Рядом с князьями и боярами стоят в большой близо
сти к великокняжеской власти — «государевы богомоль
цы». Церковь была в старой Руси крупной общественной
374 и политической силой. Русская митрополия — часть Кон-
стаитинопольской патриархии — имела вне Руси высший
центр своего церковного управления во власти «вселен
ского» патриарха Византии. Патриарх поставлял на
Русь главу местной церковной иерархии, по общему
правилу, из клириков царствующего града. Образован
ный иерарх, облеченный обширными полномочиями, яв»
лился в страну, которая представлялась просвещенной
Византии варварским миром, как носитель высшей куль
туры и представитель высшей, не зависимой от местных
сил, духовной власти. Такая организационная основа
русской иерархии давала ей, в значительной мере, само
стоятельное положение в русском политическом мире.
И это самостоятельное значение русской митрополии
в ряду местных политических сил увеличивалось раз
дельностью и дробностью политического господства рус
ской княжеской власти. В XIV и XV столетиях разделе
ние русских земель между двумя крупными политичес
кими организациями — Литовско-русским государством
и Великорусским великим княжением — чрезвычайно
осложняло положение митрополии всея Руси. Переход
митрополичьей резиденции из Киева на великорусский
север, во Владимир, связал митрополию ближе и теснее
с великорусскими отношениями и интересами. Владимир
ский двор митрополита всея Руси стал центром для тех
общественных групп — великокняжеского боярства и ду
ховенства, которые с особой остротой переживали тяго
стные последствия распада более широких политических
связей в удельно-вотчинном дроблении территории и вла
сти. Тут, в этой среде, возник в первые годы XIV в. при
митрополите Максиме, первом из митрополитов, который
утвердил свое пребывание во Владимире, замечательный
памятник письменности — обширный летописный свод,
общерусский по кругозору и основной тенденции, обще
русский и по материалу, собранному из местных записей
о событиях в северной, западной и южной Руси. Эта же
среда, при личной поддержке митрополита Максима,
вдохновила тверского князя Михаила Ярославича при
нять титул великого князя всея Руси и сделать неудав-
шуюся, но показательную попытку возродить подчинение
всей Великороссии единой и более сильной великокняже
ской власти. Ближайшие преемники митрополита Мак
сима — южнорусс Петр и грек Феогност глубоко усвоили
те же великорусские политические тенденции, но, вместе
375 с великокняжеским боярством, которое отхлынуло от
Твери к Москве и здесь нашло искомый центр новой объ
единительной работы, направляют силу своего пастыр
ского влияния на поддержку стремлений московских
князей к усилению великокняжеской власти.
В таких условиях нарастает процесс национализации
русской церкви. Преемником Феогноста на митрополичь
ей кафедре видим крупного политического деятеля, кото
рый вышел на митрополию из боярской среды велико
княжеского двора и волею судеб стал не только прави
телем церкви, но и руководителем политической жизни
Великороссии. Ярче и более последовательно, чем при
его предшественниках, служит теперь высшая иерархи
ческая власть целям мирской политики — в защите при
тязаний московского князя на Великорусское великое
княжение, в усилении его власти над другими владе
тельными князьями северной Руси, в борьбе с Литвой за
западнорусские области. Митрополит-правитель вдохнул
в великокняжескую политику определенную идеологию—
церковно-религиозную и тем самым национальную.
В оживленной переписке с Константинополем и в пас
тырских наставлениях русским князьям митрополит
Алексей развивает воззрение, что православная Русь —
часть священной христианской политики, политического
тела церкви, а власть великого князя всея Руси
и [власть] русского митрополита — органы ее устроения
и защиты: Отсюда, с одной стороны, вывод, что борьба
Москвы с «языческой» Литвой «огнепоклонника» Оль-
герда заслуживает сочувствия и поддержки всего хри
стианского мира, а с другой — требование, чтобы рус
ские князья блюли свое «одиначество» с великим князем,
скрепленное крестным целованием, и служили его делу
своей ратной силой под страхом отлучения не только
митрополичьего, но и патриаршего.
