Подов В.И. Легенды и были Донбасса

СКАЗ О РОЖДЕНИИ БАХМУТА

Ехали донские казаки по берегу речки Бахмутки. Держали путь на Кальмиус-речку рыбу ловить. Захоте­лось им пить. Видят саженях в двадцати от берега – кри- ничка. Остановили лошадей, спешились. Один зачерп­нул воду пригоршнями, с жадностью хлебнул. И тут же изо рта фонтаном выбросил.

 

–   Фу, соленая… Сущая рапа.

Другой тоже попробовал, но уже осторожно.

–   Действительно соленая, – подтвердил он. – Крепко насолили.

Сделали еще шагов с полсотни, попили прямо из реч­ки. Вода чистая, прозрачная, пресная.

На Кальмиусе улов был удачным. Наловили много леща, судака. Стали солить рыбу и вспомнили ту соле­ную криничку. Тот, кто первым попробовал соленой воды, сказал:

–    Вот бы тут такая соленая криничка, Бросили бы в 4 нее рыбу – враз бы просолилась.

–    Твоя фантазия, кум, хороша. Да не лучше ли по­пробовать соль там вываривать. Авось получится не хуже, чем на Торских озерах.

–   Деловой ты казак, кум. Умная голова, неча сказать. Давай попробуем.

Возвращаются казаки домой. Везут рыбы – и суше­ной, и вяленой. Подъехали к той криничке соленой на Бахмутке. Осмотрели вокруг местность. И порешили: отвезем рыбу – приедем сюда соль вываривать.

Так и сделали. Казан привезли, соленой воды нали­ли. По балкам дров нарубили, огонь разожгли. Все это делали в стороне, подальше от кринички, чтобы кто- нибудь о ней случайно не проведал. К концу дня под­считали. Неплохо получилось. Почти в два раза боль­ше, чем за такое время на Торских озерах вываривали.

И пошло, поехало. Изо дня в день донские казаки тайно здесь соль варили. И себе хватало, и на продажу отправляли. И атаману в подарок посылали.

–   Смотри, кум, о том, где мы соль варим,- никому ни слова. Ежели что – говори, мол, на Торских озерах.

–   Ну что ты, кум! Я не из болтливых. Сам знаешь…

–    Разве только атаману сказать. От него ничего та­ить нельзя.

Года два, а, может, три, в летний сезон донские ка­заки тайно на Бахмуте соль варили. Всякая тайна, од­нако, со временем становится явью. О выварке соли на


18

 

Бахмутке проведали казаки Изюмского полка. И вдруг с наступлением весны 1701 года сюда на промысел хлы­нули. И объективные обстоятельства тому способство­вали. Предыдущие два года неурожайными были. Лю­дей голод терзал. Чтобы выжить, изюмцы, пренебрегая службой, соль вываривать бросились.

Донцам, понятно, такое соседство не понравилось. Местность эту они считали своей заимкой. И по обы­чаю того времени чувствовали себя здесь законными хозяевами. На этом основании пытались изюмцам соль варить воспрепятствовать. Силы, однако, были нерав­ными. На горстку донцов набралась целая сотня ицюм- цев. И донцы сами оказались изгнанными. Изюмцы ста­ли обосновываться здесь всерьез и надолго: казанами и сковородами обзавелись, солеваренные колодцы стали копать, печи класть, для жилья курени и землянки стро­ить, а для хранения соли – амбары. Одним словом, на речке Бахмутке стихийно солепромысел возник, посто­янное поселение солеваров образовалось.

Проведал об этом полковник Изюмского Слободско­го полка Шидловский. Хоть и был он недоволен свои­ми казаками, бросившими службу, не стал насильно воз­вращать их. В солепромысле на Бахмутке важный ис­точник доходов он увидел. И уже подумывал, как бы к рукам его прибрать.

Такую большую обиду донцы, конечно, не могли стерпеть. Виданное ли дело? – изюмские казаки насиль­но их прав на заимку лишили, а вместе с тем и на дохо­ды от выварки соли. “Борьба – кровавая и бескров­ная… Только борьбой можно свои права и престиж вос­становить”, – думали они. А пока с жалобой на изюм- цев к Петру Первому обратились.

Царь не долго думал. Руководствуясь субъективны­ми факторами, на с^ону Изюмского полка встал. Как и просил Шидловский, Петр Бахмутский солепромысел в ведение Изюмского полка передал. Изюмцы казались ему ближе, послушней своенравных донских казаков.

Столкновение двух сил – донских и изюмских каза­


19

 

ков – из-за Бахмутского солепромысла, словно могучий удар кремня по стали, и дало те искры, от которых в 1705 году сгорел Бахмут, а через два года запылала вой­на под руководством Кондратия Булавина.

