В княжеской среде и в общественных кругах, примы
кавших к ней, установилось — с ранних времен Киевском
Руси — представление о княжестве как о семейном кня
жом владении. Древняя Русь не знала иных князей, кро
ме владетельных; каждый княжич имел притязание на
«часть в Русской земле», а ближайшим образом на долго
во владениях отца, в том, что было для него вотчиной
и дединой. Навстречу этим воззрениям княжого права
шли, с одной стороны, слабая централизованность жиз
ни и областных интересов, тяга каждого сколько-нибудь
значительного городского центра и его области к обособ
лению под управлением своего князя и, с другой, стрем
ление князей, стоявших во главе политической жизни
336 всей страны «старейших во всей братье князьях рус
ских», — «держать» областные земли, посылая туда
младших братьев, сыновей и племянников на княжение.
Политическое единство пытались они удержать и укре
пить патриархальной властью отца над сыновьями, а за
тем князя-«старейшины», который должен быть «в отца
место» всем остальным князьям. Развитие местной об
ластной жизни и вотчинные притязания младших поко
лений многолюдного княжеского рода разбили это един
ство, когда ослабело и пришло в упадок значение Киева
как центра торговых и политических интересов древней
Руси.
Обособившись от киевского юга, Великороссия устрои
ла свое Владимирское великое княжество по той же си
стеме местных княжений, объединенных под властью ве
ликого князя. Но в XII й XIII столетиях по всей Руси вы
яснилось бессилие «старейшего» или, как его титулуют
на севере, «великаго» князя удержать Патриархальный
характер за властью «в отца место». Он признается
только «братом старейшим» в политической терминоло
гии эпохи, и младшие князья решительно настаивают на
«братском» равенстве князей, которых великий князь
должен держать не «подручниками», а «братьей молод-
шей», т. е. не обращаться к ним о повелениями, призна
вать самостоятельности их княжеских прав и княжеской
власти, а общие дела решать по совещанию и соглаше
нию с ними («по думе» или «по сгадце»), В ту пору влия
тельные общественные силы были против усиления ве
ликокняжеской власти. Попытка Андрея Боголюбского
сломить самостоятельность младших князей и держать
в руках боярство закончилась его гибелью под ударом
боярского заговора; его брат, Всеволод III, поднял зна
чение своей власти в борьбе с князьями-родичами и бояр
ством, явился организатором Владимирского великого
княжения, но — недаром его прозвали Большое Гнездо —
его сыновья и внуки пошли по старым, киевским путям
междукняжеских отношений. Татарское нашествие и вла
дычество Золотой Орды на время подорвали и подавили
ранние зачатки более интенсивной организации Велико
россии, и после смерти Александра Невского значение
и сила Владимирского великого княжения ослаблены
и расшатаны давлением ханской власти и рядом усобиц
за обладание великокняжеской властью, за и против ее
усиления. Ко времени, когда — в 30-х гг» XIV в. — эта
22—482 337 Гнфьбл переходит в последовательное «возвышение
Москвы», взявшей на себя задачу постепенного усиления
центральной великорусской власти и объединения север
ной Руси в борьбе на три боевых фронта, определился
сложный уклад политической карты Великороссии. Ве
ликокняжеской власти непосредственно подчинены толь
ко Владимирский центр с его небольшой областью и се
мейная вотчина московских князей. Тесно примыкают
к великому княжеству, сведенные на положение «под
ручников» еще при Иване Калите и Семене Гордом, вла
детельные князья ростовские, белозерские, стародубские,
галицкие и др.; они почти вовсе утратили характер
участников в политической жизни страны, но «княжат
и володеют» на своих вотчинных княжениях, сохраняя
независимость управления своими мелкими территория
ми. Отказавшись поневоле от более широких политиче
ских стремлений, они погружены в местные владельче
ские интересы, их княжая власть получает характер зем
левладельческой вотчинной юрисдикции и расправы,
8 владения дробятся от поколения к поколению на мел
кие участки, из которых иные не крупнее большой бояр
ской вотчины. Но по окраинам Великороссии сложились
в связи с большей широтой интересов и кругозора, в бое
вых и мирных отношениях к соседним странам полити
ческие формации более крупного калибра и менее зави
симые от Владимирского центра: великие княжества
Тверское, Рязанское, Нижегородское со своими «велики
ми князьями» и князьями младшими, со своей борьбой за
великокняжескую местную власть и ее усиление, а на
северо-западе — «народоправства» Великого Новгорода
и Пскова, автономные во внутренних делах, хотя и при
знающие своим князем великого князя всея Руси. У всех
у них своя политика и своя боевая сила, которая то ищет
опоры в Великорусском великом княжении, хотя бы це
ной усиленного подчинения вел. кн. владимирскому, то
противостоит ему в защите местной независимости, хотя
бы ценой иноземного союза и вассальной зависимости от
литовского соседа или даже усиленных и нелегких свя
зей с татарской властью.
