Часть вторая «Семидесятые годы» (1968—1986)
Глава II. Дальнейшие мутации соцреализма
1. Новые версии жанра «народной эпопеи» (Ф. Абрамов, П. Проскурин, А. Львов и др.)
2. Исторический и идеологический романы (С. Залыгин, В.Дудинцев и др.)
3. Трансформации «положительного героя» (Д.Гранин, А. Гельман, Б.Можаев, Ч. Айтматов и др.)
Глава III. «Тихая лирика» и «деревенская проза»
1. «Тихая лирика» и сдвиг культурной парадигмы
1.1. Поэтический мир Николая Рубцова
1.2. От социального к экзистенциальному: путь Анатолия Жигулина
1.3. Полюса «тихой лирики» (С.Куняев, Ю.Кузнецов)
2. Феномен «деревенской прозы»
2.1. «Привычное дело» (1966) и «Плотницкие рассказы» (1969) Василия Белова
2.2. Повести Валентина Распутина
2.3. Открытия и тупики «деревенской прозы»
З. Василий Шукшин
- Драматизм шукшинского рассказа: «чудик» и его чудачества
- Дума о жизни и образ мира
- Мудрость жизни и ее хранители
- Песенный характер
- Свет и тени родного дома: две книги «Последнего поклона»
- Экология души: повествование в рассказе «Царь-рыба»
- Лад и разлад: рассказ «Жизнь прожить» и роман «Печальный детектив»
- Человек и хаос войны: повесть «Пастух и пастушка», роман «Прокляты и убиты»
Глава IV. Гротеск в поэзии и прозе
1. К характеристике гротеска
2. Романтический гротеск
2.1. Александр Галич
2.2. Владимир Высоцкий
3. Социально-психологический гротеск: Василий Аксенов
4. Карнавальный гротеск
4.1. Юз Алешковский
4.2. Владимир Войнович
4.3. Фазиль Искандер
Глава V. Интеллектуальная тенденция
1. Пафос мысли и принцип притчевости
2. Художественно-документальные расследования (А.Адамович «Каратели»)
3. Варианты притчеобразных структур
4. Юрий Домбровский
- Основной конфликт романа «Факультет ненужных вещей»
- Интеллектуальная поэтика романа
- Философия закона и свободы. Стоицизм
- Система характеров
- В рамках соцреалистических стереотипов: повесть «Студенты», роман «Утоление жажды»
- Первое обращение к истории: «Отблеск костра» и «городские повести»
- Второе обращение к истории: роман «Нетерпение»
- Историческая память и беспамятность: «Другая жизнь» и «Дом на набережной»
- «Недочувствие» в истории: роман «Старик»
- «Преодоление истории»: роман «Время и место», новеллистический цикл «Опрокинутый дом»
- Быковские ситуации
- «Двухполюсная» драма выбора
- Сила власти и достоинство человека: повесть «Знак беды»
- Мелодрамы 1960-х годов
- Трагифарс «Провинциальные анекдоты» (1970)
- «Утиная охота» (1971)
- Опыт современной трагедии
8. Фантастика братьев Стругацких
- Прощание с утопией «коммунизма с человеческим лицом»
- Антиутопии о «вторжении будущего»
- Возвращение утопии о «вертикальном прогрессе»
Глава VI. Новая жизнь модернистской традиции
1. Неоакмеизм в поэзии
1.1. «Старшие» неоакмеисты (Арс. Тарковский, Д. Самойлов, С.Липкин)
1.2. Неоакмеисты-«шестидесятники» (Б.Ахмадулина, А. Кушнер, О. Чухонцев)
2. «Мовизм» Валентина Катаева
- Начало «мовизма» — под прикрытием ленинской темы
- «Замена хронологической связи ассоциативной»: повесть «Святой колодец»
- Повесть «Трава забвенья»
- Поэзия в борьбе со смертью: «Алмазный мой венец»
- Самый поздний Катаев
- Самый поздний Катаев — 2
- Эстетические принципы «мовизма»
3. Рождение русского постмодернизма (А. Битов, Вен. Ерофеев, Саша Соколов)
3.1. «Пушкинский дом» (1964—1971) А.Битова
- Модернистская личность и постмодернистские симулякры субъективности
- Литературность как симулякр литературы
- Разрушение как возвращение
3.2. «Москва — Петушки» (1969) Вен.Ерофеева
- «Школа для дураков»: мифология метаморфоз
- «Между собакой и волком»: метонимии хаоса
- «Палисандрия»: вечность как «ужебыло» и ее опровержение
Часть третья В конце века (1986 — 1990-е годы)
Глава II. Постмодернизм в 1980 — 1990-е годы
1. Постмодернистские тенденции в поэзии
1.1. Московский концептуализм (Д.А.Пригов, Л. Рубинштейн, Т. Кибиров)
1.1. Московский концептуализм (Д.А.ПРИГОВ, Л.РУБИНШТЕЙН, Т.КИБИРОВ) — 2
1.2. Поэзия необарокко (И. Жданов, Е. Шварц, А. Еременко, А. Парщиков)
2. Постмодернистская проза
2.1. Татьяна Толстая
2.2. Постмодернистский квазиисторизм (В.Пьецух, Вик. Ерофеев, В. Шаров)
2.3. Евгений Попов
2.4. Владимир Сорокин
2.5. Виктор Пелевин
3. Драматургия постмодернизма
3.1. Венедикт Ерофеев. «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» (1985)
3.2. Театр Нины Садур
Глава III. Судьбы реалистической традиции
1. Реалистическая традиция: кризис и переосмысление.
- Трансформация реалистической стратегии: роман Георгия Владимова «Генерал и его армия»
- Трансформация реалистической стратегии: роман Георгия Владимова «Генерал и его армия» — 3
2. Феномен «чернухи»: от неонатурализма к неосентиментализму
Драматургия Н. Коляды
Глава IV. Постреализм: формирование новой художественной системы
1. Гипотеза о постреализме
2. Постреализм в литературе 1980—1990-х годов
3. Сергей Довлатов
4. Людмила Петрушевская
- «Самотечностъ жизни»
- «Голоса» и экзистенция
- Трансформации «самотечности»
- Роман «Андеграунд, или Герой нашего времени»
- «С точки зрения смерти»: переосмысление барокко
- Пустота, время и вечность
- Пустота и предназначение поэзии
Лейдерман Н.Л. и Липовецкий М. Н.Современная русская литература: 1950— 1990-е годы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. — Т. 2: 1968— 1990. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 688 с.В данном учебном пособии представлены все три ветви русской литературы: легальная советская словесность, литература эмиграции и отечественный андеграунд. Закономерности художественного процесса выявляются через анализ динамики основных литературных направлений: традиционного и социалистического реализма, модернизма и постмодернизма, а также нового направления, которое авторы называют постреализмом.Книга состоит из трех частей: первая посвящена — литературе «оттепели» (середина 1950-х—конец 1960-х гг.); часть вторая — так называемым семидесятым годам (конец 1960-х—середина 1980-х); часть третья — постсоветскому периоду (середина 1980-х —конец 1990-х гг.). В каждую часть наряду с обзорными включены монографические главы, посвященные творчеству наиболее выдающихся писателей, а также главы, содержащие подробные разборы самых значительных или «знаковых» для данного периода произведений.Учебное пособие может быть полезно аспирантам, учителям гуманитарных гимназий, лицеев и школ.