Ехали донские казаки по берегу речки Бахмутки. Держали путь на Кальмиус-речку рыбу ловить. Захотелось им пить. Видят саженях в двадцати от берега – кри- ничка. Остановили лошадей, спешились. Один зачерпнул воду пригоршнями, с жадностью хлебнул. И тут же изо рта фонтаном выбросил. |
– Фу, соленая… Сущая рапа.
Другой тоже попробовал, но уже осторожно. – Действительно соленая, – подтвердил он. – Крепко насолили. Сделали еще шагов с полсотни, попили прямо из речки. Вода чистая, прозрачная, пресная. На Кальмиусе улов был удачным. Наловили много леща, судака. Стали солить рыбу и вспомнили ту соленую криничку. Тот, кто первым попробовал соленой воды, сказал: – Вот бы тут такая соленая криничка, Бросили бы в 4 нее рыбу – враз бы просолилась. – Твоя фантазия, кум, хороша. Да не лучше ли попробовать соль там вываривать. Авось получится не хуже, чем на Торских озерах. – Деловой ты казак, кум. Умная голова, неча сказать. Давай попробуем. Возвращаются казаки домой. Везут рыбы – и сушеной, и вяленой. Подъехали к той криничке соленой на Бахмутке. Осмотрели вокруг местность. И порешили: отвезем рыбу – приедем сюда соль вываривать. Так и сделали. Казан привезли, соленой воды налили. По балкам дров нарубили, огонь разожгли. Все это делали в стороне, подальше от кринички, чтобы кто- нибудь о ней случайно не проведал. К концу дня подсчитали. Неплохо получилось. Почти в два раза больше, чем за такое время на Торских озерах вываривали. И пошло, поехало. Изо дня в день донские казаки тайно здесь соль варили. И себе хватало, и на продажу отправляли. И атаману в подарок посылали. – Смотри, кум, о том, где мы соль варим,- никому ни слова. Ежели что – говори, мол, на Торских озерах. – Ну что ты, кум! Я не из болтливых. Сам знаешь… – Разве только атаману сказать. От него ничего таить нельзя. Года два, а, может, три, в летний сезон донские казаки тайно на Бахмуте соль варили. Всякая тайна, однако, со временем становится явью. О выварке соли на |
18 |
Бахмутке проведали казаки Изюмского полка. И вдруг с наступлением весны 1701 года сюда на промысел хлынули. И объективные обстоятельства тому способствовали. Предыдущие два года неурожайными были. Людей голод терзал. Чтобы выжить, изюмцы, пренебрегая службой, соль вываривать бросились.
Донцам, понятно, такое соседство не понравилось. Местность эту они считали своей заимкой. И по обычаю того времени чувствовали себя здесь законными хозяевами. На этом основании пытались изюмцам соль варить воспрепятствовать. Силы, однако, были неравными. На горстку донцов набралась целая сотня ицюм- цев. И донцы сами оказались изгнанными. Изюмцы стали обосновываться здесь всерьез и надолго: казанами и сковородами обзавелись, солеваренные колодцы стали копать, печи класть, для жилья курени и землянки строить, а для хранения соли – амбары. Одним словом, на речке Бахмутке стихийно солепромысел возник, постоянное поселение солеваров образовалось. Проведал об этом полковник Изюмского Слободского полка Шидловский. Хоть и был он недоволен своими казаками, бросившими службу, не стал насильно возвращать их. В солепромысле на Бахмутке важный источник доходов он увидел. И уже подумывал, как бы к рукам его прибрать. Такую большую обиду донцы, конечно, не могли стерпеть. Виданное ли дело? – изюмские казаки насильно их прав на заимку лишили, а вместе с тем и на доходы от выварки соли. “Борьба – кровавая и бескровная… Только борьбой можно свои права и престиж восстановить”, – думали они. А пока с жалобой на изюм- цев к Петру Первому обратились. Царь не долго думал. Руководствуясь субъективными факторами, на с^ону Изюмского полка встал. Как и просил Шидловский, Петр Бахмутский солепромысел в ведение Изюмского полка передал. Изюмцы казались ему ближе, послушней своенравных донских казаков. Столкновение двух сил – донских и изюмских каза |
19 |
ков – из-за Бахмутского солепромысла, словно могучий удар кремня по стали, и дало те искры, от которых в 1705 году сгорел Бахмут, а через два года запылала война под руководством Кондратия Булавина.