Споры вокруг солепромысла отражены в Грамоте Петра Первого полковнику Изюмского полка Ф.В. Шидловскому от 14 октября 1704 года. Здесь же зафик­сирован и факт рождения нового поселения. По имени речки Бахмутом его назвали. В той грамоте сказано:

“А в прошлом де 1701 году те торские жители обыс­кали место в дачах Изюмского полка, на речке Бахмут, где соль варить прибыльнее торского, и с того города Тору без нашего Вам государственного указа и без тво- е^о# ведома перешли все жить на речку Бахмут; також из того Изюмского полка, из городов и иных черкас­ских полков жители черкасы перешли в то место жить многие, также и русские всяких чинов служилые люди, и крестьяне пришли многие и живут самовольно и служ­бы никакой не несут и тебе чиниться непослушны”.

Эта Грамота – бесспорное документальное свидетель­ство о времени рождения Бахмута. Не случайно ее на­зывают метрикой города Бахмута.

А чтобы узнать, сколько во вновь возникшем посе­лении жителей и откуда д^о пришли, на речку Бахмут – ку из Белгорода в соответствии с царской грамотой от 14 августа 1702 года поручик Петр Языков был послан. Обследовав новое поселение, он составил описные кни­ги, сказки (рассказы жителей) и чертежи. В тех описных книгах говорилось, что на новопоселенном месте на речке Бахмуте русских жителей, переселившихся из Тора, Маяков и иных городов, – 36 человек; черкас Изюмского поллка, прибывших из Тора и Маяков, – 112 человек, а донских казаков всего два. В это время все жители Бахмута имели 49 дворов, 49 изб, 48 курней и землянок. Они открыли 29 солеваренных колодезей, от­куда черпали рассол, и построили 11 амбаров для хра­нения соли.


20

 

Перт Языков не забыл указать и количество детей у жителей новопоселенного Бахмута. Он писал: “На той речке Бахмуте жителей: русских людей торских жителей 18 человек, у них детей 23, маяцких жителей 4, дети их 4. Переяслав-рязанский волостной крестьянин 1, туле- нин посацкий 1 человек, москвитятин посацкий – 2, го­рода Королевца посацкий 1, суздалец гулящий 1, бояр­ский крестьянин 1, арзамасец посацкий 1, у него сын один, тополец гулящий 1 человек”. Раз поселенцы при­были с детьми, то уж навсегда.

Данные исчерпывающие, документальные, Сомне­нию не подлежат. Назовите другой город с трехсотлет­ней историей, который бы располагал такими точны­ми, исчерпывающими данными о времени своего осно­вания! Тут все очерчено четко, выпукло. Год рождения Бахмута – 1701-й. Возник не по велению свыше, как Тор, а стихийно, по воле предприимчивых людей. Со­циальный состав первых поселенцев – свободные горо­жане и казаки. По происхождению – в основном каза­ки и городские свободные жители. Национальный со­став – украинцы и русские. Род занятий жителей Бах­мута – солеварение. В 1702 году в Бахмуте уже насчи­тывалось 150 жителей. Известно и их прежнее место обитания.

Бахмут вместе с солепромыслом быстро развивался. Уже в 1704 году, посланный сюда из Белгорода капи­тан Скурихин зафиксировал новые строения. Для за­щиты от кочевников в 1702 году была построена кре­пость с дубовым острогом. Для сбора пошлин появи­лась таможенная изба Семеновской канцелярии. Соору­жена ратуша Изюмского полка. Жители Бахмута вы­варивали соль на 170 сковородах, число амбаров вы­росло до 15. Для обслуживания солеваров было откры­то 9 кузниц.

Несчастливым оказался для Бахмута 1705 год. Донс­кие казаки во главе с Кондратием Булавиным дотла со­жгли его. Новые бедствия принесла ему булавинская война в 1708 году.

 

После подавления Булавинского восстания Бахмут снова поднимается. В 1711 году сюда переведена часть войск из Троицкой крепости (Тагонрог), отданный тур­кам. С тех пор Бахмут стал главной крепостью на юге России. В том же году из той же Троицкой крепости пе­ревезли Святотроицкую церковь, которую поставили по правую сторону крепостных ворот близ земляного вала и назвали соборной. С 1719 года Бахмут стал центром одноименной провинции России.

Город Бахмут – ныне Артемовк Донецкой области – вырос в крупный промышленный центр Донбасса. В 2001 году он будет отмечать свой трехсотлетний юби­лей. В дни празднования вспомнят жители и основате­лей города – донских и изюмских казаков, помянут доб­рым словом и тех донцов из Сухорева городка, что пер­выми открыли здесь соляные источники.

 

Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.