Политика митрополита Алексея ставила ребром
вопрос о великорусском характере митрополии, о превра
щении русской церкви в учреждение Великорусского
государства. Но был он не московским митрополитом,
а «киевским и всея Руси». Национально-великорусское
направление его деятельности придавало односторонне
политическое значение его иерархической власти над
русскими епархиями Литовско-русского государства.
Митрополия оказалась на безвыходном распутье. Неиз
бежным становилось ее разделение между двумя поме-
376 стпыми церквами — великорусской и западнорусской.
Пел. кн. Дмитрий Донской шел на это, по смерти митро
полита Алексея, лишь бы сохранить в своих руках на
значение кандидата на митрополичью кафедру и ее
нлияние в составе активных сил великокняжеской поли
тики. Но значительная часть духовенства дорожила
исконным единством митрополии; это единство имело
и свой, притом не малый, политический вес, как условие
влияния Москвы на православные области западной
Руси, особенно же на русские земли, колебавшиеся меж
ду Москвой и Литвой, в которой они искали опоры про
тив московского засилья. Затяжная церковная омута,
суть которой в борьбе за и против притязания москов
ского великого князя избирать кандидата в митрополи
ты, за и против единства митрополии, кончилась побе
дой этого единства и независимости митрополии от
великокняжеской власти. Митрополиты — болгарин Кип-
риан и грек Фотий порвали с традициями митрополита
Алексея, отделили свою политику от великокняжеской,
поставили себя в положение митрополитов всей Руси,
которые правят церковью, опираясь на высшую иерархи
ческую власть константинопольского патриарха, а в де
лах мирских стремятся наладить приязненные отношения
к светской власти обоих великих княжений — Велико
русского и Литовского. Москва потеряла на время одну
из существенных опор своих властных притязаний.
А митрополия, с другой стороны, выступает в эти годы
весьма требовательной защитницей своих мирских инте
ресов и своего пастырского авторитета, перед которым
должен склониться великий князь, духовный сын отца
своего, митрополита всея Руси.
Подчинение митрополии и всей церковной иерархии
великокняжеской власти имело для этой последней
огромное значение не только в сфере междукняжеских
и международных отношений. Церковь была носитель
ницей не только духовной, но и весьма значительной
мирской общественной силы, благодаря крупным разме
рам землевладения церковных учреждений и их экономи
ческой роли как единственных обладателей сравнитель
но крупного денежного капитала. Размеры церковного
землевладения не поддаются сколько-нибудь точному
учету. От середины XVI в. — а за первую его половину
едва ли можно предполагать особенно большой рост это
го землевладения — имеем сообщение иноземца, будто
377 монастырское землевладение охватило до трети всех зе
мель Московской Руси. Можно признать, что такое гла
зомерное определение было сильно преувеличено, веро
ятно даже намеренно и тенденциозно, теми собеседника
ми из московского боярства, от которых получил свои
сведения капитан Чанслор, передавший их автору рас
сказа о далекой Московии Клеменсу Адаму. Но если мы
вспомним ряд благоприятных условий развития этого
землевладения — крупные земельные вклады князей
и вотчинников-бояр, хозяйственную энергию монасты
рей, их значение как первой на Руси капиталистической
силы, широкие размеры льгот и пожалований в их поль
зу, острую тревогу, какую вызывает рост именно монас
тырского землевладения в московском правительстве
и светском служилом обществе во времена Ивана III,
а с другой стороны, сравним сообщение Чанслора
с обычным для позднего западноевропейского средневе
ковья определением размеров церковного землевладения
в 7б. 7« и даже 7з всех земель той или иной страны, —
возможное преувеличение такой расценки не предста
вится чрезмерным. Рядом с монастырским стоит земле
владение епископских кафедр и, особенно, крупное зем
левладение самой митрополии.
Положение этих земель в составе Великорусского ве
ликого княжества было, по существу, тождественно с по
ложением княжеского и боярского землевладения. Вот
чины принадлежали отдельным церковным учреждени
ям, которые и были, в лице своих начальных властей,
полноправными их владельцами. Среди них митрополи
чьи вотчины составляли особую крупную единицу,
и только этих вотчин касались грамоты и порядки, каки
ми были обеспечены права и имущества митрополии.
