Внешние успехи николаевской политики в конце
40-х гг. казались значительными: устранено объединение
Германии, сокрушена Венгерская революция, подавле
на Польша, мечтавшая о новом подъеме. Франция, пос
ле новой революции, казалась ослабленной. Николай
горячо приветствовал жестокое подавление генералом Ка-
веньяком восстания парижского пролетариата в крова
вые июньские дни и признал в буржуазной республике
силу консервативную и контрреволюционную. Русская
дипломатия даже подготовляла сближение с нею на слу
чай, если не удастся предотвратить объединения Герма
нии в «могущественную и сплоченную державу, непред
виденную существующими трактатами и представляю
щую народ в 45 миллионов душ, которая, послушная
единой центральной власти, нарушит всякое равнове
сие». Однако формальное признание республики было
задержано возвышением Луи-Наполеона. В нем видели,
как и сам он того хотел, возродителя традиций Наполе
она I, в его возвышении к власти — возвращение того ре
жима, который был разбит силами коалиции всех держав
в 1813 г. Впрочем, Николай примирился с избранием На
полеона в президенты республики и готов был на добрые
с ним отношения, пока тот «остается в пределах своего
настоящего полномочия» и не стремится к восстановле
нию империи. Русского самодержца привлекала энергия
Бонапарта, в которой он видел силу, способную сдержать
революционное движение во Франции. Но превращению
претендента в императора Наполеона III он пытался
20—482 305 противодействовать и особенно негодовал на цифру III,
утверждая, что Европа не знает никакого Наполеона II.
Тревожил призрак возрождающегося наполеоновского
империализма, разрушительного для всей системы «рав
новесия», в корень враждебного «легитимизму», соглас
но с которым только одна возможна во Франции динас
тия — Бурбоны. К тому же всякое правительство, порож
денное революцией, казалось неустойчивым и непроч
ным, а потому не могло быть принято равноправным
членом в «европейский концерт» держав не только по
принципиальным, но и по практическим соображениям.
А их николаевское правительство сильно преувеличивало
и слишком долго недооценивало результатов переворота,
упразднившего республику в пользу империи Наполео
на III. Признать его, конечно, пришлось вслед за всеми
державами. Николай только дразнил Наполеона, а себя
тешил тем, что не хотел называть его «братом» своего
самодержавия и называл «другом» или «кузеном». Мни
мая видимость все чаще закрывала для него и скрывала
от него реальный смысл действительных отношений.
А этот реальный смысл был в нараставшей изоляции
России. Давние союзники — Австрия и Пруссия — тяго
тились нависшим над ними громоздким давлением сосе
да. Державы крайнего Запада — Франция и Англия —
были определенно враждебны и крайне недоверчивы
к нему. Замкнувшись в себе и решительно противопостав
ляя себя Западной Европе, николаевская Россия все на
стойчивее развертывает свой особый импернелизм на
Востоке.
Несмотря на всякие отживавшие свой век предрассуд
ки «старого порядка», Франция Наполеона III давала
существенный урок Николаю и русским бюрократам.
Чем яснее развертывалась наполеоновская политическая
система, тем больше росли симпатии к нему русского са
модержца. В Петербурге не могли не оценить, что он
«уничтожает демагогию», упраздняет «парламентарный
режим», оказывает «всей Европе большую услугу», пре
вращая Францию, этот «очаг смут и революций», в стра
ну, дисциплинированную милитаризмом и полицейским
режимом. Но в то же время, отрекаясь от пережитков
феодальной реакции, погубившей Бурбонов, он идет по
пути служения развитию торгово-промышленного капи
тализма, интересам буржуазии. Наполеоновский режим
являл образец буржуазной монархии, чуждой полити
306 ческой свободы, при широком развитии торговли, про
мышленности, просвещения под строгой опекой полицей
ского государства; осуществлял тот тип бюрократической
монархии, который с той поры стал идеалом русской бю
рократии. В этом режиме разрешались, по видимости,
те противоречия, которые так осложняли внутреннюю по
литику Николая и приводили ее к бесплодному и мерт
венному застою. Расцвет капиталистического развития
промышленных сил страны оказывался согласимым с со
хранением бюрократически организованного самодержа
вия.
