долголетне
го», его подавление «очистило отечество от следствий
заразы, столько лет среди его таившейся». Эта «зара за» пришла с Запада как нечто чужое, наносное: «Не
и свойствах, не в нравах русских был сей умысел», но
тщетны будут все усилия к прочному искоренению зла
без единодушной поддержки всего общества. Николай
призывает все сословия соединиться в доверии к прави
тельству, но особо напоминает дворянству сто значение
«ограды престола» и сословия, которому раскрыты все
пути военной и гражданской службы; оно особенно
должно поддержать «непоколебимость порядка, без
опасность и собственность его охраняющего», и насаж
дать «отечественное, природное, не чужеземное воспи
тание». А потребность в преобразованиях получит удо
влетворение «не от дерзостных мечтаний, всегда
разрушительных», а путем постепенных усовершенств’ –
ваний существующего порядка мерами правительства.
Общество может этому помочь, выражая перед властью,
путем законным, «всякое скромное желание к лучшему,
всякую мысль к утверждению силы законов, к расшире
нию истинного просвещения и промышленности», что
будет принимаемо «с благоволением».
Так все общественные классы должны склониться
в полном доверии перед императорской властью и со
действовать, по мере сил, не за страх только, а за со
весть, осуществлению ее национально-консервативной
программы. Эта программа взяла верх над иными те
чениями; еще в последние годы александровского цар
ствования, когда, с одной стороны, покинуты либераль
ные мечтания, а с другой — поднято национальное зна
мя в вопросах о внешней и внутренней политике. Еще
Александр порвал, в последние два-три года своей жиз
ни и царствования, с проектами реформы политического
строя империи, круто изменил свое отношение к Поль
ше, отверг зависимость русской политики на Ближнем
Востоке от тенденций Священного союза, вернулся
к охранительному таможенному тарифу, отступился от
вневероисповедной точки зрения в вопросах церковного
управления и народного просвещения в пользу право
славно-церковной реакции. Программой николаевского
царствования стали заветы последних лет Александра.
18* 275 1’ул«|н ни’пимх п удельных крестьян оставались под
особым упрощением, как принадлежность государствен-
МЫ.Ч и удельных имуществ; а из остальных 9 млн надо
еще исключить весь состав армии, чтобы получить при
близительное представление, чем собственно только
и управляли общие административные учреждения. Ска
зочное ничтожество и испорченность этой администра
ции — естественный результат ее бессилия и убогой огра
ниченности ее общественного веса в среде, где господ
ствовали 272 тыс. земле- и душевладельцев.
Подлинная картина внутреннего состояния России
вырисовывается с достаточной полнотой и отчетливостью
в официальных документах Николаевской эпохи — в де
лах комитета министров, во «всеподданнейших» отчетах
министров внутренних дел и финансов и т. п. Николай
знакомился с этой действительностью, получив к тому
недурную подготовку в показаниях декабристов. Мож
но сказать, что перед ним постоянно вырисовывались
все шире и яснее назревшие нужды страны и самой го
сударственной власти. Одним из первых дел его, по за
вершении процесса декабристов, было поручение так
называемому Комитету б декабря (1826) рассмотреть
все проекты реформ, намечавшихся при Александре I,
к разработать предположения о неотложных преобразо
ваниях, особенно в устройстве государственных учрежде
ний и в положении сословий. Затем в течение всего цар
ствования ряд «комитетов» работал над финансовыми,
экономическими, правовыми и организационными проб
лемами, которые настойчиво и остро ставились самою
жизнью.
На дне каждого крупного затруднения, встречаемого
правительственной властью в управлении страной, в ос
нове каждого существенного вопроса о способах устра
нения расстройства страны выяснялась, при изучении
соответственных данных, роковая для старого порядка
проблема о крепостном строе народного хозяйства
и всей русской общественности. Выяснялась неразрыв
ная связь всех сторон народно-государственной жизни
с фундаментом крепостного права, выступала необхо
димость капитальной перестройки всего здания на но
вом основании. Выяснялась необходимость решитель
ной активности правительственной власти, усиления го
сударственного вмешательства в сложившийся строй
отношений и в самую организацию местной массовой
278
V г
жизни. От самодержавной власти, принципиально все
могущей, ожидали деятельного преобразовательного
почина, при сознании бессилия наличных общественных
групп преодолеть сопротивление консервативных эле
ментов и взяться за дело реорганизации страны. Даже
среди наиболее «левых» элементов тогдашней интелли
генции сильны и сознание этого бессилия и расчет на
монархическую власть — в деле реформы. Так, напри
мер, Белинский, и не в период пресловутого увлечения
«примирением с действительностью», а в 1847 г. и вско
ре после своего «революционного» письма к Гоголю,
высказывал уверенность, что «патриархально-сонный
быт весь изжит и надо взять иную дорогу», но первого
шага на этой «иной дороге» — освобождения крестьян—
ожидал от «воли государя-императора», которая только
и может разрешить великую задачу, если только не по
мешают ей окружающие престол «друзья своих интере
сов и враги общего блага».