В тех напряженных международных условиях, в ка
ких протекала историческая жизнь Великороссии в XIV
и XV столетиях, главной задачей великокняжеской влас-
сти, главным основанием ее стремлений к усилению
и притязаний на господство было объединение в распо
338 !
ряжении одного центра боевых сил страны и ее матери
альных средств на организацию самообороны и борьбы
за свободу внешних путей, необходимых для развития
народнохозяйственной жизни. Сплотить внутренние си*
лы страны и взять в свои руки все нити ее внешних от
ношений — неизменная тенденция договоров, которыми
великие князья устанавливали свои отношения к осталь
ным владетельным князьям. Но в этом историческом де
ле они связаны не только противодействием более силь
ных из местных владельцев, а также и не менее — стро
ем семейно-вотчинных отношений своего московского
княжеского дома. Опорный пункт всей их деятельности,
Московское княжество было семейной вотчиной князей
Даниловичей. По смерти отца — главой семьи оставалась
вдовствующая княгиня-мать из чьей воли сыновья не
должны выходить, в том числе и тот старший, кто был
великим князем всея Руси. Владели князья-братья об
щим вотчинным наследием по уделам, как им отец в сво
ей духовной грамоте «раздел учинил». В принципе доли
братьев должны были быть приблизительно равны, хотя
это равенство на Москве неизбежно, отчасти, нарушалось
в пользу старшего тем, что уже при сыновьях Калиты
выяснилась политическая необходимость сохранить в его
владении наиболее важные (прежде всего — в военном
отношении) пункты, как Коломну или Можайск, да еще
тем, что братья уступали старшему, князю великому,
«на старейший путь» лишек в доходных статьях дворцо
вого хозяйства и московских городских сборах. Раздел
общей вотчины на уделы не разбивал княжества на обо
собленные части. Владение по уделам было владением
долями общего наследства, которое не разрывало их пра
вовой связи с целым. Уделы были наследственны, пере
ходили к вдове и сыновьям удельного князя, но ему не
принадлежало право завещательного распоряжения вы
морочным уделом, в случае безнаследной смерти. Такой
удел должен был вернуться в общее семейное владение
и идти в раздел между остальными братьями, произво
димый вдовствующей княгиней-матерыо или старшим
братом по соглашению с младшими, если матери нет
в живых. Возможен был, по удельному праву, частич
ный передел долей — по усмотрению той же семейной
власти — для пополнения утраты, какую потерпят по ка-
кой-либо причине владения одного из князей, чтобы вое
становить пропорциональное отношение их объема. Пра-
22* 339 нили, судили и рядили князья по своим уделам вполне
самостоятельно, но в общих делах княжества должны
были действовать сообща, по «думе» и «сгадце».
Основные черты удельного владения общим вотчин
ным княжеством повторяют порядки крестьянского до
левого землевладения, с которым разделяют и черту
значительной неустойчивости, так как держались обыч
но только между князьями-братьями, а в третьем поко
лении наступал распад на обособленные вотчины, выхо
дившие из удельных связей. Распад этот и развивался
беспрепятственно везде, где не было ему Противодейст
вия в потребности сохранять объединение сил ради по
литической борьбы и вообще более широких политиче
ских задач. И Московское княжество пережило некото
рые моменты этого удельно-вотчинного процесса. При
сыновьях Калиты — владение по уделам с сохранением
единства боевых сил и финансового управления; при его
внуках и правнуках уже различают две вотчины (мос
ковско-коломенскую и серпуховскую), единство распоря
жения военной силой сменяется договорным союзом для
совместных действий, нарастает раздельность управле
ния тяглыми людьми и сбора дани по местным княже
ниям, а поступление дани в великокняжескую казну обу
словлено только необходимостью уплачивать «выход»
хану. Однако развитие грозившего и этому княжеству
вотчинного распада пресечено влиянием на московские
отношения того обстоятельства, что старший из князей
московского дома был в то же время великим князем
всея Руси, и внутренние московские дела ставились в тес
ную зависимость от его великокняжеской политики и си
лы. Интересам этой политики подчинен и самый выдел
уделов: важнейший из них, Коломенский, должен, по
определению Дмитрия Донского, всегда принадлежать
тому князю, кто займет стол великого княжения. Рядом
договорных соглашений поддержано единство во внеш
них сношениях, военных действиях, в сосредоточении со
бранной дани к одной казне. Тем не менее семейно-вот
чинные традиции сильно связывали великокняжескую
власть; зависимость от них противоречила основным тен
денциям ее политики, ее стремлению к единодержавию.