У других духовных вотчинников—епископов, игуменов—
были свои, помимо митрополии, права, гарантии и гра
моты. Это ставило их в прямые, непосредственные отно
шения к княжеской власти наряду с светскими крупны
ми землевладельцами.
Митрополит стоял особо. При Киприане положение
митрополии определено совместно великим князем
и митрополитом в уставной грамоте, которой придана
форма протокола их соглашения. Она и по содержанию
близка к договорам между великим князем и его «брать
ей молодшей» — князьями удельными. Уставная грамо
та (1392) обеспечивает самостоятельность митрополичь
378 его суда и управления и ограничение повинностей и пла
тежей населения митрополичьих волостей обычной
стариной и пошлиной с отменой всего, что вновь «учини
лось»; сбор дани только на уплату татарского выхода
в определенном размере оброка-урока по старым оброч
ным грамотам, с его отменой в те годы, когда не придет
ся давать дань татарам; выступление митрополичьих
бояр и слуг в поход под командой митрополичьего вое
воды только в тех случаях, когда сам великий князь
лично выступал во главе всей ратной силы великого кня
жения. Внесена в эту уставную грамоту и гарантия им
мунитета монастырских вотчин: в села пошлые монастыр
ские великому князю не всылать ни по каким делам
агентов своей власти, не судить их населения — ведают
и судят их игумены, а при смесном суде судебный доход
делится пополам между великокняжеским и монастыр
ским судьями. Но это не попытка общей гарантии вот
чинных привилегий церкви, а касается она тут только
тех монастырей, которые определены как «извечные мит
рополичьи». «Свои» монастыри были и у владык-еписко-
пов и у князей. Значительнейшие и много второстепен
ных тянуло к высшей светской власти, ко двору великого
князя. При сохранении за митрополитом его юрисдикции
и власти иерархической по церковным делам, эти мона
стыри, даже в период наибольшей самостоятельности
русской митрополии, находились в непосредственной за
висимости от великого князя по вотчинному землевладе
нию и привилегированной подсудности игумена, всей
братии и монастырских людей великокняжескому суду.
Жалованные грамоты, укрепляя вотчинные льготы насе
ления и вотчинную власть игумена, закрепляли связь
монастырских владений с великокняжеским двором
и устанавливали за ними характер великокняжеского
пожалования. Политически власть великого князя над
церковными учреждениями вне территории собственных
владений митрополии была ближе к ним и сильнее, чем
власть главы русской церкви; недаром видим великого
князя в роли защитника церквей и монастырей в Москве
и по городам от церковных налогов и поборов митропо
лита. Монастыри с их обширными вотчинами были пред
метом особого попечения великокняжеской власти, и уп
равление их делами стягивалось все плотнее ко двору
великого князя, пока в XVI в. не стало одной из важней
ших функций приказа Большого Дворца.
379 При таких условиях понятно, что и назначение игу
менов, особенно в более значительные монастыри, было
делом весьма существенным для великого князя и пере
шло фактически в его руки. Само сооружение новых мо
настырей происходило обычно с прямым участием вели
кокняжеской власти, по крайней мере в том смысле, что
возникающие монастыри, как только обстроятся и поста
вят свое хозяйство, спешили заручиться жалованными
грамотами на свои земли и угодья, на право заселять
свои вотчины пришлыми людьми со льготой в государе
вых пошлинах, на освобождение от подчинения местным
властям с прямой подсудностью центральному велико
княжескому суду.
Значительна была, с другой стороны, зависимость от
великого князя епархиальных архиереев. Средневековая
русская епархия представляла собою не только духовно
церковное, но и административно-владельческое учреж
дение. Само церковное управление, т. е. отношения ар
хиерея к подчиненному белому и черному духовенству,
было пропитано началами светского властвования.
В центре архиерейского управления стояла деятельность
архиерейского дома по суду и расправе над белым духо
венством, которое обложено данью и оброками с цер
ковных земель и сборов, и по управлению владычными
монастырями, обширными вотчинами и их населением.