А «друзья своих интересов» умело внушали своему
властителю сознание связи этих интересов с его собст
венными, самодержавно-династическими. Внушали и
положительно и отрицательно: и тем, что власть поме
щичья— необходимая опора власти самодержавной,
и тем, что приступ к преобразованию социальных отно
шений неизбежно приведет к революционному потрясе
нию. Ликвидация крепостного права казалась чреватой
большими опасностями для самодержавия. Давняя
мысль Карамзина, что «дворяне, рассеянные по всему
государству, содействуют монарху в хранении тишины
и благоустройства», а если государь, «отняв у них сию
власть блюстительную, как Атлас, возьмет себе Россию
на рамена», то не удержать ему такой тяготы, была
крепко усвоена в правительственных кругах. Теоре
тик николаевской правительственной системы граф
С. С. Уваров, министр народного просвещения, утверж
дал, что «вопрос о крепостном праве тесно связан с во
просом о самодержавии и даже единодержавии: это две
параллельные силы, которые развивались вместе, у то
го и другого одно историческое начало и законность их
одинакова»; он говорил о крепостном праве: «Это дере
во пустило далеко корни —оно осеняет и церковь, и пре
стол, вырвать его с корнем невозможно». Николай офи
циально высказывал взгляд на дворянство как на «со
словие, коему преимущественно вверяется защлта
279 пргполм и отечества», носился, однако, с мыслью при-
мммм. основой его привилегированного положения зем
левладение, а не владение крепостными. В попытке про
вести разделение этих двух вопросов Николай был под
определенным влиянием остзейских порядков, где так
называемое освобождение крестьян было проведено без
наделения их землей в собственность и с сохранением
над ними помещичьей административно-судебной вла
сти. Последнее не соответствовало, по существу, авто
кратическим стремлениям Николая. Бюрократизация
местного управления более отвечала бы его намерени
ям. В таком направлении и был сделан некоторый шаг
реформой 1837 г.: уезды разделены на станы с назначе
нием становых приставов, как и уездных заседателей,
губернским правлением. Но этот шаг не имел продолже
ния: не только выбор исправников остался за дворянст
вом, но и приставов, и заседателей указано было назна
чать преимущественно из местных помещиков. Что до
владения землей, то Николай объявил помещичью по
земельную собственность «навсегда неприкосновенной
в руках дворянства», как гарантию «будущего спокой
ствия». Он пытался, однако, поставить на очередь пере
ход от крепостничества к «переходному состоянию»
в проекте положения об «обязанных» крестьянах, по
которому помещики, сохраняя право вотчинной собст
венности, предоставляли бы крестьянам личную свобо
ду и определенную часть земли за повинности и оброки по
особому для каждого имения инвентарю. Мера эта, по
проекту, разработанному Киселевым, должна была полу
чить общегосударственное значение, независимо от воли
отдельных помещиков. Но такие предположения встре
тили столь раздраженную и настойчивую оппозицию в
кругах высшей дворянской бюрократии, что Николай по
спешил отступить. Проект нового закона был внесен
в Государственный совет в таком измененном виде, ко
торый лишал его всякого серьезного значения, а импера
тор снабдил его в речи совету и в пояснительном цир
куляре министра внутренних дел такими оговорками,
которые дали иностранному наблюдателю право назвать
все это — «печальной сценой комедии». В этой харак
терной речи Николай говорил: «Нет сомнения, что кре
постное право, в нынешнем его положении, есть зло, для
всех ощутительное, но прикасаться к нему теперь бы
ло бы делом еще более гибельным»; «нынешнее поло-
280 жоние таково, — заявлял он далее, — что оно не может
продолжаться, но вместе с тем и решительные к прекра
щению его способы также невозможны без общего по
трясения». Эти безнадежные слова вскрывают основное
положение николаевского правительства: острое опасе
ние каких-либо «потрясений» парализует сознание, что
существующий порядок «не может продолжаться».
И закон об обязанных крестьянах потерял силу в ого
ворке, что его проведение в жизнь предоставлено на
волю тем из помещиков, которые сами того пожелают,
и в пояснении, что он устраняет «вредное начало» алек
сандровского закона о свободных хлебопашцах — от
чуждение части земли в собственность крестьян, а уста
навливает сохранение вотчинной собственности за по
мещиками и на те земли, какие отойдут в пользование
крестьян «обязанных». В итоге — лишь новая победа
дворянства над «предрассудком» крестьян, будто при
личном их закрепощении они все-таки — подлинные
владельцы земли.