С особой остротой выступило это противоречие нарастав
ших новых условий политической жизни и традиционно
го княжого владельческого права с тех пор, как Дмитрий
Донской положил в своей духовной грамоте основание
340 распространению своего вотчинного права на всю терри
торию Владимирского великого княжества. Ребром стал
вопрос, станет ли великое княжество, станут ли все «при
мысли» и захваты великокняжеской власти, какими она
увеличивала территорию своего непосредственного гос
подства, объектом семейно-вотчинного владения по уде
лам? Воззрения эпохи склоняли к утвердительному от
вету на этот вопрос, и младшие князья не раз предъяв
ляли притязания на то, чтобы князь великий делился
с ними новыми приобретениями. Дмитрий Донской сде
лал уступку этим традиционным воззрениям, назначив
младшим сыновьям, кроме уделов в московской вотчине,
также наделы из великокняжеских владений, и между
его сыновьями возникли серьезные разногласия из-за
владельческих отношений, которые быстро разрослись
в целый кризис междукняжеских отношений вообще,
в борьбу по вопросу о преемстве в великокняжеской вла
сти, о взаимных отношениях между великим князем и его
родными и более дальними братьями-князьями.
Великокняжеская власть могла стать крупной поли
тической силой, только вырвавшись из пут семейно-вот
чинного обычного права. Она идет к своей цели путем
фактического его нарушения и переходит, по мере успе
ха, к принципиальному его отрицанию. В руках великого
князя значительный перевес силы над младшими князь
ями; он владеет сверх удела в московской вотчине —
территорией великого княжения, распоряжается и сила
ми мелких владетельных князей, которых рано свел на
положение князей «служебных». Его преобладание не
могло в конце концов не сломить семейно-владельческо
го строя московской семьи. И великие князья настойчиво
проводят подчинение порядков удельного владения сво
ей верховной воле. Собственное вотчинное право млад
ших князей должно уступить место их наделению по воле
великого князя, по его «пожалованию». Распоряжение
всей территорией должно быть сосредоточено в его ру
ках. Выморочный удел переходит в его распоряжение
без всякого раздела. Он «государь» для членов своей
семьи (в том числе и для вдовствующей княгини-мате
ри). Такая новая постановка великокняжеской власти
достигнута постепенно рядом ударов по старому обычно
правовому укладу. Преемники Дмитрия Донского идут
решительно по этому пути разрушения прежних семейных
отношений: захватывают вымороченные уделы, не делясь
341 1 4’ч»л м.ими, изменяют состав их владений путем прину
дительного обмена волостями, наделяют их по своему по-
жллованию «в удел и в вотчину» и требуют от них от
каза от самостоятельной политической роли и полного
подчинения во внешних сношениях, в распоряжении бое
вой силой, в раскладке сбора дани. Тот же образ дейст
вий применен к вотчинным княжениям мелких владе
тельных князей на территории Владимирского великого
княжества. Великие князья добиваются от них отказа
в свою пользу от вотчинных прав, сперва с сохранением
пожизненного владения и уступкой посмертного преемст
ва за то или иное вознаграждение (таковы еще пресло
вутые «купли» Ивана Калиты), позднее в иной форме:
владетельный князь отступается великому князю от сво
ей вотчины, а тот его жалует его же вотчиной, иногда
с добавочным наделом, иногда с урезкой. Перед кончи
ной князя-вотчинника подобные мнимо добровольные
сделки иногда закреплялись подтверждением в духовной
грамоте, что его вотчина— князю великому, с просьбой
о поминании души и ликвидации долговых обязательств;
такие духовные грамоты дали повод*нашей историогра
фии говорить о праве князей на предсмертное завеща
тельное распоряжение вотчинным или удельным княже
ством и о праве его отчуждения в «частноправовом»
порядке. На деле тут только своеобразные формы ликви
дации удельно-вотчинного права, действия, вынужден
ные засильем великокняжеской власти, и сами такие гра
моты не только писаны под московскую диктовку, но
иной раз и прямо средактированы дьяками великого кня
зя. Эта ломка старины не прошла без тяжких смут. Она
сокрушала не только обычно-правовые устои внешнего
положения младших князей. Глубоко потрясала она ос
новные бытовые традиции, моральные связи братского
«одиначества» князей, их «крестоцеловального доконча-
ния», самих семейных отношений, тот нравственный фун
дамент извечной «старины и пошлины», которым так до