Но в России внутренние отношения страны не давали
хода такой эволюции — без отмены крепостного права.
Усердное покровительство промышленности подрыва
лось слабостью внутреннего рынка, связанного крепост
ническими путами. Не от насыщенности его спроса, а от
слабости его потребления исходил русский дореформен
ный империализм в поисках за внешними рынками для
сбыта произведений растущей расской промышленности.
Вместо углубления базы народнохозяйственного разви
тия освобождением трудовой массы из пут устарелого
строя, русская политика пошла в сторону внешнего рас
ширения этой базы ка Среднем и Ближнем Востоке.
Охранитель «равновесия» на Западе, Николай с са
мого начала своего царствования повел энергичную вос
точную политику. Персидская и Турецкая войны 20-х гг.,
завоевание Кавказа в многолетней горной борьбе, насту
пление в Среднюю Азию с 30-х гг. — широко развернули
программу этого восточного империализма. Он ставил
русские интересы в резкое противоречие с устремлением
Англии, а затем и Франции к экономическому господст
ву в азиатских странах. В то же время Россия, выступая
соперницей Англии в Персии и Средней Азии, з значи
тельной мере освобождалась от былого преобладания
Англии в своем спросе на заграничные товары как раз
витием сухопутной торговли с континентальными стра
нами, так, особенно, своими покровительственными тари
фами. Еще недавно эксплуатируемая, подобно колониям,
страна не только добивается некоторой самостоя
тельности в промышленном отношении, но и выступает
с соперничеством, которое вызывало в Англии сильную
тревогу. Все эти вопросы и отношения обусловили значи
тельное обострение международных конфликтов на поч
ве Ближнего Востока. Тут николаевское правительство
20* 307 проводило с настойчивой последовательностью тенден
цию преобладания России, трактуя Турцию как страну
внеевропейскую, а потому стоящую вне «европейского
концерта», и отстаивало право России сводить свои сче
ты с нею вне воздействия западных держав.
Наступление России на Ближний Восток нарастало
с развитием колонизации русского юга, с экономическим
подъемом Новороссии и всей Украйны, с ростом значе
ния черноморских торговых путей. Еще при Александре I
казался близким к осуществлению план захвата Молда
вии и Валахии. Покровительство России балканским сла
вянам было закреплено в ряде договоров императора
с султаном. Дунайские княжества управлялись по «ор
ганическим статутам», установленным под русским дав
лением. «Органический статут» такого же происхожде
ния получила и Сербия в 1838 г. Этот термин, которым
означали балканские конституции, не лишен значитель
ности и вовсе не случаен. «Органическим статутом» за
менил Николай и польскую конституцию по подавлении
восстания. Так означались учредительные акты, даруе
мые верховной властью, «уставные грамоты», как пере
давали этот термин по-русски, вводимые по воле госуда
ря. Русский протекторат над придунайскими странами,
конкурировавший с властью султана над ними, выражал
ся в гарантии их строя, в подчинении русскому влиянию
их правителей и в постоянном вмешательстве в их дела.
Ослабление власти Оттоманской Порты над подчинен
ными ей областями казалось Николаю признаком близ
кого распада Турции. В предвидении этой неизбежной,
казалось, смерти «больного человека» он укреплял свою
позицию по отношению к имеющему открыться наслед
ству. Он был уверен, что с Англией можно сговориться.
Достаточно в Средней Азии разграничить сферы влия
ния, поддерживать равновесие и охранять спокойствие
«в промежуточных странах, отделяющих владения Рос
сии от владений Великобритании», и свести соперничест
во к соревнованию на поприще промышленности, но не
вступать в борьбу из-за политического влияния, чтобы
избежать столкновения двух великих держав. Как часто
бывало у него в острых политических вопросах, он по
лагал, что можно, допуская причину, избежать следст
вий, а в данном случае недооценивал предостережения
умного старика Веллингтона по поводу наступления
в азиатские страны: «В подобных предприятиях помни
308 те всегда, что легко идти вперед, но трудно остановиться».
