ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ ТРЕПЕТНО И ПОБЕДНО
ВВЕДЕНИЕ
УЧИСЬ УЧИТЬСЯ (о некоторых аспектах самостоятельной умственной работы )
- Как развивать свои умственные способности
- Как слушать объяснение учителя
- Как ускорить умственную работу
- Как учить стихи
Раздел I. ИДЁМ В БИБЛИОТЕКУ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
- Основные виды книгоописания
- Библиотечные каталоги
- Алфавитный каталог
- Систематический каталог
- Справочный аппарат книги
- Вспомогательные указатели
ГЛАВА 2. ЛИЧНЫЙ РАБОЧИЙ КАТАЛОГ
- 4. Карточка личного рабочего каталога
- Алфавитный отдел
- Тематический отдел
- Тематические рубрики
- Сортируем
Раздел II. ЧТЕНИЕ – ТРУДНАЯ РАБОТА
ГЛАВА 1. УЧИМСЯ ЧИТАТЬ
- Читаем книгу. Листаем страницы
- Писать ли на книгах?
- Уже индивидуальность
- Книга с чистыми листами
- Прозрачные листки
- Подбор нужного из книг
- Помощь при работе в библиотеке
- Хранить или нет?
- Учет сделанного
- Чтение по диагонали
- Запаситесь карточками
- 5. Карточка библиографической формы № 1. Журнал «Финансы и учет»
ГЛАВА 4. РАБОТА С ГАЗЕТОЙ
- Газетный калейдоскоп
- Заголовки и рубрики газеты
- Газетная учетная карточка
- Вырезки
- Беречь свежие побеги, срезать старые
Раздел III. РАСКРЫВАЕМ СЕКРЕТЫ ПАМЯТИ
ГЛАВА 1. СУТЬ ПОЗНАНИЯ – ПОНИМАНИЕ
ГЛАВА 2. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПАМЯТИ
ГЛАВА 3. ТИПЫ И ВИДЫ ПАМЯТИ
ГЛАВА 4. СПОСОБЫ ЗАПОМИНАНИЯ
ГЛАВА 5. ЗАКОНЫ ПАМЯТИ
ГЛАВА 6. ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ
ГЛАВА 7. УМЕЕМ ЛИ МЫ ОТВЛЕКАТЬСЯ?
ГЛАВА 8. УМЕЕМ ЛИМЫ ДОЛГО НЕ ОТВЛЕКАТЬСЯ?
ГЛАВА 9. КАКОВ ОБЪЕМ НАШЕГО ВНИМАНИЯ?
ГЛАВА 10. МОЖНО ЛИ ДЕЛАТЬ НЕСКОЛЬКО ДЕЛ ОДНОВРЕМЕННО?
ГЛАВА 11. МОЖЕМ ЛИ МЫ БЫСТРО ПЕРЕХОДИТЬ ОТ ОДНОЙ РАБОТЫ К ДРУГОЙ?
ГЛАВА 12. РАЦИОНАЛЬНЫЙ СПОСОБ ЗАПОМИНАНИЯ
- Понять — значит запомнить
- Метод «смысловых опорных пунктов»
- Метод «ключевых слов»
- Тема. Куликовская битва. Свержение монголо-татарского ига.
- Цепочка ключевых слов
- Метод «отсечения главного»
- Метод «восстановления с конца»
- Метод «неожиданного вопроса»
- Метод «смысловой догадки»
- Метод «объяснения другому»
- Метод «доказательства от противного»
ГЛАВА 13. ПРАВИЛЬНО ЛИ МЫ ГОТОВИМСЯ К ЗАПОМИНАНИЮ?
ГЛАВА 14. МНЕМОНИЧЕСКИЙ СПОСОБ ЗАПОМИНАНИЯ
ГЛАВА 18. ВСПОМИНАНИЕ – ЭТО ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ
- Зрительное воспроизведение
- Визуализация, или Тренировка зрительной фантазии
- Слуховое воспроизведение
Раздел IV. ПИШЕМ – ДВА РАЗА ЧИТАЕМ
ГЛАВА 1. ТЕКСТ ЗАПИСЕЙ
- Пять советов
- Средства выделения текста
- Многоцветье пометок
- Система выделений
- Символика помет
- Заглавный лист
- Поля
- Вдоль и поперек
- Ссылочные страницы
- Поисковые отчеркивания
- Тетрадные лоции
- Страницы под номерами
- Чтобы материал не вставал дыбом
- Увидеть лес за деревьями
- А карточки лучше
- Выписывание без выписывания
- Выписки-черточки
- Не закладками цитатки
- Словам тесно, мыслям просторно
- Достоинства плана
- Когда приступать?
- Границы мыслей
- Форма выражения пунктов
- Чуть сложнее простого
- Запись планов, их накопление
- Ограничения
- Ряд ценных качеств
- Основные, простые, сложные
- Тезисами не сушить мысли
- Тезисы -цитаты
- Как составлять тезисы?
- Черновик и план
ГЛАВА 5. КОНСПЕКТЫ
- Что же это такое?
- Не заблудиться в мыслях
- Конспект — не рассказ
- Кратко, но убедительно
- Где свое, где чужое
- Семья конспектов
- С чего начать?
- Комплексная работа
ГЛАВА 6. КОДИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ
- Предпосылки введения опорных сигналов
- Разработка опорного конспекта
- Некоторые принципы создания систем опорных сигналов и рекомендации по работе с ними
- Рекомендации по составлению авторских опорных конспектов
- Методы «до чтения»
- Методы «во время чтения»
- 10 правил совершенствования методики чтения
- 10 факторов, мешающих быстрому чтению
- Методы «после чтения»
- Техника маркировки (пометок) текста
Метод ОПЧ ОП
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ (спецкурса, факультатива)
«УЧИСЬ УЧИТЬСЯ САМ »
Пояснительная записка
Программа курса по выбору (спецкурса, факультатива)
Меженко Ю. С. Быстрое и эффективное развитие памяти, внимания и умственных способностей. — Донецк: 000 «ПКФ «БАО», 2011. — 224 с.: ил.
Чтобы не потеряться в потоке информации, которой насыщен современный мир, нужно уметь отделять главное от второстепенного, важное от менее важного. Для этого каждому человеку, а учащемуся — в особенности, необходимы сконцентрированное внимание, хорошая память и высокие умственные способности. В пособии в доступной форме освещены приемы восприятия, запоминания и воспроизведения любого материала. Также в книге приводятся эффективные упражнения тренировочного характера для развития механизмов памяти и освоения рациональных способов запоминания. Издание предназначено для учащихся старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, студентов, а также всех, кто желает улучшить свою память.