Подов В.И. Легенды и были Донбасса

НАЧАЛО И КОНЕЦ

Ой ты, край ты мой Донецкий! Многострадальная наша земля! Много ты повидала за свою историю раз­ных событий. И радостных, и печальных. В твоих сте­пях рождались и массами гибли люди, появлялись и ис­чезали города и села. О многих тех добрых и худых де­лах не осталось и воспоминаний. Но вот о событии, что произошло в конце первой четверти тринадцатого сто­летия, дошли до нас печальные вести. И не изгладится

о  них память, пока существует человечество.

Черная туча монгольского нашествия нависла тогда над Европой. Обойдя Каспийское море с юга, через Пер­сию, монголы пришли сюда из Закавказья. Первыми жертвами монгольских завоевателей, включавших в свои орды покоренных татар, были алланы и половцы. Сея на своем пути смерть и разорение, передовые отря­ды врага достигли Днепра. На помощь половцам выш­ли дружины русских князей. Вблизи Хортицы, у брода Протолчи, они дали бой татаро-монголам. Разбив их, русские дружины двинулись навстречу г лавным силам врага. Двенадцать суток шли они на восток. Встрети­лись с врагом на реке Калке, что в центре нынешнего Донбасса. Здесь и разыгралась тяжелая битва.

Русских представляли объединенные силы Киевско­го князя Мстислава Романовича, Мстислава Удалого Галицкого, Мстислава Святославича Черниговского, Данила Романовича Волынского и Олега Игоревича Курского. С ними шли воины союзного племени полов­цев. У скалистых берегов Калки схватились две силы- силищи. Одна сила злая, жестокая, упоенная кровавы­ми победами над многими народами. Катясь с Востока на Запад и уничтожая на своем пути все живое, она стре­милась к подчинению все новых и новых территорий. Другая сила, противостоящая первой, пыталась отсто­ять независимость своих государственных образований, спасти Европу от порабощения и варварского разру­шения.

Сошлись на скалистых берегах речки Калки. И на­


9

 

чалась жестокая сеча. В кровавой схватке падали кони и люди. И кто знает, чем бы дело кончилось, если бы устояли половцы. Может на поле боя не осталось бы ни одного живого человека ни с той , ни с другой сто­роны. Но произошло то, что часто случается в бою, ког­да союзники не проявляют стойкости. Половцы не вы­держали, дрогнули, побежали с поля боя, обнажив фланги русских дружин. К тому же среди самих русских князей не было единства. Все это определило исход бит­вы. Русские дружины потерпели жестокое поражение. Сколько там пало наших предков – русичей – одному богу только известно. На месте павших русских витя­зей гранитные скалы – памятники. Народ назвал их Ка­менными могилами. И стоят они теперь на берегах ре- чек-Кальчика и Каленца, притоков Кальмиуса, в 80 ки­лометрах от Донецка, напоминая о тех далеких и гроз­ных событиях.

Битва на Калке явилась грозным предвестником та­таро-монгольского нашествия. По сути, для русских зе­мель это и было начало нашествия. Более двух с поло­виной веков стонала русская земля под татаро-монголь­ским игом. А его последствия были еще более продол­жительными. Но что имеет начало, то неизбежно долж­но иметь и конец. Конец этот приблизила победа рус­ских войск в Куликовской битве, где они полностью разгромили войско Мамая. Это было начало конца.

Прошло еще ровно сто лет. Пошатнувшуюся власть татаро-монгол над славянскими землями пытался вос­становить хан Большой орды Ахмат. Заключив согла­шение с польским королем Казимиром IV, он напал на русские земли. Однако успеха не имел. Потребовал за­тем Ахмат от Московского великого князя Ивана III выплаты дани, но получил категорический отказ. Тог­да в 1480 году организовал он новый поход на Моск­ву. Собрав огромную орду, пришел на реку Угру. Стал лагерем, ждал войск союзника Казимира IV. Однако у Казимира появились свои заботы. На его земли напал Крымский хан Менгли-Гирей. А на противоположном берегу Угры накапливались силы Московского князя.


ю

 

Противостояние на Угре было равносильно пораже­нию Ахмата. При отсутствии помощи польского коро­ля он не решился вступать в сражение. К тому же нача­лись свирепые холода. И Ахмат 11 ноября побежал на юг. Бежал без оглядки, теряя по пути людей и коней. Нагие, босые, оборванные падали татары, как осенние мухи.

Остановился Ахмат только в устье Северского Дон­ца. Думал, здесь найдет покой и отдых. Не знал, что та- таро-монгольскому нашествию, начавшемуся в Донбас­ской битве на реке Калке, в этом же регионе будет по­ложен и конец.

Когда стемнело, в ханский шатер Ахмата, с кинжа­лом на поясе, вошел тюменский хан Ивак. Короткая схватка – и хан Ахмат, словно большая хищная птица, лежал окровавленный на полу с распростертыми рука- ми-крыльями. Отлетал свой век стервятник!

Так тюменский хан Ивак 6 января 1481 года свел сче­ты с соперником. Это был не только конец злого агрес­сивного хана Ахмата, последнего хана Золотой Орды. Это был конец попыткам восстановить власть татаро-монгольских ханов над Русью, а следовательно, и над всей Европой.

Не зря говорят: если есть начало, будет и конец.

 

Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.