По делам всего этого управления орудовал целый штат
светских архиерейских чиновников, служилых людей
разного калибра, наместников и дворян, приказчиков,
десятильников и тиунов. Элементы епархиального и вот
чинного управления характерно переплетались и слива
лись в духе общего строя отношений исторической эпохи,
когда всякое — а также церковное — властвование легко
и неизбежно приобретало владельческий уклад. При по
добном типе епархиального быта и строя архиереи сбли
жались с боярами-кормленщиками и вотчинниками по
своей социальной физиономии и по своей роли в общест
венном и политическом быту Великороссии. Епископы
и игумены — «государевы богомольцы» — примыкают к
княжескому двору, стоят в ряду — по сану в передних
рядах — с боярами в княжеских советах и княжеской по
литической деятельности и вместе со всей высшей об
щественной силой сосредоточиваются по мере образова
ния единого великорусского государства ко двору госу
даря великого князя.
380 Глубоко были заложены во всем строе старорусской
жизни основания подчинения церкви носителю светской
власти. Интересы внешней и внутренней политики вели
кокняжеской власти и общее направление ее эволюции
к полному едино- и самодержавию настоятельно требо
вали всестороннего использования этих возможностей.
Завершение национализации митрополии на великорус
ской почве как учреждения в строе Московского государ
ства стало необходимым элементом строительной рабо
ты московских великих князей.
Княжение Василия Темного — время озлобленной
и кровавой смуты, в которой рушились последние устои
удельно-вотчинного строя, — принесло Московской Руси
по ликвидации пережитого кризиса образование той
сильной великокняжеской власти, какую унаследовал
Иван III, а также упразднение прежнего самостоятель
ного и самовладеющего значения митрополии. По смерти
митрополита Фотия (1431) на митрополию наречен свой,
русский кандидат, епископ Иона. Но политические инте
ресы Византийской империи, изнемогающей под турец
ким напором, привели к поставлению на Русь митропо
лита Исидора, грека, который примкнул на Флорентий
ском соборе к унии с Римом. Его поездка в Италию,
возвращение, низложение и бегство затянули на ряд лет
прочное решение судеб русской церкви. Только в конце
1448 г. в Москве решились на поставление Ионы собором
великорусских епископов, хотя бы и ценой разрыва
с Константинопольской патриархией. Иона явился завер
шителем деяний Петра и Алексея и стал, вслед за этими
свидетелями, третьим святым московским митрополитом.
Канонизацией их памяти Москва освящала национально
великорусские тенденции своей митрополии.
С этой поры преемство на митрополичьем престоле
обходится, к немалому смущению местных строгих цер
ковников, без обращения в Константинополь за патриар
шим благословением; вскоре даже появится в «обеща-
тельных грамотах» новопоставляемых епископов обяза
тельство отнюдь не принимать на митрополию ставлен
ников византийской патриархии. Преемство на москов
ской кафедре определяется впредь формально, либо
благословением предшественником преемника, как Иона
благословил Феодосия, Феодосий Филиппа, либо избра
нием кандидата на епископском соборе, а по существу
выбором государя князя великого, который возводит
381 «проченного на митрополию по провозглашении и постав-
.мепии его собором епископов. Великорусская митропо
лия стоит перед светской властью без всякой внешней
опоры, сходит на положение учреждения в составе Мос
ковского государства, влиятельного, но зависимого
фактора великокняжеской политики, и живет местной
великокняжеской жизнью, местными московскими инте
ресами, под властной рукой государя великого князя,
опекуна русской церкви и вершителя ее судеб. Таким
подчинением митрополии светской власти закончена
была эволюция зависимости всего сложного строя и со
става русской церкви от мирской правительственной си
лы. Верховная власть Великороссии, приняв царский ти
тул, стала в то положение относительно церкви, какое
сложилось для всего православного Востока на визан
тийской почве.