Дворянство оказывалось силой, с которой приходит
ся считаться, а не только ею повелевать. Иностранец-
наблюдатель находил, что Николай, хоть он достаточно
импонирует окружающим, чтобы не опасаться участи
Павла I, однако, многим рискует, и малейший ложный
шаг на такой скользкой почве может его погубить; ссо
риться с дворянством русскому государю решительно
опасно. И не только потому, что опасно слишком раз
дражать господствующий класс. Уступчивость самодер
жавной власти по отношению к дворянству, как и пре
данность дворянства престолу, — словом, их стремление
к солидарности поддерживалось общим их страхом пе
ред опасностью гневного взрыва народной массы. Этот
страх заставлял задумываться над необходимостью раз
рядить напряженную атмосферу реформами, но он же
создавал нерешительность в приступе к ним из опасе
ния, что тронуть расшатанное здание значит вызвать
его бурное крушение. Брат — цесаревич Константин —
настаивал на недопустимости «коренных реформ, изме
няющих взаимные отношения между сословиями», так
как это поведет-де неминуемо к изменению самых основ
государственного строя империи. И так многие тогда
думали. Были уверены, что упразднение крепостного
права поведет к упразднению самодержавия, что водво-
281
4 роимо буржуазного социального строя, на началах
гриждинской свободы и частной собственности масс,
приведет, неизбежно, к буржуазному конституционному
государству. А Николай утверждал, что понимает толь
ко политические крайности: абсолютную монархию
и демократическую республику, а конституционная мо
нархия производит на него впечатление чего-то фальши
вого и двусмысленного. Сохранение же русского само
державия в полной неприкосновенности он считал пер
вым и главным своим долгом.
Оставалось — определить отношения между прави
тельственной властью и дворянством. Николаевское
правительство ставит себе двойную задачу: восстано
вить социальную силу дворянства и выработать из него
орудие правительственной администрации. Первой цели
должны служить мероприятия, направленные к очистке
«первенствующего» сословия от слишком измельчавших
и опустившихся элементов путем их поддержки или от
сечения. Правительство развивает своеобразную пере
селенческую политику, наделяя оскудевшие дворянские
семьи казенными землями в Заволжье и в Сибири с по
собием от казны для установки хозяйства, но, с другой
стороны, отдает дворянских детей из семейств, безна
дежно опустившихся и экономически, и культурно, в шко
лы кантонистов, взрослых недорослей в военную служ
бу с утратой ими привилегии дворянства. Значение дво
рянских обществ (губернских и уездных) правительство
старается поднять тем, что повышает ценз на право
участия в выборах и еще более — на право занимать
должности по избранию, предоставляет им выбирать
председателей судебных палат и призывает их к сугу
бой активности в заведовании местными делами с пра
вом обращать к верховной власти заявления о своих со
словных и вообще местных нуждах. Зато дворянство
должно войти в роль послушного и трудоспособного
орудия администрации. Дворянские избранники — лишь
разновидность правительственного чиновничества, их
служба приравнена к службе государственной. Предво
дители дворянства — по делам целого ряда «комите
тов»: дорожного, по земским повинностям, по рекрут
ским наборам, народному продовольствию, борьбе с эпи
демиями и т.п. — становились помощниками губернских
властей в местном управлении. Так называемое дво
рянское самоуправление всецело вводится в состав бю
282 рократических органов правительства. Правительство
настойчиво поддерживает сословность общественного
строя также мерами по народному просвещению: раз
граничивает состав учащихся по школам разных ступе
ней так, чтобы никто «не стремился через меру возвы
ситься над тем состоянием, в коем ему суждено оста
ваться», предназначает среднее и тем более высшее
образование только детям «дворян и чиновников». Но
и тут вся политика направлена к подчинению просвеще
ния охранительным видам правительства с решительной
урезкой его широты и свободного развития, ради подчи
нения образовательных задач школы целям политичес
кого обезвреживания общественной мысли.
Реакционные меры к восстановлению разлагавших
ся основ сословной государственности были слишком
искусственны для прочных и устойчивых результатов.
Не могли они остановить ход эволюции, а разве только
его замедлить. В рамках устарелого строя русская
жизнь шла своими путями в полном противоречии с ох
ранительными началами правительственной политики.