рожило русское средневековье. Жестокая смута в дни
Василия Темного с ее драматичными подробностями —
ослеплениями захваченных соперников, отравлением не
укротимого врага, предательствами, частым нарушением
крестных целований, кровавой расправой со слугами
противника, жадной погоней за «вотчинами недругов» —
была временем болезненного перелома изжитой, но еще
упорной традиции. В суровых приемах ликвидации этой
342 смуты великокняжеской властью впервые повеял над
Великороссией дух «грозного» царя, воплощенный в дея
тельности питомца этих лет Ивана III, его сына Василия
и завершителя их дел Ивана Грозного. На развалинах
традиционного строя отношений, освященного вековыми
навыками моральных и правовых воззрений, вырастала
единая власть «государя князя великого» и перестраива-
ла их заново «на всей его воле». Основой своих притязав
ний она выдвигала патриархально-вотчинное властвова
ние над всей территорией великого княжения, воплощая
по-своему стародавнюю традицию старейшины среди
русских князей «в отца место» с небывалой полнотой —*
до крайней степени, до представления о великом князе
как «государе над всеми государями Русской земли», са
модержавном в своем абсолютизме, в своей свободе от
всяких традиционных норм, кроме одной — своей вла
дельческой воли.
Иван III закончил эту ломку старого удельно-вотчин
ного порядка упразднением былой самостоятельности
крупнейших областных политических единиц и обратил
всю Великороссию в свое вотчинное государство. Неко
торая незаконченность этого фактического объединения
власти в полном единодержавии — сохранение внешней
выдохшейся формы самостоятельной политической жиз
ни Рязани и Пскова, формально уничтоженной только
Василием III, — не нарушала сознания достигнутой пол
ноты самодержавного вотчинного властвования. Иван III
дал этому сознанию резкое выражение в своем отноше
нии к вопросу о преемстве на стол« великого княжения.
Следуя примеру отца, который приобщил его к своей вла
сти, как соправителя, еще в раннем отрочестве, и образ
цам византийской практики, вел. кн. Иван объявил, ря
дом с собой, великим князем своего первенца Ивана Мо
лодого. Но ранняя кончина Ивана Ивановича и вторая
женитьба его отца поставили московский великокняже
ский двор перед сложной проблемой. Младший великий
князь оставил сына Дмитрия, который — в духе визан»
тийских понятий — был «порфирородным». Дед, в согла
сии с ближними боярами, признал его наследие и запе
чатлел это признание торжественным обрядом церковно
го помазания и поставления на великое княжение. Но
происки второй его жены, византийской царевны София
Фоминичны, и борьба придворных партий изменили его
намерения в пользу сына от второго брака — Василия,
343 по начал он с полумеры — объявил и его «государем ве
ликим князем» и дал ему Новгород и Псков в «великое
княжение». Псковичи, встревоженные перспективой раз
дела и смут, решились обратиться к великим князьям
Ивану и Дмитрию с челобитьем, чтобы те не делили
своего государства, а был бы и для Пскова государем
тот, кто князь великий на Москве. Ответ они получили
суровый и характерный. Иван III гневно заявил, что во
лен в своем внуке и в своих детях, а также в своих вла
дениях: кому захочет, тому и даст княжение; а года че
рез два наложил опалу на внука и посадил сына, также
с церковным обрядом, самодержцем на великое княже
ние Владимирское и Московское. Объединенные под
его единодержавной властью территории, столь недавно
политически автономные, еще не слиты в политическом
представлении о единой государственной территории.
Терминология грамот вел. кн. Ивана III колеблется в обо
значении комплекса его владений. Понятие о великом
княжении то суживается до пределов московско-влади
мирской области (Московского государства в тесном
смысле слова, по обычному разумению XVI в.), то об
нимает и Новгородский край; более широкое определе
ние достигается употреблением термина — «все великия
княжения». Только утверждение царского титула дает
выход из этих колебаний в формуле «все государства
Московскаго царствия». Вся вотчинная власть стянута
к одному центру. Единодержавный ее носитель воплоща
ет это единство и мог бы сказать, в полном согласии с по
литическим правосознанием своего времени: «Государ
ство — это я».
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.
Попередня: Московское цартство – II
Наступна: Московское цартство — IV