К этой роли руководителя судьбами церкви вел мос
ковского государя ряд весьма существенных интересов
и отношений. Здание московского вотчинного государст
ва заключало в себе церковные учреждения, обществен
ное значение и социальная сила которых были слишком
крупны, чтобы светская власть могла иначе разрешить
вопрос о своем отношении к ним. Покровительство мона
стырскому и епископскому землевладению, усиление
и регламентация его привилегий, развитие могущества
митрополии долго играли роль одной из опор, одного из
средств самого роста великокняжеской власти, подобно
тому как такой же ее опорой было землевладельческое
и правительвтвующее боярство. Но вторая половина
XV в. принесла быструю и коренную перестановку всех
этих отношений на иную почву. Московский великий
князь вырос в вотчинные государи всей Великороссии
и стал забирать в свои руки самодержавное распоряже
ние ее силами и средствами, начал трудное и сложное
дело их организации на нужды своего «государева дела».
Встретив на этом пути привилегии и самостоятельную
силу своих «вольных слуг», он закончил их превращение
в «государевых хлопов» без сколько-нибудь крупных
потрясений. Но та же, по существу, задача стала перед
ним и по отношению к церковным магнатам. Тут камнем
преткновения была не вольность сильного и влиятельно
го общественного слоя, а издавняя льготность владений
сгесударезых богомольцев» и принципиальная независи
мость и неприкосновенность священного сана. Власть
382 московских государей входит в церковь в облачении цар
ского сана. Расцвет идеологии, основы которой заложе
ны на русской почве митрополитом Алексеем, освящает
ся и уподобляет подчинение церкви светскому властите
лю. На Русь перенесена византийская идея о царе как
главе «священной христианской политии», об органиче
ской необходимости царской власти для полноты цер
ковного строя: «Невозможно, — внушали византийиы
своим русским ученикам, — христианам иметь церковь,
а царя не иметь, ибо царство и церковь находятся в тес
ном единстве и общности и невозможно отделять их одно
от другой». Московское царство приняло наследие Ви
зантии, павшей под ударом турецкой силы, и стало «тре
тьим Римом», православным царством, единственным во
всей вселенной. Царь — верховный правитель и церкви,
и государства. Притязания церковного авторитета не
идут глубже и дальше идеала оцерковленного государ
ства, т. е. такого, где царская власть, хранительница ка
нонов и правоверия, руководится церковно-религиозными
идеями в своей властной деятельности как по отношению
к церкви, так и сфере светского правления. И это уже
много, так как предполагает связанность державной
власти морально-религиозными нормами и церкопно-ка-
ноническими положениями, истолкователем которых яв
ляется церковная иерархия. Пастырский долг духовен
ства — печаловаться царю о страждущих и обиженных,
наставлять его в истинных понятиях о добре и правде,
обличать его греховные и неправедные деяния; долг ца
ря как человека-христианина — вникать в эти наставле
ния, принимать их безропотно. Но облеченный властью,
которой вручены Богом милость и суд, все «церковное
и монастырское» и всего христианства попечение, он ре
шает и действует. Верховной волей государя определяет
ся личный состав иерархии; его повелением собираются
церковные соборы, он ставит им задания, властно вхо
дит в их делопроизводство, сообщает своим утверждени
ем обязательную силу их постановлениям. Помимо его
властной воли не могли быть решены никакие вопросы
церковной дисциплины, богослужебного обряда, важное
и мелкое, принципиальное и внешнее церковного обихода.
При большом бытовом интересе церковного дворца ко
всему этому обиходу личная царская воля и личные воз
зрения государя получили для церкви крупное и посто
янное значение.
383 Л там, где перекрещивались между собой обществен
ные и материальные интересы церковных учреждений
с целями и стремлениями государственной власти, возни
кали трудноразрешимые коллизии. Существенные и жи
тейски реальные, эти коллизии ставили с большой остро
той основной вопрос о согласовании церковного автори
тета с неограниченным никакими нормами вотчинным
самодержавием. Внутренняя принципиальная неразре
шимость подобной задачи наложила свою печать на судь
бы церкви в Московском царстве.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.
Попередня: Московское цартство — V
Наступна: Московское цартство — VII