Народное хозяйство выходило на новые пути торгово-
промышленного развития. Углубляются международные
экономические связи. Русский вывоз возрос с 75 до
230 млн рублей, ввоз с 52 до 200. Рост заграничного
торга вынуждает к пересмотру таможенных тарифов
ввиду конкуренции с американским сырьем на европей
ских рынках и для приспособления тарифных ставок
к таможенному объединению с Россией царства Поль
ского. Крепнет и осложняется зависимость русской хо
зяйственной жизни от общеевропейских экономических
конъюнктур. Надвигается — особенно в связи с пробле
мой железнодорожного строительства — вопрос о роли
иностранных капиталов в развитии русского капитализ
ма. На юге возникла значительная свеклосахарная про
мышленность (первый завод основан в 1802 г., к 1845-му
их 206), определялась экономическая физиономия сред
нерусского промышленного района, который все больше
кормится закупкой хлеба в земледельческих губерниях.
Крепостное хозяйство падает и разлагается, уменьшает
ся даже удельный вес крепостных в общем составе на
селения (с 45 на 37*/г %)• Крепнут средние обществен
ные слои. Наперекор правительственным мерам усили
вается разночинный состав учащихся в гимназиях
и университетах, и к концу николаевского царствования
283 русская интеллигенция в значительной мере теряет свой
сословно-дворянский характер, становится мелкобуржу
азной, разночинной. Общественная жизнь явно не укла
дывается в рамки, усиленно поддерживаемые властью.
Не укладывается в них и политика самой этой вла
сти. Ей приходится считаться с новыми потребностями
страны, поддерживать их, покровительствовать им.
И лично император Николай отразил в своих интересах
и воззрениях эти новые, окрепшие тенденции русской
жизни. Он серьезно увлекался вопросами техники, тех
нического образования, нового предпринимательства,
более широкой постановкой вопросов экономической
и финансовой политики. Работая с деловитым, но край
не осторожным и глубоко консервативным Канкриным,
Николай бывал смелее своего министра финансов, кото
рый с преувеличенной опаской относился к проникнове
нию в Россию иностранных капиталов (полагая, что
«каждый народ должен стремиться к полной независи
мости от других народов») и находил, что постройка
в России железных дорог несвоевременна; он исходил
из представления о России как стране исключительно
земледельческой, где надо, конечно, покровительство
вать промышленности, но преимущественно добываю
щей, и то осторожно, «гомеопатическими дозами». Оба
они усердно насаждали в России высшее и среднее тех
ническое образование. «Мы довершаем дело Петра», —
хвастал сам Николай. За западной наукой командиро
ваны группы молодых ученых, так мощно обновивших
затем преподавание в Московском университете, да
и в других высших учебных заведениях, и создавших
заново русскую научную литературу. Приемы этого на
саждения были в одном отношении больше допетров
ские, чем петровские. Западные идеи и понятия вызы
вали острое недоверие и пристальное наблюдение при
дирчивой цензуры не только книг, но и лекций; целые
отделы знания были воспрещены для преподавания, де
лались попытки насильственного руководства общим
его направлением в духе «видов правительства» и ка
зенно-патриотической доктрины. Николай хотел всю
культурную работу подчинить строгой, на армейский
манер, дисциплине. Порядки и формы военного строя
распространены на «корпус инженеров путей сообще
ния» или на «корпус лесничих», а университетский устав
1835 г. ставит задачу «сблизить наши университеты
284 с коренными и спасительными началами русского уп
равления» и ввести в университетах «порядок военной
службы и вообще строгое наблюдение установленных
форм, чиноналичие и точность в исполнении самомалей
ших постановлений». Недаром большинство государст
венных деятелей вышло при Николае I из военной сре
ды, и даже церковным ведомством он управлял через
своего генерал-адъютанта, бывшего до того командиром
лейб-гвардии Гусарского полка.
Стремление влить новое вино в старые мехи, притом
в такой умеренной дозе, чтобы мехи не пострадали,
и укрепить устарелые формы от напора нового содержа
ния всеми силами власти — характерная черта никола
евской политики. Более или менее ясное понимание, что
нарастающий внутренний кризис неотложно требует
творческой работы, парализовано для самодержавия
свойственной ему, в такие исторические моменты, «не
возможностью помочь себе, не отказываясь от своей
сущности» (по выражению Е. В. Тарле). В Николаев
скую эпоху разлагались самые основы тех обществен
ных отношений, на которых выросло самодержавие и с
которыми оно было связано неразрывными историчес
кими узами. Все более теряя почву под ногами, само
державная власть пыталась использовать последние
возможности устарелого строя, то реставрируя его слиш
ком расшатанные элементы, то напрягая до крайности
старые приемы властвования и управления. Шла она
«за веком» только в меру социальной и политической
безвредности его новшеств. В остром недоверии к об
щественным силам, консервативным за их вырождение,
прогрессивным за их «революционность», хотя бы мни
мую, эта власть пытается жить самодовлеющей над об
щественной жизнью, доводя свое самодержавие до на
пряженности личной военно-полицейской диктатуры им
ператора.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.
Наступна: IV. Бессилие власти