Более дальнозоркие англичане забили в набат о русской
опасности, угрожающей их индийским владениям от по
явления русских в Средней Азии.
Относительно ближневосточных дел проекты и пред
видения николаевского правительства колебались между
стремлением сохранить слабую Турцию, которая подчи
нялась бы русскому давлению, и ожиданием распада
и раздела турецких владений. Когда восстание Мегмета-
Али грозило возрождением мусульманской силы под
арабским главенством, русские войска отстояли султана
и поддержали пошатнувшуюся Порту за цену договора,
усиливавшего русское влияние на Ближнем Востоке. Од
нако, дважды, в 1844 г., при посещении Лондона, и в
1853 г., в беседе с английским послом в Петербурге, Ни
колай лично обсуждал с английскими государственными
деятелями возможности раздела Турции. Он серьезно
думал, что вопрос этот назревает и что надо готовиться
к моменту неизбежного его разрешения. В Лондоне учи
тывали эти откровения русского самодержца как дока
зательство широты его завоевательных планов и отве
чали уклончиво, но все больше настораживались в опа
сении перед русской политикой. Упорно, шаг за шагом,
добивается английское правительство от Николая при
знания балканских дел не особым русско-имперским во
просом, а общим делом- европейских держав, в котором
ни одна из них не должна действовать без соглашения
с другими. Николай не только шел на эти «конвенции»,
которыми английские политики пытались связать само
чинность его действий на Востоке, но искал и сам сбли
жения с Англией, чтобы расстроить англо-французские
соглашения. Англия, преобразованная парламентской ре
формой 1832 г. в страну всецелого господства торгово-
промышленных интересов, следил Л с нараставшей тре
вогой за ходом восточной политики Николая, за мерами
к развитию русского флота, за господством России над
Дунайским речным путем, за превращением Черного мо
ря в русское владение, а проливов — в охраняемый тур
ками, по договорному обязательству, выход России на
пути мировых сношений. Базой английского влияния на
Ближнем Востоке, в противовес русскому, служила Гре
ция. С поддержкой Англии добилась она самостоятель
ного политического бытия, морская и финансовая мощь
Англии ставила молодую страну под властный патронат
309 «иладычицы морей». Тут роли менялись. Россия и Фран
ция приняли участие в грекофильской политике англий
ского правительства, чтобы ограничить роль Англии
в вершении судеб балканской борьбы. Николай принял
независимость Греции в программу своей политики, хо
тя не переставал повторять, что считает греков «бунтов
щиками» против законной власти султана, не заслужи
вающими ни доверия, ни сочувствия. Характерно это раз
личие в отношении к Греции и к дунайским землям. Их
Николай признает самостоятельными, по существу, го
сударствами под своим покровительством, а греческое
движение расценивается им по-старому, с точки зрения
легитимизма, и лишь в противовес англо-французской
политике берет он его под свою опеку. Такое сплетение
отношений на Ближнем Востоке вело с роковой неизбеж
ностью к острому и решительному конфликту. Но Нико
лай его не предвидел. Правда, с 30-х гг. он обсуждает
возможность столкновения с Англией. Пытается разви
вать и морские, и сухопутные силы при явно недоста
точных технических средствах и экономических силах.
Но он до конца надеялся избежать этого столкновения.