Споры вокруг солепромысла отражены в Грамоте Петра Первого полковнику Изюмского полка Ф.В. Шидловскому от 14 октября 1704 года. Здесь же зафиксирован и факт рождения нового поселения. По имени речки Бахмутом его назвали. В той грамоте сказано: “А в прошлом де 1701 году те торские жители обыскали место в дачах Изюмского полка, на речке Бахмут, где соль варить прибыльнее торского, и с того города Тору без нашего Вам государственного указа и без тво- е^о# ведома перешли все жить на речку Бахмут; також из того Изюмского полка, из городов и иных черкасских полков жители черкасы перешли в то место жить многие, также и русские всяких чинов служилые люди, и крестьяне пришли многие и живут самовольно и службы никакой не несут и тебе чиниться непослушны”. Эта Грамота – бесспорное документальное свидетельство о времени рождения Бахмута. Не случайно ее называют метрикой города Бахмута. А чтобы узнать, сколько во вновь возникшем поселении жителей и откуда д^о пришли, на речку Бахмут – ку из Белгорода в соответствии с царской грамотой от 14 августа 1702 года поручик Петр Языков был послан. Обследовав новое поселение, он составил описные книги, сказки (рассказы жителей) и чертежи. В тех описных книгах говорилось, что на новопоселенном месте на речке Бахмуте русских жителей, переселившихся из Тора, Маяков и иных городов, – 36 человек; черкас Изюмского поллка, прибывших из Тора и Маяков, – 112 человек, а донских казаков всего два. В это время все жители Бахмута имели 49 дворов, 49 изб, 48 курней и землянок. Они открыли 29 солеваренных колодезей, откуда черпали рассол, и построили 11 амбаров для хранения соли. |
20 |
Перт Языков не забыл указать и количество детей у жителей новопоселенного Бахмута. Он писал: “На той речке Бахмуте жителей: русских людей торских жителей 18 человек, у них детей 23, маяцких жителей 4, дети их 4. Переяслав-рязанский волостной крестьянин 1, туле- нин посацкий 1 человек, москвитятин посацкий – 2, города Королевца посацкий 1, суздалец гулящий 1, боярский крестьянин 1, арзамасец посацкий 1, у него сын один, тополец гулящий 1 человек”. Раз поселенцы прибыли с детьми, то уж навсегда.
Данные исчерпывающие, документальные, Сомнению не подлежат. Назовите другой город с трехсотлетней историей, который бы располагал такими точными, исчерпывающими данными о времени своего основания! Тут все очерчено четко, выпукло. Год рождения Бахмута – 1701-й. Возник не по велению свыше, как Тор, а стихийно, по воле предприимчивых людей. Социальный состав первых поселенцев – свободные горожане и казаки. По происхождению – в основном казаки и городские свободные жители. Национальный состав – украинцы и русские. Род занятий жителей Бахмута – солеварение. В 1702 году в Бахмуте уже насчитывалось 150 жителей. Известно и их прежнее место обитания. Бахмут вместе с солепромыслом быстро развивался. Уже в 1704 году, посланный сюда из Белгорода капитан Скурихин зафиксировал новые строения. Для защиты от кочевников в 1702 году была построена крепость с дубовым острогом. Для сбора пошлин появилась таможенная изба Семеновской канцелярии. Сооружена ратуша Изюмского полка. Жители Бахмута вываривали соль на 170 сковородах, число амбаров выросло до 15. Для обслуживания солеваров было открыто 9 кузниц. Несчастливым оказался для Бахмута 1705 год. Донские казаки во главе с Кондратием Булавиным дотла сожгли его. Новые бедствия принесла ему булавинская война в 1708 году. |
После подавления Булавинского восстания Бахмут снова поднимается. В 1711 году сюда переведена часть войск из Троицкой крепости (Тагонрог), отданный туркам. С тех пор Бахмут стал главной крепостью на юге России. В том же году из той же Троицкой крепости перевезли Святотроицкую церковь, которую поставили по правую сторону крепостных ворот близ земляного вала и назвали соборной. С 1719 года Бахмут стал центром одноименной провинции России.
Город Бахмут – ныне Артемовк Донецкой области – вырос в крупный промышленный центр Донбасса. В 2001 году он будет отмечать свой трехсотлетний юбилей. В дни празднования вспомнят жители и основателей города – донских и изюмских казаков, помянут добрым словом и тех донцов из Сухорева городка, что первыми открыли здесь соляные источники. |