Он долго обманывал себя расчетом на такое соглашение
между Россией и Англией по всем вопросам восточной
политики — и в Средней Азии и на Балканском полуост
рове, которое примирит их антагонизм и предупредит по
следствия слагавшегося англо-французского союза или
даже его расстроит. Деятельная работа русской дипло
матии в конце 40-х и начале 50-х гг., которой Николай
сам руководит, проникнута стремлением закрепить раз
лагавшуюся систему мирных отношений и выйти из на
раставшей изоляции России с помощью приемов, уже
недостаточных и далеких от политической действитель
ности. Николай, живший в мире «династической мифо
логии», по выражению его немецкого биографа1, припи
сывал, в своем державном самосознании, решающее зна
чение В ходе политических событий ЛИЧНЫМ’ отношениям,
взглядам и предположениям правящих лиц, смешивал
иной раз значение формальных международных обяза
тельств и личных бесед или писем, какими обменива
лись власть имущие. Технику международных отношений
он представлял себе в форме личных сношений и отно
шений между государями, непосредственных или через
I Schimanl Г. G eschichte R usslands un ter kalser N icolaus I. Bd. 1—4.
310 уполномоченных ими послов; зависимость политики от
борьбы парламентских партий и смены министерств
п конституционных государствах, по его мнению, лишает
ее устойчивости, а заключенные трактаты — прочного
значения. Он строит существенные заключения и расчеты
па прусской дружбе, австрийской благодарности за вен
герскую компанию, на английском благоразумии, к кото
рому обращается в личных переговорах, на плохо по-
пятом самолюбии Наполеона III, которому должно поль
стить приглашение в Петербург с обещанием «братского»
приема у русского самодержца (что французский импе
ратор, естественно, принял как обидную бестактность)
п т. п. Преувеличивая значение приемов, традиционных
в международных сношениях эпохи абсолютизма, Нико
лай дипломатическими иллюзиями отгонял от себя до
последней возможности ожидание неизбежного взрыва
огромной борьбы. В этом — один из корней своеобразно
го трагизма того положения, в каком он очутился при
начале войны 1854—1856 гг. Другой — вырос из раскрыв
шейся ужасающей слабости громоздкого государственно
го аппарата перед задачами напряженного боевого ис
пытания.
Официальная фразеология (больше, чем идеология)
связала и балканскую политику Николая со старинными
русскими традициями. В обманчивом расчете на то, что
западные державы в конце концов уступят и не пойдут
на решительную борьбу против русского протектората
над Турцией и ее христианскими подданными, Николай
поставил ребром вопрос о своем притязании на автори
тетное покровительство православной церкви в преде
лах турецкой империи, т. е. ввиду государственно-право
вого и административного значения константинопольско
го патриарха — над всем православным населением
Оттоманской Порты. А на объявление войны Турцией
19 октября 1854 г. отзетил манифестом, где причиной
войны выставил защиту законного права России охра
нять на Востоке православную веру. Эта политика —
прямой вызов западным державам — привела к непо
сильной борьбе, без союзников, с целой коалицией. Тех
ническая отсталость свела в этой борьбе на нет значение
русского флота. Мертвящий формализм николаевской
системы и навыки безответственной рутины обессилили
русскую армию. При строгой внешней выправке эта ар
мия оказалась слишком пассивным орудием высшего ко
311 м.шдования. Суровая и бездушная муштровка подорвала
энергию и находчивость ее отдельных тактических еди
ниц, а навыки механически-стройного движения сплочен
ных масс, выработанные на плац-парадах, были вовсе
бесполезны на поле битв. Живая и полная одушевления
армия 1812 г. не пользовалась сочувствием Николая
и его братьев. По их убеждению, походы 1812—1814 гг.
испортили войска и расшатали дисциплину; все усилия
были направлены на уничтожение ее духа, казавшегося
слишком 1гражданским. Но всего тягостнее сказалась на
ходе войны крайняя дезорганизация тыла — его несосто
ятельность в снабжении армии, в санитарной и интен
дантской частях. И внешние и внутренние условия, в ка
ких протекала война, были полным крушением никола
евской политической системы.
В конце 1854 г. беспомощно и бесплодно прозвучал
патетический манифест, которым Николай пытался сде
лать войну «отечественной», наподобие 1812 г., призы
вая страну к самозащите, а 18 февраля 1855 г. он умер,
так неожиданно и в таком подавленном настроении, что
многие не хотели верить в естественность этой смерти.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.
Попередня: V. Россия и Европа
Наступна: VII. Личные итоги